Органическая архитектура. Фрэнк Ллойд Райт. Дом над водопадом

Органическая архитектура — это целая философия, в основу которой положены идеи гармонического сосуществования человека и окружающей среды. Основоположником этого стиля стал американский архитектор Ф. Л. Райт, который создал свою школу, где будущие зодчие обучаются и в 21 веке.

Органический архитектурный стиль

Любая архитектура создается по определенным физическим и эстетическим природным законам, а также по правилам геометрических построений в Евклидовой системе координат. В отличие от объектов традиционных, построенных в прямоугольных формах, в органических за основу взята концепция вписывания здания в единый живой комплекс с окружающим ландшафтом и природой.

Задача органической архитектуры (organic architecture, лат.) в том, что форма сооружения и его размещение должны находиться в гармонии с естественным пейзажем. Допускается использование только природных материалов.

В этой архитектуре присутствует 3 основных аспекта:

  • экологичные материалы, безопасные для человека;
  • бионическая форма объекта;
  • использование натурального ландшафта.

Основоположником этого стиля является американский зодчий Фрэнк Ллойд Райт, развивший и дополнивший теорию своего наставника Луиса Салливана.

Ф. Л. Райт и его объекты

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) за 70 лет творчества создал и воплотил в реальность теорию композиции архитектуры как органического целостного пространства, которое совершенно неотделимо от окружающей его среды. Идея его непрерывности основана на принципе свободной планировки и широко применяется современными зодчими.

По проектам Ф. Л. Райта были построены загородные особняки и жилые дома, а также и общественные здания, при создании которых он использовал принцип перетекания пространств. Всего за свою творческую жизнь он успел спроектировать 1141 здание, среди которых не только жилые дома, но и церкви, школы, музеи, офисы и др. Из них 532 проекта было реализовано, а 609 находятся на незавершенной стадии.

Кроме архитектурных сооружений, Ф. Л. Райт занимался проектированием мебели, тканей, художественного стекла, посуды и серебра. Он прославился также в качестве педагога, писателя и философа, написав 20 книг и множество статей, активно пропагандировал свои идеи, читая лекции в различных регионах США и Европы.

Один из проектов Райта, посвященный разработке децентрализации американских городов на примере Бродэйкра, продолжает обсуждаться учеными и писателями 21 века.

Основные используемые строительные материалы: камень, кирпичи, дерево и бетон. Естественная их фактура — это дополнительный декоративный прием, с помощью которого создается впечатления целостности и естественности объекта и природы. Например, бетонная стена вписывается как скала посреди леса. Каменный фасад часто делается из шероховатых блоков, полы — из неотшлифованного гранита; если бревна, то только грубые и неотесанные.

Одна из основных идей органической архитектуры — интегральность, или цельность, призвана создать впечатление от построенного объекта как единого целого, не разделенного на детали. Приветствуется минимализм и стремление к простоте, плавное перетекание одной комнаты в другую. Именно Райту принадлежит мысль собрать в единое целое столовую, кухню и гостиную с применением открытой планировки.

Вместо большого количества декора и разнообразия в цветовом оформлении применяется ограниченное количество материалов при большой площади здания и прием максимальной степени остекления.

Принципы архитектуры Райта

Новое учение об эволюции архитектуры было сформулировано Л. Салливаном с учетом положений биологической науки в 1890-е годы. Позднее оно воплотилось и было доработано его последователем, Ф. Л. Райтом, в 20 веке.

Основные принципы органической архитектуры, сформулированные Райтом:

  • применять по возможности прямые линии и обтекаемые формы при проектировании здания, пропорции которого должны быть максимально приближены к человеческим для комфортной жизни в нем;
  • разрабатывать минимально необходимое число комнат в доме, которые вместе должны образовывать замкнутое пространство, пронизанное воздухом и свободно просматривающееся;
  • связывание структурных частей здания в единое целое, придание ему протяженности по горизонтали и подчеркивание плоскости, параллельной земле;
  • лучшую часть окружающего ландшафта оставить вне объекта и использовать для вспомогательных функций;
  • нельзя придавать дому и комнатам форму коробки, а использовать перетекание одного пространства в другое с минимальным количеством внутренне разделенных помещений;
  • вместо фундамента с хозяйственными комнатами в основании здания должен быть низкий цоколь;
  • входные проемы должны соответствовать пропорциям человека и размещаться естественно по схеме здания: вместо стен можно применять прозрачные ограждающие ширмы;
  • при строительстве стремиться к использованию только одного материала, не применять комбинирование различных природных фактур;
  • освещение, отопление и водоснабжение проектируются в виде компонентов самого здания и его строительных конструкций;
  • внутренний интерьер и предметы обстановки должны иметь простую форму и быть совмещены с элементами здания;
  • не использовать декоративное оформление в интерьере.

