Государства современные: особенности, структура, классификация, принципы, формирование, главы
Институт современного государства является главной организующей силой общества. Ни одно объединение людей не может выполнять все многообразие функций, которое реализует государство. Оно призвано обеспечивать целостность и управляемость общества.
Все функции, которые реализует современное государство, обусловлены социальными потребностями. Соответственно, оно служит интересам населения. Без института государства невозможен прогресс общества, его культурное, техническое развитие. Оно является основной политической организацией и достоянием населения. Рассмотрим подробнее особенности современных государств.
Определение
В настоящее время понятие современного государства раскрывается в разных источниках по-разному. Одни авторы считают его единой политической организацией общества, распространяющей свою власть на всех граждан, проживающих в стране, и обладающей суверенитетом. В структуре современного государства присутствует специальный аппарат управления и принуждения.
Другие авторы полагают, что государство представляет собой политико-территориальную суверенную организацию публичной власти. Она располагает специальным аппаратом для реализации охранительной, управленческо-обеспечительной функций, способна придавать своим велениям обязательный характер для всех граждан, населяющих страну.
Есть еще одно определение, которое, представляется, наиболее полно характеризует специфику формирования современных государств. По мнению Венгерова, оно представляет собой взятую в комплексе политически властную, структурную, территориальную организацию общества, наделенную специальным назначением. В первую очередь, задачи государства состоят в выражении и защите общих целей и интересов населения, развитии общества на правовой основе, использовании в необходимых случаях принудительной силы для обеспечения стабильности, укрепления правопорядка в стране и реализации власти.
Принципы
Современные государства обладают множеством признаков. Основные из них используются как критерии признания стран участницами международного взаимодействия. Ключевыми принципами создания современного государства являются:
- Единство территории.
- Наличие населения, проживающего в границах страны.
- Суверенитет власти.
Территория государства
Она нераздельная, неотчуждаема и неприкосновенна. Для обеспечения целостности территории в международных соглашениях закрепляются границы государств.
Территория страны исключительна. Это выражается в реализации принципа невмешательства власти одной страны в дела другой.
Взаимодействие с населением
Народ государства – человеческое общество, которое проживает на территории страны и подчиняется ее органам власти.
Население сегодня зачастую обладает полиэтническим характером. Оно является социальной основой современного государства. Для обеспечения целостности страны необходимо всеобщее подчинение народа органам госвласти.
Суверенитет публичной власти
Он признается одним из самых важных признаков государства.
Понятие "суверенитет" стали использовать еще в XVI в. В оборот его ввел французский юрист Ж. Боден. Автор определял суверенитет как абсолютную, постоянную власть государства. Этим понятием обосновывались самостоятельность и верховенство национальной власти на своей территории. Спустя время сформировались представления о суверенитете нации, народа, этнических сообществ.
Суверенная власть предполагает полноту и верховенство судебной, законодательной и исполнительной власти внутри государства, независимость на международном уровне. Она является универсальной. Это означает, что суверенная власть распространяется на всю территорию государства, на все население, которое на ней находится, в том числе на иностранных граждан, на все общественные (включая и политические) организации.
Организация управления
Для реализации суверенной власти необходимы специальные государственные институты. В комплексе они образуют аппарат госуправления с высшим должностным лицом во главе.
В современных государствах функционируют:
- Представительные органы.
- Исполнительно-распорядительные структуры.
- Судебные инстанции, прокуратура, контрольные органы.
- Правоохранительные структуры.
- Вооруженные силы.
Механизм принуждения
На него опирается публичная власть. Законодательством страны предусматриваются специальные правовые санкции, которые могут применяться при нарушении гражданами установленных предписаний. Для поддержания законности формируются соответствующие органы, должностные лица которых являются государственными служащими.
Применение принудительных мер – прерогатива исключительно публичной власти. Только государство имеет специализированные органы, которые используют принуждение в случаях, определенных законодательством.
Стоит сказать, что меры, закрепленные нормативными актами, могут применяться не только к гражданам, но и к партиям, административно-территориальным единицам, предприятиям, общественным объединениям, действующим в стране.
Только органы госвласти наделены монопольным правом издавать законы, регламентирующие общественную жизнь и обладающие общеобязательным характером, создавать налоговую систему, необходимую для обеспечения нужд публичной власти, содержания аппарата чиновников.
Классификация современных государств
Существуют разные признаки, по которым проводится разделение. В современной теории выделяют формы государств, отличающихся по:
- Способу организации высших структур госвласти (форме правления). Так, существуют президентские республики (с президентом во главе), монархии (высшим лицом является король или королева) и пр.
- Территориальному устройству.
- Характеру взаимосвязей между структурами власти, методами ее реализации, способами взаимодействия государственных институтов с иными политическими субъектами, отдельными гражданами, всем обществом в целом (политическому режиму).
Функции
Их можно разделить на внешние и внутренние. К первым относят:
- Защиту страны на международном уровне.
- Участие в решении вопросов, связанных с развитием мира, поддержанием порядка.
- Сотрудничество с другими странами.
- Участие в работе международных организаций.
Внутренними являются функции по:
- Охране правопорядка.
- Обеспечению свобод и прав граждан.
Кроме того, внутри страны публичная власть реализует идеологическую, социальную, хозяйственную функции.
Государство как общественный арбитр
В любом обществе возникают конфликты. Обязанность по их урегулированию возлагается на публичную власть.
Конфликты возникают в связи с разнообразием социальных групп: у каждой свой интерес, который они стремятся удовлетворить. Часто они не совпадают с потребностями всего общества в целом. В результате возникает необходимость обеспечить равномерное распределение ресурсов и прочих благ.
В рамках социально-политического арбитража государство предоставляет одним группам определенные гарантии, а для других устанавливает ограничения. Это, безусловно, в известной степени ущемляет интересы тех или иных объединений, но вместе с тем предотвращает возникновение напряженности в обществе.
Заключение
Современное государство – уникальная политическая организация, которая действует в обществе на конкретной территории, очерченной госграницей. В структуру этой организации входят все субъекты, находящиеся на этой территории, вне зависимости от их желания и их статуса.
Лица, проживающие в стране, распределены по определенным административно-территориальным единицам и подчиняются органам управления.
Уникальность государства заключается, в первую очередь, в его исключительном праве иметь разветвленный, специализированный административный аппарат, вооруженные силы. Оно располагает огромным объемом материальных и человеческих ресурсов. Только государство является представителем общества внутри страны и за ее пределами.