Графомоторные навыки у детей

Школьное образование, как начальное, так и среднее, ориентировано на свободное владение ребенком навыками письма, штриховки и рисования. Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями. Здесь важна, прежде всего, точность движений, их темп, а также способность ребенка относительно легко воспроизводить действия взрослого, то есть действовать по заданному образцу.

Период развития графомоторных навыков начинается в раннем детстве, и от того, насколько раньше он начнется и насколько интенсивно будет протекать, зависит то, как сложится обучение ребенка в школе.

Недавняя история дошкольного и начального образования

В советское время программа обучения в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) и начальной школе уделяла развитию графомоторных навыков у дошкольников и младших школьников очень большое внимание. Можно даже сказать, что это был один из приоритетных акцентов образования. В детских садиках – как в подготовительной группе, так и в более младших – воспитатели на специальных занятиях учили детей правильно держать пишущий инструмент, принимать правильную позу при письме, приучали работать в разлинованных тетрадях, объясняя, что такое строки и что такое поля.

Кроме того, в любом саду детей традиционно учили аккуратности выполнения заданий, многократности выполнения одного и того же действия, правильности штриховки и т. д. Таким образом, ребенок оказывался подготовленным к школе и психологически, и физически: он представлял себе, с какими требованиями он может столкнуться, а мелкая мускулатура пальцев уже была хоть сколько-то подготовлена к дальнейшему развитию.

В начальной школе подконтрольное развитие графомоторных навыков у детей продолжалось также интенсивно. Программа предоставляла возможность учителю начальных классов «поставить руку» первоклассника, которым выполнялись многочисленные упражнения в прописях и рабочих тетрадях, и развитие навыков письма было приоритетным.

Современность

Современные образовательные стандарты не подразумевают такой плотной работы по формированию графомоторных навыков у детей. Несмотря на свою сложность и витиеватость, дошкольное и начальное образование уделяет очень мало внимания постановке руки. Да и в домашних условиях детский досуг довольно часто исключает необходимость для ребенка упражняться в письме и рисовании, причина тому – разрешение родителями игры с планшетом, смартфоном или компьютером.

Между тем программа начальной школы подразумевает, что ребенок должен начать обучение, уже владея азами письма, то есть у современного первоклассника графомоторные навыки должны быть развиты гораздо сильнее, чем у советского. При этом на уроках в начальной школе уделяется в разы меньше внимания развитию мелкой моторики рук. Между тем все дальнейшее образование, по крайней мере, по базовым дисциплинам, все так же строится на динамичном письме.

Одна из бед современного школьника

Дисгармония требований к ребенку очевидна. С одной стороны, школьная программа значительно усложнилась, а с другой стороны, программа не дает возможности развития основных навыков, которые, как, видимо, подразумевается, должны развиваться в некоем фоновом режиме, сами собой. Если прибавить к этому, что, как уже говорилось, и дома дети пишут и рисуют гораздо меньше, чем раньше, то проблемы большинства детей довольно предсказуемы.

Очень многие первоклассники не справляются с программой, отстают от требований, а следовательно, и успешность всего дальнейшего обучения под большим вопросом. И это не преувеличение проблемы: большинство современных педагогов согласны с тем, что при объективном взгляде на современного школьника очевиден низкий уровень его знаний. Разумеется, здесь дело не только в грамотном развитии графомоторных навыков, но в системе образования в целом, однако роль постановки руки ни в коем случае нельзя недооценивать.

Задача родителей

Таким образом, перед современными родителями, желающими не пускать образование ребенка на самотек, стоит важная, но при ответственном и грамотном подходе вполне выполнимая и в целом элементарная задача – развитие мелкой мускулатуры рук, развитие моторики. Графомоторные навыки могут формироваться и вне стен образовательных учреждений, да и, объективно говоря, формируются гораздо успешнее, когда им уделяется ежедневное внимание дома.

Основные условия: регулярность занятий и ориентиры

Основные ошибки, которые допускают родители, лежат не в области методики или стратегии, а в области элементарной дисциплины.

Во-первых, задания, формирующие графомоторные навыки у дошкольников, должны даваться малышу регулярно и постоянно, для них должно находиться время буквально каждый день. Это главное условие того, что рука будет развиваться стабильно, без рывков и чрезмерных усилий, вызывающих у всей семьи негативные эмоции и могущих привести к отказу ребенка от упражнений.

Давая задания, ни в коем случае не выбрасывайте использованные альбомы и тетради, их нужно хранить, и далеко не только для памяти. Они очень важны для того, чтобы возвращаться к ним и анализировать, насколько продвинулся ребенок, есть ли у него прогресс. Если он есть, то это обязательно нужно продемонстрировать ему. Если же между записями с интервалом в полгода нет никакой разницы, то это повод задуматься над тем, предъявляются ли к ребенку адекватные требования, есть ли у него ориентиры.

