Мелизматика - это... Характеристика, особенности, разновидности вокального украшения
Все мы знаем, что такое ювелирные украшения. Притягивающие взгляд, переливающиеся своими гранями, поражающие дизайном и тонкостью работы. А знаете ли вы о не менее красивых украшениях - вокальных? Сегодня мы разберем один из таких образчиков. Поговорим о мелизматике в музыке.
Определение понятия
Термин "мелизматика" произошел от др.-греч. μέλισμα - "песнь", "напев". Распространены также такие однозначные ему понятия:
- Мелизматическое пение.
- Мелизматический стиль.
- Мелизматическая структура.
- Мелизматический распев.
Мелизматика - это распев текста, при котором на один слог слова приходится четыре и более мелодических звуков. Ранее относился к калофонии.
Использование мелизматики
Данные распевы характерны как для религиозных, так и для светских произведений. Мелизматику в голосе можно услышать в следующих сочинениях:
- Православие: 11 стихир Евангелия.
- Католический григорианский хорал: аллилуйи, псалмовые стихи градуалов, трактов, объемных респонсориев, версикулы.
- Византийская музыка: кондак - считается образцом для всего мелизматического стиля.
- Колоратура светского барокко и классико-романтической эпохи.
- Современная западная поп-музыка.
Особенности вокальных мелизмов
В вокале мелизматика - это украшение звука, при котором темп песни не изменяется. Главное отличие такого высокотехничного опевания от силлабической (традиционной) певческой манеры, как мы говорили, в том, что несколько нот приходится на один слог.
Задача мелизматики - это украшение мелодии через придание ей большего очарования, превращение песни в более текучую и искусную. Такой прием характерен и для исполнителей эпохи барокко, и народных певцов (арабский, азербайджанский, армянский фольклор), и современных звезд r'n'b. Послушайте Чечилию Бартоли, Арету Франклин, Тину Кузнецову, Кармен Мокси, Бейонсе, чтобы узнать, что такое мелизматика в пении.
Надо сказать, что этот столь старинный прием очень популярен в современной западной музыке, в частности, в ритм-энд-блюзе, соул. Но вместо традиционной применяется несколько другая терминология:
- riffs - риффы;
- loops - витки, петли;
- runs - разбежки;
- curls - завитки, локоны.
Техника исполнения
Исполнение мелизмов - это опевание каждой из нот звуком с низким и более высоким тоном. Достигается оно малозаметными и короткими движениями горлом. Таким образом певец исполняет мелизмы на связках, чего невозможно достичь, если он не владеет диафрагматическим дыханием. Поэтому мелизматика - это прием, характерный более для профессиональных исполнителей, нежели новичков: нужен поставленный голос, умение чувствовать ноты, необходимо установить так называемую дыхательную опору. Лишь после всего этого переходят к овладению этим сложным вокальным украшением.
Еще одна особенность мелизматики: прием не удлиняет, а усложняет композицию. От этого звук во время исполнения данной техники должен проходить через гортань певца не задерживаясь, чтобы опевание нот не снизило скорости исполнения песни.
Разновидности мелизмов
Мелизматика - это техника, имеющая несколько подвидов, каждый из которых имеет определенные правила для исполнения композиции, а также свой знак нотной символики. Разновидности приема следующие:
- Мордент.
- Трель.
- Короткий и долгий форшлаг.
- Группетто.
Давайте узнаем их получше.
Мордент
Мордент - своеобразное дробление ноты, в результате которого она будто бы рассыпается на три звука. Два из них - основные, а третий - вспомогательный, который, вклиниваясь, дробит звучание.
Вспомогательный звук может быть верхним или нижним (как то положено по гамме). Иногда между ним и основным расстояние сжимается до полутона с помощью бемолей и диезов.
Как играть вспомогательный звук, подсказывает знак мордента: если он перечеркнут, то на секунду ниже, если нет - то выше.
Форшлаг
Форшлаг - один или несколько звуков, которые предшествуют украшающему. Может быть коротким и долгим.
Короткий форшлаг в большинстве случаев состоит лишь из одного звука. Обозначение - маленькая 8-ая нота с перечеркнутым штилем. В тех редких случаях, когда коротких форшлагов несколько, они указываются как маленькие 16-ые ноты. Штиль не перечеркивается.
Долгий (длинный) форшлаг - это один звук, который входит в длительность основного, разделяет с ним время на пару. Обозначение - маленькая нота с длительностью в 2 раза меньшей, чем основная.
Группетто
Группетто называют быстрое исполнение последовательной череды нот, опевание вспомогательным верхним и нижним основного звука. Между ними расстояние в секунду, т.к. это соседние клавиши или звуки.
Этот вид мелизма отмечают завитком, напоминающим перевернутую восьмерку бесконечности. Если исполнение должно начинаться с верхнего вспомогательного звука, то завиток тоже начинается сверху, если с нижнего, то, соответственно, символ начинается снизу.
Еще одна черта: когда символ группетто расположен над нотой, то мелизм исполняется во время всей ее длительности; если между нотами, то его длительность - это вторая половина звучания.
Трель
Трель - быстрое чередование двух коротких звуков, один из которых (обычно нижний) - вспомогательный, а второй - основной. Знак этого мелизма - волнистая линия. Ставится она над основным звуком.
Длина трели равна длине ноты, которую выбрали для исполнения мелизма. Когда она начинается со вспомогательного звука, то перед основным обычно ставится маленькая нота.
Мелизматика призвана придать мелодии легкость, узнаваемую своеобразность, некоторую старинную окраску. Прием является довольно искусным: при его исполнении длительность песни не должна увеличиваться, а звучание должно усложняться.