Внебюджетные фонды: необходимость и целесообразность

Внебюджетные фонды являются одним из способов использования общегосударственных капиталовложений и решают экономические задачи подъема и развития производства, преодоления кризисных ситуаций, неустойчивости и временной стагнации. Они играют немаловажную роль в экономике страны наряду с действующими социальными и пенсионными фондами, фондами здравоохранения РФ и другими.

Народное хозяйство является одним из главных видов производства. Его базовые отрасли при действующей рыночной экономике требуют модернизации и расширения основных производственных фондов, замены изношенного и устаревшего машинного оборудования. Легкая промышленность нуждается в возрождении, сельское хозяйство – в развитии и дальнейшей поддержке. И это не все задачи, стоящие перед экономикой государства. Из-за финансового кризиса вырастают темпы инфляции, бюджетный дефицит, а также внешняя и внутренняя задолженность страны. По этим причинам народ, а особенно незащищенные слои населения, подвержен риску спада уровня жизни. Всё это порождает потребность в большом количестве финансирования и концентрации денежных средств на государственном уровне.

Внебюджетные фонды – это эффективное по ряду факторов решение параллельного распределения финансов, помимо государственного и местных территориальных бюджетов. Использование таких фондов выражается в необходимости перераспределения финансовых средств в условиях их ограниченности и кризиса финансового состояния экономики страны. Для этого важно провести детальный анализ по выявлению наиболее проблемных участков развития и перераспределить целевое использование финансовых ресурсов.

Динамика изменения экономики требует профессионализма в управлении и оперативного принятия решений по части перераспределения финансов. В отличие от бюджетных фондов, использование которых контролируется законодательными органами (парламентом), расходование внебюджетных фондов находится под контролем центральных, республиканских или органов местного самоуправления, что предоставляет возможность более быстрого и эффективного перераспределения денежных средств и способствует повышению скорости реагирования на экономическую обстановку страны, особенно в части дефицита госбюджета.

Внебюджетные фонды предназначены не только для того, чтобы перегруппировать финансовые средства, поступающие от предприятий и учреждений. Также эти организации позволяют изыскать дополнительные источники поступления денежных средств таким образом, чтобы покрыть превышение расходной части над доходной. Источники финансирования внебюджетных фондов могут носить как постоянный, так и временный характер, быть отличными в одних административно-территориальных единицах от других и определяться масштабностью и характером реализации задач в период кризиса.

Классификация внебюджетных фондов. Сегодня можно встретить множество вариантов разделения данных организаций в зависимости от рассматриваемых параметров. Так, по своему целевому назначению фонды разделяются на экономические и социальные внебюджетные фонды. По уровню управления – на государственные и региональные фонды.

Прибегая к помощи этих фондов, можно:

1) оказывать влияние на производственный процесс путем финансирования, кредитования и субсидирования предприятий;

2) способствовать совершенствованию природоохранных мероприятий за счет специальных источников и штрафов от загрязнения окружающей среды;

3) поддерживать уровень жизни населения путем выплаты пенсий, субсидий, пособий и так далее;

4) предоставлять как внутренние, так и зарубежные займы иностранным государствам.

В рамках закона внебюджетные фонды освобождены от государственных и таможенных пошлин, а также от уплаты налогов. Часть средств из них может быть направлена на учредительную деятельность, а часть – на вложение в ценные бумаги.

По мировым статистическим данным количество таких фондов в западных странах колеблется в пределах от 30 до 80.

Комментарии