Российский вертолет Ка-226Т: фото, характеристики
Первый массовый вертолет, разработанный в камовском ОКБ, поднялся в небо в апреле 1953 года, но славная история легендарных летательных аппаратов под маркой "Ка" началась гораздо раньше.
Красный инженер
Николай Ильич Камов, получив прекрасное техническое образование в коммерческом училище (окончил с золотой медалью) и на механическом факультете Томского технологического института, приобрел практические навыки на концессионном заводе Юнкерса (Москва) и центральных аэропланных мастерских "Добролёта". Страстно увлеченного авиацией 25-летнего юношу заметил и пригласил в свое опытное конструкторское бюро по проектированию гидросамолетов Д.П. Григорович. Именно здесь Камов серьезно заинтересовался автожирами - винтокрылыми летательными аппаратами. И к 1929 году в соавторстве с Н. Скржинским была разработана и построена первая советская машина подобного типа - "Красный инженер" (КАСКР-1).
В начале 30-х годов прошлого века Николай Ильич возглавил одну из конструкторских бригад ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института). По заказу Военно-Воздушных сил молодой республики под руководством и при непосредственном участии Камова был разработан двухместный автожир А-7. Эти летательные аппараты не только использовались для военно-разведывательных целей, но и активно применялись в народном хозяйстве. С 1940 года Камов возглавил первое в СССР конструкторское бюро вертолетостроения, которому спустя несколько десятилетий и было присвоено его имя.
От "Курицы" до "Касатки"
Все винтокрылые аппараты ОКБ "Камов" отличают минимальный уровень вибрации и отличные пилотажные качества. Еще на заре отечественного вертолетостроения Николай Ильич критично относился к одновинтовым и продольным двухвинтовым конструкциям вертолетов, отдав предпочтение машинам с соосным расположением несущих лопастей. Среди неоспоримых преимуществ такой схемы он указывал:
- аэродинамическую симметрию;
- независимость каналов управления;
- отличную устойчивость на всех взлетно-посадочных и курсовых режимах;
- сравнительную простоту и доступность обучения техники пилотирования.
Вертолетостроители "Камова" на деле доказали всему миру, что надежность и качество всех серийных моделей вертолетов от первых Ка-15 ("курица" по классификации НАТО) до современных Ка-62 ("Касатка") и Ка-226Т ("Хулиган") не уступает зарубежным аналогам. Этим летательным аппаратам принадлежат более двадцати мировых рекордов. Впервые в истории отечественной гражданской авиации в 1994 году российская винтокрылая машина Ка-32 получила сертификат годности в соответствии с нормами авиационных правил Соединенных Штатов.
Без преувеличения можно сказать, что фирма "Камов" оказывает значительное влияние на формирование мировых тенденций развития производства гражданских, специализированных и военных вертолетов.
Вертолет Ка-226Т. История создания
Согласно исследованиям маркетологов, более 80% грузопассажирских вертолетных авиаперевозок внутри страны совершаются машинами легкого класса. В конце прошлого века дефицит летной техники в этом сегменте составлял более 600 единиц. В связи с этим специалистами фирмы "Камов" была начата разработка нового геликоптера, сочетающего в своей конструкции лучшие элементы предыдущих моделей Ка-26 и Ка-126. Но, в отличие от них, оснащенного двумя силовыми агрегатами, обеспечивающими необходимый уровень безопасности.
Первые летные испытания нового вертолета Ка-226 прошли в сентябре 1994 года. Серийное производство данной модели было налажено на Кумертауском авиационном производственном предприятии (Башкортостан) и НПО "Стрела" (Оренбург). В результате дальнейшей оптимизации и модернизации изделия была создана модификация Ка-226Т. В 2015 году новая модель прошла обязательную сертификацию и запущена в серийное производство. Среди основных заказчиков вертолета Ка-226Т силовые ведомства и государственные структуры: МЧС, администрация столицы, РАО ЕЭС, Газпром. Серьезную заинтересованность выражают Государственный таможенный комитет, Федеральная пограничная служба и другие подразделения.
Конструктивные особенности
Технические условия на Ка-226Т, предъявляемые заказчиками, должны обеспечить возможность выполнения любых специализированных работ в труднодоступном высокогорье, в жарком и влажном климате, над морской поверхностью без существенного снижения летных и экономических показателей.
