ГАИ СССР: история, автомобили, фото

С появлением первых средств передвижения, люди поняли всю важность соблюдения правил уличного движения. Еще Петр I в 1718 году дал указание создать Главную полицию. На сотрудников данного органа была возложена функция обеспечения безопасности дорожного движения.

Позже, уже в 1883 году, каждый городовой имел специальную инструкцию, в которой описывались требования к транспортным средствам. Там четко оговаривалось, с какой скоростью можно передвигаться по Москве, где и как можно обгонять другой транспорт.

История ГАИ СССР

С образованием нового государства - СССР, в 1922 году были выпущены Приказы, которые обязывали всех представителей Рабоче-крестьянской милиции учить правила уличного движения, регулировать его на дороге при помощи жезла. С 1924 года функции будущих работников ГАИ СССР стали возлагаться на участковых и волостных милиционеров. Они устанавливали контроль за движением на дорогах и соблюдением правил движения.

Но транспорта становилось больше, и простые милиционеры не могли уже справляться с такими обширными обязанностями. Сначала в 1925 году по Указу Президиума Моссовета создается отдел, который отвечал за регулирование движения на улицах Москвы. А уже в 1928 году появляется среди работников городской милиции отдельная должность - инспектор по регулированию уличного движения.

В 30-х годах создаются специальные отряды. Это уже были абсолютно отдельные подразделения милиции, которые занимались исключительно авто- и мототранспортом.

Основание ГАИ

В ноябре 1934 года создается Государственная автомобильная инспекция (ГАИ СССР), которая существовала при ЦУДорТрансе. Такая структура имелась во всех крупных местах, где присутствовало на дорогах достаточно большое количество автомобилей. Давалась милиционерам инструкция. Они должны были не только следить за качеством движения на дорогах, но и бороться с неправильным использованием транспорта в различных ведомствах Советского Союза.

Но настоящим днем рождения ГАИ СССР считается 3 июля 1936 года. Именно в этот день вышло постановление №1182 под названием "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР". Перед работниками данной службы ставились уже более широкие цели и задачи.

Они должны были контролировать подготовку и работу шоферов, нормы эксплуатации транспортных средств, вести активную борьбу с нарушителями правил дорожного движения и с аварийностью на улицах городов. Раньше этим занималась милиция, которая только участвовала в регулировании движения. До 1950-х годов регулировщики не входили в состав ГАИ СССР. На момент образования службы существовало всего 7 отделений. Численность работников ГАИ была всего 57 сотрудников.

Первые правила

В 1940 году подразделение Государственной автомобильной инспекции разработало систему необходимой организации движения на дороге, выпустив Правила дорожного движения. В этот же период вышли правила учета автомобилей страны, проведения технического осмотра. ГАИ СССР, помимо организации безопасного движения на дорогах, должно было контролировать состояние дорог и улиц в городах и между ними, решать, где существует необходимость постановки у дороги знаков, нанесения нужной разметки.

ГАИ в годы войны

С началом самого тяжелого периода в жизни страны многие сотрудники службы добровольно отправились в ряды защитников Родины от фашистов. Большинство из них после боевых действий так и не вернулись домой, пали смертью храбрых. Те сотрудники, которые остались на своем посту, помогали армии, как только могли. Они проводили мобилизацию техники для нужд фронта, строили защитные сооружения, военные блиндажи.

Постоянно обновлялся подготовленный персонал профессиональных водителей для армии. Особенно отличились сотрудники ГАИ во время эвакуации жителей из окруженного немцами блокадного Ленинграда и доставки таких необходимых людям продуктов. На дорогах в то время регулирование движения осуществлялось аккумуляторными светофорами, которые имели направленный свет только вперед, что служило маскировкой во время налетов противника.

После победы в Великой Отечественной войне многие вернулись обратно в ряды милиции. ГАИ СССР возобновила свою работу, при этом участвуя в восстановительных работах. Ведь большинство дорог были фактически разрушены.

Новшества

С развитием науки и техники в инспекции стали применять научные методы работы. Введено использование радиолокационных измерителей скорости. В штат службы включили патрульные вертолеты и патрульно-санитарные автомобили. Вступил в силу указ, разрешающий отбирать водительские права у водителей, которые управляют машиной в нетрезвом состоянии. В 70-х годах начали создаваться научно-исследовательские лаборатории по изучению проблем безопасности движения на дорогах.

Транспорт ГАИ

Для организации контроля на дорогах испекторам выделялись хорошие и мощные машины, способные участвовать в погоне за нарушителем. На то время пользовались популярностью такие автомобили ГАИ СССР, как "Победа", ГАЗ-21, позже появились в распоряжении сотрудников более новые модели - ВАЗ-2106, 2107, 2109 и ГАЗ-24. Удобно для работников ГАИ было передвигаться на мотоциклах. Использовалась модель "Урал". Это быстрый трехколесный мотоцикл с коляской.

Также можно было увидеть и другую технику - вертолеты, автобусы, микроавтобусы "Латвия".

Героический труд

Милицейская служба всегда считалась опасной и сложной. Дежурить на посту нужно было и в жару, и в холод, днем и темными ночами. Много работников дорожной милиции, выполняя свой служебный долг, оказывались под пулями бандитов или были сбиты на дороге во время несения службы.

Памятники погибшим работникам ГАИ СССР (фото выше) можно увидеть почти в каждом городе.

Комментарии