Галеры – это что такое?

Галеры – это военные корабли, используемые в Европе до XVIII века. Отличительной чертой таких суден является один ряд весел и 2-3 мачты с прямыми и треугольными парусами, выступающими инструментом для вспомогательного движителя. Гребцом на галере мог быть как вольнонаемный работник, так и раб или преступник. Из данной статьи вы узнаете, что такое галеры и какими ключевыми параметрами они обладали.

Общая характеристика

Итак, галеры – это парусно-гребные военные суда, которые сначала использовались в Средиземноморском бассейне, а потом получили распространение по всей Европе. В более широком смысле данным термином можно называть все парусно-гребные военные корабли подобной конструкции, известные с древних времен.

Такие суда активно использовались финикийцами, микенскими и архаическими греками, минойцами и многими другими народами тех времен. Само слово «галера» произошло от греческого слова galea, которым был назван один из типов византийского военного корабля.

Виды

По конфигурации корпуса галеры бывали таких типов:

  • Зензели. Классические узкие корабли, отличающиеся хорошей маневренностью и быстроходностью.
  • Бастарды. Широкие корабли с круглой кормой. Обладали меньшей скоростью и маневренностью, однако могли вмещать в себя гораздо больше груза и вооружения.

По количеству банок (подвижных сидений) гребцов выделяли:

  • Фусты – 18-22.
  • Галиоты – 14-20.
  • Бригантины – 8-12.

Ходовые параметры

Греко-римский корабль (галера) мог разгоняться до 9 узлов. Высокую скорость он развивал только в бою на небольших дистанциях. Эти корабли имели легкий корпус, спартанские условия для экипажа и плохую мореходность. Во время походов обычно пользовались только средним ярусом, так как прорези нижнего закупоривали, чтобы через них на борт не попадала вода. Галеры развитого средневековья были более громоздкими, так как носили тяжелую артиллерию. При их строительстве скорость движения ставилась на второй план.

Боевое применение

Основное оружие, используемое на гребных галерах, – это подводный таран. Историки предполагают, что изначально он применялся как водорез или носовой бульб для повышения мореходности корабля в условиях шторма. Когда появились более тяжелые суда, этот элемент стали усиливать и применять для нанесения повреждений кораблю противника. В классическом виде подводный таран галеры – это уплощенный трезубец. Он не пробивал борт, а просто проламывал его.

От удара подводного тарана у кораблей, построенных по античным технологиям, сильно повреждалась обшивка корпуса. Когда тараны начали отливать из бронзы и устанавливать на массивную килевую балку корпуса, дополнительно подкрепленную бархоутом (усиленным корпусом обшивки), их эффективность значительно возросла.

Разогнав легкую галеру водоизмещением не более 40 тонн до максимальной скорости, можно было без проблем пробить борт корабля, равного по размерам. Чтобы при поражении вражеского судна нос галеры не углублялся в его корпус слишком далеко, на поздних кораблях стали использовать проэмболон. Он представлял собой малый надводный таран, который, как правило, выполнялся в виде головы животного. Фото галеры с таким проэмболоном наверняка знакомо всем любителям древних кораблей.

Был и другой вариант нападения на галере: корабли сближались вплотную и проходили один мимо другого на минимальном расстоянии. В этот момент ломались весла и наносились травмы гребцам. Если судну удавалось провести хороший скользящий удар по кораблю врага, то в корпусе последнего могли образовываться течи. Кроме того, в сражениях галер использовался абордажный бой, для которого на борту всегда находились солдаты и стрелки.

Комментарии