Требовательность к малышу, обеспечение его ориентирами, стимулами и образцами – это второе главное условие формирования графомоторных навыков да и многих других. Ребенок должен хорошо осознавать, чему он учится; что он уже умеет, а чему должен научиться; что у него получается легко, а что дается ему с большим трудом; когда у него получается хорошо, а когда из рук вон плохо. Многие родители предпочитают только хвалить ребенка, полагая, что это – хороший путь к позитивному обучению и к желанию ребенка учиться. Однако это большое заблуждение. Скрывать от малыша то, что он делает что-то плохо, не старается, – значит обманывать его и останавливать его развитие, лишать счастья ощущения того, что он действительно чему-то научился.

Зона ближайшего развития

Чтобы знать, за что хвалить ребенка, что от него требовать и какие задания предлагать, каждый взрослый должен осознавать, каких ближайших целей должен достичь ребенок. Если они будут слишком далекими, то ребенок не сможет ощутить их достижимость. Если же задания будут слишком простыми, то обучение не будет продвигаться вперед. В педагогике существует понятие «зона ближайшего развития» – это та область развития ребенка, которая реально достижима в ближайшее время, но ради которой ребенок должен прикладывать усилия.

В соответствии с этой концепцией развиваются и графомоторные навыки у детей. Взрослый должен ставить перед ребенком такую цель, которая «видна» и ему, и педагогу, а все задания должны быть чуть труднее тех, которые ребенок выполняет, не прикладывая усилий.

Вектор развития

Каждый ребенок развивается своими темпами, да и в каждой семье в разное время могут возникнуть возможности и потребности заниматься развитием графомоторных навыков у дошкольников. Однако в каком бы возрасте ребенка родители ни решили развивать его и какие бы особенности ни были ему присущи, этапы и вектор развития, в сущности, являются одинаковыми для всех.

В занятиях нужно двигаться от крупных и толстых предметов к тонким, от элементарных заданий к более сложным, от коротких занятий к длинным, от упрощенных требований к более жестким.

Фоновые и направленные задания

На развитие графомоторных навыков работают, в сущности, любые игры, где задействованы контролируемые движения кисти и пальцев. Сейчас существует масса так называемых развивающих игрушек, предполагающих точные и тонкие движения. Очень полезны также лепка, плетение, мелкие конструкторы, мозаика. Однако игра и перечисленные занятия – это лишь фон и почва для развития собственно графомоторных навыков.

Как можно раньше стоит предложить ребенку толстые фломастеры или мелки, чтобы он опробовал инструмент. Как правило, если малышу не дать определенного задания, его пробы будут заключаться в рисовании неопределенных полос. Это необходимый этап, но задерживаться на нем долго не следует. Когда он исчерпает себя, следует показать ребенку, как правильно держать пишущий предмет, и постепенно давать простые и элементарные задания, продвигающие его к письму и рисованию.

Типы заданий

Начинать занятия по развитию специфических навыков письма можно со следующих типов упражнений:

1. Соединение двух точек линией. Многим не приходит в голову, что даже этому ребенка нужно учить и начинать надо как можно раньше. То, насколько это может оказаться трудным, каждый может проверить на себе, попытавшись держать ручку пальцами ног (к слову, это упражнение для детей также крайне полезно). Ручка ребенка по степени развития тонких и специфичных движений мало чем отличается от стопы взрослого.

Располагайте точки так, чтобы получающаяся линия была то горизонтальной, то вертикальной, то диагональной. Не разрешайте малышу поворачивать лист бумаги. По мере роста ребенка усложняйте задание. Постепенно вы придете к рисованию по нумерованным точкам и рисованию сложных узоров по клеточкам, а также графическим диктантам.

2. Рисование по стимулирующей линии (обводка). Нарисуйте пунктиром или очень тонкой линией любой рисунок и предложите его обвести. Это задание будет сопровождать ребенка до окончания овладения письмом, последним этапом будут сложные прописи, по которым ребенок будет учиться писать буквы алфавита родного и иностранных языков.

3. Штриховка. Умение наносить линии в одном направлении, ограниченные определенной областью и прилегающие друг к другу, научат ребенка раскрашивать и подготовят к рисованию красками.

Не забывайте, что человек легче всего обучается чему угодно, если ему предоставлена возможность наблюдать за тем, как это делает другой человек. Рисование и письмо в присутствии ребенка, выполнение заданий у него на глазах значительно упростят развитие его графомоторных навыков и обеспечат успешность и динамичность обучения.

Комментарии