Главное отличие от базовой модификации - в силовых установках. Вместо газотурбинных двигателей Allison 250 (Rolls-Royce) на Ка-226Т устанавливаются более мощные ГТД Arrius 2G1 с электронной системой управления, французской компании Turbomeca, что положительно сказалось на взлетной массе и грузоподъемности вертолета. Практический потолок удалось увеличить до 7,5 км, а скорость - до 250 км/ч. Максимальный взлетный вес машины - 3,6 тонны, масса полезной нагрузки - 1,45 т. Следует отметить, что активно разрабатывается проект замены импортных силовых установок российскими. В питерском АО "ОДК-Климов" проходит тестовые испытания отечественный турбовальный двигатель 5-го поколения ВК-800В. Сможет ли он достойно конкурировать в техническом и экономическом плане с французским аналогом, покажет время.
В конструкции транспортной кабины, хвостового обвеса, лопастей винтов применяются новейшие полимерные композиционные материалы (ПКМ или композиты). Фото многоцелевого вертолета Ка-226Т подчеркивает современный дизайн его экстерьера.
Основные параметры
Сравнительные характеристики российских вертолетов Ка-226Т и Ка-226 показаны в таблице (по информации, предоставленной холдингом "Вертолеты России").
Летательный аппарат | Ка-226 | Ка-226Т |
Несущий винт (диаметр, м) | 13 | 13 |
Длина (м) | 8,1 | 8,1 |
Высота (м) | 4,185 | 4,185 |
Вес взлетный (нормальный, кг) | 3100 | 3200 |
Вес взлетный (перегрузочный, включая внешнюю подвеску, кг) | 3400 | 3800 |
Максимальная коммерческая нагрузка (кг) | 1200 | 1500 |
Силовые установки | Аллисон М-250 | Арриус 2G1 |
Максимальная мощность (л. с.) | 2*450 | 2*580 |
Удельная нагрузка двигателей (кг/л. с.) | 3,8 | 2,75 |
Скорость (крейсерская/максимальная, км/ч) | 195/210 | 220/250 |
Потолок (статический/динамический, км) | 2,6/4,2 | 4,1/5,7 |
Максимальная дальность полета (км) | 520 | 520 |
Габариты подвесной кабины (Д*Ш*В/Объем, м3) | 2,35*1,54*1,4/ 5,4 | |
Стоимость (млн рублей) | 175 | 245 |
Экипаж вертолета составляет 1-2 человека, количество перевозимых пассажиров, при соответствующем оборудовании, увеличивается до 9. По заверениям производителей, машина не нуждается в ангарном хранении. Габаритные характеристики Ка-226Т позволяют успешно эксплуатировать вертолет в условиях плотной городской застройки с площадок ограниченных размеров: фюзеляж и оперение не выступают за площадь, ометаемую несущими лопастями. Температурный диапазон эксплуатации машины лежит в пределах от -50˚С до +55˚С (при максимальной относительной влажности). На фото вертолет Ка-226Т демонстрирует отличные летные качества в непростых условиях высокогорья.
Системы и оборудование
Приборное и пилотажно-навигационное оснащение летательного аппарата подверглось основательной модернизации. Новейший комплекс авиаоники Ка-226Т позволяет пилотам в условиях недостаточной и ограниченной видимости определить параметры полета и пространственное положение машины по показаниям бортовых приборов. Большая площадь остекления фонаря кабины гарантирует замечательный обзор закабинного пространства. Место пилота оборудовано комфортабельным креслом энергопоглощающей конструкции (производитель - НПО "Звезда" им. Г.И. Северина (пгт Томилино, Московская обл), известное своими разработками в области жизнеобеспечения высотных и космических полетов). Расположение приборной доски, рычагов и пультов управления на Ка-226Т (фото ниже) отличает продуманная до мелочей эргономика.
Неубирающееся шасси летательного аппарата выполнено четырехстоечным с увеличенной энергоемкостью амортизации и гидравлической тормозной системой основного шасси. Лопасти винтов оборудованы электротепловой, а стекла кабины - воздушно-тепловой противообледенительными системами.
Энергоснабжение бортовых потребителей обеспечивается постоянным напряжением 27 В, переменным 200 В, 115 В и 36 В (частота 400 Гц). Во всех каналах управления вертолетом применяются модернизированные комбинированные агрегаты КАУ-165М.
Целевые модификации
Главное преимущество, о котором стоит упомянуть в описании вертолета Ка-226Т, - универсальность и модульность конструкции. В связи с этим изделие ОАО "Камов" имеет очень широкий диапазон применения. Одна машина способна решать весьма разноплановые задачи. Менее получаса потребуется для переоборудования и подготовки вертолета прямо на взлетной площадке для выполнения соответствующей миссии. Для этого достаточно один модуль заменить другим.
