Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: история старинного памятника
Петропавловский собор - главный храм Санкт-Петербурга, визитная карточка города. Величественное барочное здание, возвышающееся над крепостью, стало архитектурной доминантой новой столицы Российской империи. С момента основания Петербурга собор играет важную роль в истории и культуре города.
Закладка собора при Петре I
Петропавловский собор был заложен в 1703 году в день святых апостолов Петра и Павла по указу Петра I на Заячьем острове в центре вновь строящегося города Санкт-Петербург.
Царь хотел, чтобы новый главный храм России превзошел по высоте древние соборы Московского Кремля. Проект в стиле барокко разработал придворный архитектор Доменико Трезини. Строительство велось очень медленно из-за нехватки рабочих и средств. К 1733 году, уже после смерти Петра, храм был в основном достроен.
Петропавловский собор стал не только главным храмом новой столицы, но и усыпальницей членов правящей династии Романовых. Первыми здесь были похоронены жена и сын Петра I. В 1725 году рядом с могилой царевича Алексея в Петропавловском соборе был похоронен сам император. Так Петропавловский собор обрел статус некрополя российских императоров.
С момента основания и более ста лет Петропавловский собор оставался самым высоким зданием в Российской империи. Его 122-метровый шпиль венчает фигура ангела с крестом, которая стала одним из символов Санкт-Петербурга.
Архитектурные особенности собора в стиле барокко
Петропавловский собор является выдающимся памятником архитектуры петровского барокко. В его облике гармонично сочетаются черты западноевропейского (голландского, немецкого, английского) и русского зодчества XVIII века.
Собор представляет собой трехнефную базилику с трансептом, увенчанную большим центральным куполом на высоком световом барабане. К четверику храма с запада примыкает мощная колокольня, а с востока - пятигранная апсида. Фасады украшены коринфскими пилястрами, нишами, колоннами, скульптурами.
Главной особенностью собора является его колокольня в виде отдельно стоящей башни западно-европейского типа. Она имеет четыре яруса, завершается шпилем и позолоченной фигурой ангела. Высота колокольни вместе со шпилем - 122,5 метра. Это было намеренно задумано Петром I, чтобы превзойти по высоте самые высокие храмы Москвы.
Петропавловский собор отличается стройными пропорциями и величественным силуэтом на фоне неба. Его архитектура отражает идею могущества Российской империи как морской державы. Шпиль напоминает мачту корабля, а флюгер в виде парящего ангела символизирует покровительство небес.
Внутреннее убранство храма
Интерьер Петропавловского собора отличается торжественностью и пышностью декора в стиле барокко. Пространство внутри разделено на три нефа мощными коринфскими колоннами. Стены украшены пилястрами, лепниной, расписаны под мрамор. Пол выстлан мраморными и известняковыми плитами.
В интерьере гармонично сочетаются скульптура, живопись и декоративное оформление. Главной святыней храма является иконостас работы московских мастеров 1722-1727 гг. Он выполнен в форме триумфальной арки и украшен резьбой по дереву. Иконы написали придворные живописцы.
Изюминкой оформления являются монументальные паникадила XVIII века из позолоченной бронзы и цветного стекла. Они освещают пространство мягким светом. Дополняют внутренний облик собора предметы церковного обихода в серебряном исполнении.
Богатое убранство отражает статус Петропавловского собора как главного храма Российской империи. Здесь гармонично сочетаются лучшие традиции западного и русского искусства эпохи барокко.
История императорских захоронений в соборе
Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна V Алексеевича.
Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице.
В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили 2-летнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694—1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича.
После смерти Петра I гроб с его телом был помещен во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года.
В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 году Ивана VI, место захоронения последнего не известно до сих пор.
В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего брата Константина Павловича.
С этого времени в соборе стали погребать близких родственников императоров.
В 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы Август Пуаро, Андрей Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами.
17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии, принадлежащие Николаю II, императрице Александре Федоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитым в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью.
Собор в 20 веке - советский период и возрождение
В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращен в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи. В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал.
В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории Санкт-Петербурга. С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.
В настоящее время настоятелем храма служит архимандрит Александр (Федоров), являющийся также председателем епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам. Собор многократно ремонтировали и перестраивали. Поэтому реконструкция его изначального вида крайне затруднена.
Ежегодно в соборе совершаются панихиды: 5 января — Елизавета Петровна (†1761); 30 января — убиенные Великие Князья (†1918); 10 февраля — Петр I (†1725); 3 марта — Николай I (†1855); 14 марта — Александр II (†1881); 24 марта — Павел I (†1801); 19 мая — Екатерина I (†1727); 19 июля — Петр III (†1762); 13 октября — императрица Мария Феодоровна (†1928); 30 октября — императрица Анна Иоанновна (†1740); 2 ноября — Александр III (†1894); 20 ноября — Екатерина II (†1796); 2 декабря — Александр I (†1825).
Современное состояние и значение Петропавловского собора
В настоящее время Петропавловский собор является действующим храмом Русской православной церкви и важнейшим историческим памятником Санкт-Петербурга. Он олицетворяет славную 300-летнюю историю города, основанного Петром Великим.
С 1990-х годов в соборе регулярно проводятся богослужения и отпевания представителей Дома Романовых. Каждый год здесь проходят десятки тысяч туристов и паломников со всего мира.
Несмотря на многочисленные переделки и реставрации, Петропавловский собор сохранил свой уникальный исторический облик. Его 122-метровый шпиль, увенчанный фигурой ангела, остается одним из главных символов Санкт-Петербурга.
Ценнейшим элементом внутреннего убранства храма является выполненный в стиле барокко позолоченный иконостас работы московских мастеров 1722—1727 годов. Это грандиозное сооружение высотой около 20 метров представляет собой открытую арку-триумфальную арку, символизирующую победу России в Северной войне.
Огромную историческую ценность имеет некрополь Петропавловского собора, где покоятся останки 46 представителей Дома Романовых, начиная с Петра I и заканчивая Николаем II с семьей. Это делает собор уникальной усыпальницей русских государей, аналогов которой нет более ни в одном храме или монастыре России.