Музыкальный инструмент челеста: устройство, история в джазе и академической музыке

Неважно, сколько мелодий, извлекаемых из самых различных музыкальных инструментов, вы слышали, есть такие образчики, которые изумят самого искушенного слушателя. Приходилось ли вам когда-нибудь наслаждаться песнью нежного перезвона колокольчиков? А ведь именно так звучит челеста, музыкальный инструмент, о которым мы хотим вам рассказать.

Что это - челеста?

Слово "челеста" произошло от итал. celesta - "внеземная", "небесная". Так называется клавишно-ударный инструмент, внешне похожий на маленькое пианино. Его звучание напоминает слушателю мелодичный перезвон маленьких колокольчиков.

Музыкальный инструмент челеста, фото которого вы уже рассмотрели, может быть элементом как симфонического, так и русского национального оркестра.

Устройство челесты

Как же извлекается столь удивительный мелодичный звук? На музыкальном инструменте челеста исполнитель касается клавиш, которые в свою очередь приводят в движение молоточки. Те бьют по маленьким стальным платформам, которые закреплены на резонаторах, чаще всего выполненных из дерева. Как вы видите, механизм похож на фортепианный, только в более простой вариации.

Диапазон музыкального инструмента челеста: с1 - с5 ("до" первой-пятой октавы).

История появления инструмента

Известно, что "прародителем" челесты был камертонный клавир, который был изобретен лондонцем Ч. Клаггетом в 1788 году. Устройство инструмента было примерно таким же, только молоточки ударяли по разноразмерным камертонам.

В 1860-х годах французским мастером В. Мюстелем было создано подобное изобретение, которое творец назвал дульситоном. Сын В. Мюстеля Огюст в инструменте отца решил заменить камертоны на металлические пластинки, расположенные на резонаторах. В 1886 году им был получен патент на устройство, названное О. Мюстелем челестой.

Информацию о музыкальном инструменте продолжим историей его популяризации в музыке.

Челеста в академической музыке

Впервые челеста стала элементом симфонического оркестра в 1888 году. Использовал ее Э. Шоссон для исполнения композиции У. Шекспира "Буря". А во время своего парижского путешествия этот музыкальный инструмент услышал П. И. Чайковский. Композитор был так восхищен и поражен челестой, что ввел партии с ней в балет "Щелкунчик" и балладу "Воевода". В сцене балета "Вариация феи Драже" она изображала звуки слетающих с фонтана капель.

Музыкальный инструмент челеста задействован и в исполнении следующих известных композиций:

  • Симфония №6 и №8, баллада под названием "Песня о земле" Г. Малера.
  • Создание особого колорита сюиты "Планеты" Г. Холста.
  • Четвертая, шестая и тринадцатая симфонии Д. Шостаковича.
  • Опера "Дальний звон" Шрекера.
  • Опера "Эхнатон" Гласса.
  • Музыка для ударных, челесты и струнных Бартока.
  • "Сон в летнюю ночь" Бриттена.
  • "Филиппу Густану" Фельдмана.

Отметим, что в сочинениях некоторых композиторов "золотого века" предписана партия стеклянной гармоники - инструмента, в котором на вращающийся горизонтальный вектор нанизаны стеклянные полусферы разных диаметров. Сегодня он вышел из употребления, а его роль с успехом исполняет челеста.

Ноты для героини нашего повествования пишутся на октаву ниже настоящего звучания на двух нотоносцах. В партитуре (нотной записи многоголосого звучания), написанной для симфонического оркестра, партия челесты расположена выше, чем арфы, а также струнного инструмента.

Челеста в джазе

Продолжаем рассказ о музыкальном инструменте челеста. Доклад о нем будет включать и историю его популяризации в джазе. Впервые в этом жанре он был применен в 1920-х годах музыкантами Э. Хайнсом и Х. Кармайклом. Отметим и известного Ф. Уоллера, который мог играть правом рукой на челесте и одновременно с этим левой рукой на фортепиано. Звучание мелодичных колокольчиков можно услышать также в произведениях следующих джазовых исполнителей:

  • Т. Монк.
  • М. Л. Льюис.
  • М. Тайнер.
  • Х. Хэнкок.
  • У. Л. Смит.
  • Д. Эллингтон.
  • С. Ра.
  • А. Тэйтум.
  • О. Питерсон.

Челеста, с которой мы сейчас познакомились, - удивительный по звучанию инструмент, который стоит услышать хоть раз в жизни и в сольном, и в оркестровом исполнении. Она может украшать нежным колокольчиковым перезвоном и классическую симфонию, и разного характера сюиты, и фольклорные произведения, и джазовые композиции. При этом устройство инструмента, напоминающее фортепианное, вполне несложное - клавиши, молоточки, металлические пластинки, резонаторы.

Комментарии