Для подразделений МЧС разработан аварийно-спасательный тип вертолета. На борту смонтирована лебедка грузоподъемностью до 300 кг, с электрическим приводом. Высокая точность статического висения винтокрылого аппарата гарантирует безопасный подъем пострадавших на борт вертолета. На правой стороне модуля расположен вместительный контейнер с аварийно-спасательными принадлежностями. Машина оборудована громкоговорящей вещательной установкой и способна взять на борт до 9 человек.
Вертолет имеет два варианта медицинского назначения: санитарно-эвакуационный и реанимационный. Первый, кроме кислородных баллонов и соответствующего оборудования, способен нести на борту двух пострадавших в лежачем положении, а для персонала предусмотрены откидывающиеся сиденья. Представленный на фото Ка-226Т ("Летающая реанимация") позволяет двум врачам оказывать необходимую помощь одному больному непосредственно во время полета.
Очень востребованы государственными и силовыми структурами патрульные и правоохранительные, пожарные и пассажирские модули. Предусмотрена и платформа для транспортировки негабаритных грузов.
Специально для нужд "Газпрома" разработана модификация Ка-226ТГ для эксплуатации в районах Крайнего Севера. Выпущена также серия машин палубного базирования Ка-226ТМ (со складывающимися лопастями несущих винтов и дополнительной антикоррозийной обработкой) для подразделений береговой охраны ПС ФСБ РФ.
Производство и экспорт
Выпуск новых камовских винтокрылых аппаратов было решено наладить на КумАПП в Башкортостане, и с 2015 года здесь было запущено серийное производство модели. Специалисты выражали серьезную озабоченность тем, сможет ли изделие достойно конкурировать с зарубежными аналогами. Летные испытания Ка-226Т в Индии, Иране и Казахстане развеяли все опасения. Подписанное в 2015 году соглашение о сотрудничестве в области вертолетостроения между Индией и РФ придало проекту, без преувеличения, стратегическое значение. В рамках документа холдинг "Вертолеты России" обязуется организовать поставки винтокрылых машин с литерой "Т" вооруженным силам нашего Южно-азиатского партнера с должным сервисным обслуживанием и техническим сопровождением. А также наладить в Индии совместное производство.
Согласно этому проекту, первые 60 вертолетов должны быть собраны в России на авиационном предприятии в Кумертау и Улан-Удэнском авиазаводе, а последующие 140 - на новых производственных мощностях площадки HAL в Тумакуру (Бангалор, Индия). Стоимость возводимого предприятия, способного выпускать до 35 изделий в год, оценивается почти в 40 млрд рублей. Первые индийские вертолеты должны сойти с конвейера в Тумакуру в 2018 году.
Немного негатива
Российскому вертолету Ка-226Т, как и любой авиационной технике, присущи преимущества и недостатки конструкции. К существенным минусам можно отнести значительное профильное сопротивление высокой колонки несущих винтов, что отрицательно сказывается на топливной экономичности и уровне вибрации салона при скоростях полета более 160 км/ч.
Довольно распространенное явление - "проседание" главных стоек шасси, так как герметичность амортизаторов оставляет желать лучшего. В состав системы энергоснабжения входит большое количество импортных комплектующих, а это в нынешнее непростое время может стать настоящей проблемой в случае возникновения неисправностей. Довольно много претензий со стороны эксплуатантов было к конструкции основного редуктора ВР-226, имеющего чрезвычайно низкий ресурс. Впоследствии он был заменен на более надежный агрегат ВР-226Н.
Остается надеяться, что руководящий состав ОАО "Камов" и впредь будет оперативно реагировать на извещения эксплуатантов о проблемах и недостатках и своевременно вносить поправки в технологию производства изделия.
Перспективы и направления развития
В 2017 году осуществлен совместный проект холдингов "Технодинамика" и "Вертолеты России" по созданию новейшей топливной системы для винтокрылых летательных аппаратов. Она должна исключать вытекание топлива при авариях. Система разрабатывалась для нескольких конкретных моделей, среди которых и российский вертолет Ка-226Т.
Генеральный директор холдинга "Вертолеты России" при посещении Кумертауского авиационного предприятия отметил, что отечественное вертолетостроение является безусловным мировым лидером в производстве винтокрылых машин соосной компоновки. По мнению Богинского, именно такая схема выглядит наиболее перспективной при создании беспилотных аппаратов.
Руководитель ОАО "Камов" Сергей Михеев в интервью телеканалу "Звезда" поделился своим виденьем основных тенденций развития вертолетной индустрии. Среди главных направлений он назвал увеличение скорости винтокрылых машин (минимум в два раза), совершенствование аппаратуры для более полной автоматизации всех полетных режимов, боевых и специализированных функций вертолетов.