Архитектурный стиль и человеческие потребности

Знаменитый психолог А. Маслоу разработал общую иерархию потребностей человека, названную пирамидой:

  • физиологические (правильное питание, чистый воздух и среда);
  • ощущение безопасности;
  • семейные;
  • социальное признание и самоуважение;
  • духовные.

Целью создания любого объекта в органическом стиле в архитектуре является реализация всех уровней пирамиды Маслоу, особенно самого важного из них — саморазвития человека, для которого будет построен дом.

По концепции Ф. Л. Райта, большое значение при проектировании и строительстве дома придается личному общению с заказчиком и созданию для него такого жилого пространства, которое бы удовлетворяло все его духовные, социальные, семейные, физиологические потребности и обеспечивало необходимую безопасность.

Архитектурная карьера и «Дома Прерий»

Карьера Ф. Л. Райта начиналась в Чикагской архитектурной компании «Адлер и Салливан», основанной идеологом чикагской школы. Затем, в 1893 г., он основал собственную фирму, в которой занялся проектированием своих первых домов. Уже в начальных его работах прослеживается четкое восприятие пространственности, при котором он все дома «распластывает» вдоль земли.

В начале своей деятельности Райт занимается постройкой частных особняков по заказам клиентов. Большую известность ему принесли «Дома Прерий», которые были построены в 1900-1917 гг. и созданы с применением принципов органической архитектуры Райта. Объекты архитектор создавал, пользуясь идеалом единения здания и природы.

Все дома выполнены с открытым горизонтальным планом, скаты крыш вынесены за пределы здания, отделаны необработанными природными материалами, на участке разбиты террасы. По типу японских храмов фасады их ритмично расчленены каркасами, многие дома построены в форме креста, где центром является камин, а вокруг — открытое пространство.

Внутренние интерьеры архитектор также проектировал самостоятельно, в том числе мебель и декор, преследуя цель органичного вписания их в пространство дома. Самые известные дома: Уиллитса, Мартина, дом Роби и др.

В начале 20 в. большой популярности Ф. Л. Райт добился в Европе, где он выпустил в 1910-1911 гг. две книги о новом органическом стиле в архитектуре, что и положило начало его распространению среди европейских зодчих.

«Талиесин»

Собственное жилище, или «Талиесин» (Taliesin), Ф. Л. Райт построил в своем стиле в 1911-м, и он стал самым длительным его проектом, который неоднократно достраивался и переделывался. Возводился дом из местного известняка среди холмов северо-западной части Висконсина, в долине, которая ранее принадлежала родственникам его семьи. Название произошло от имени древнего валлийского друида и переводится как «светящийся пик».

«Талиесин» был спроектирован по всем принципам органической архитектуры на склоне холма в окружении деревьев. Здание воплощает идею гармоничного единения человека и природы. Горизонтально расположенные оконные проемы чередуются со стелющимися рядами крыш и деревянными перилами, которые служат межэтажным ограждением. Интерьер дома был создан самим хозяином и украшен коллекцией китайского фарфора, старинными японскими ширмами и скульптурами.

В «Талиесине» дважды случались пожары - в 1914 и 1925 гг., и каждый раз дом перестраивался. Во второй раз вместе с Райтом в возрождении дома участвовали уже студенты, которые обучались в его школе.

Архитектурная школа Райта

Официальное название созданного в 1932 г. учебного заведения - «Архитектурная школа Ф.Л. Райта», но при жизни организатора оно именовалось талиесинским товариществом, в которое съезжалась молодежь, желающая обучаться принципам органической архитектуры 20 века. Здесь же были устроены мастерские, в которых будущие специалисты учились сами обрабатывать известняк, рубить деревья и изготавливать необходимые детали для строительства.

Еще один «Талиесин Вест» был основан в Аризоне, где были построены мастерские, учебные и жилые здания для учеников, а позднее — библиотека, кинозал и театры, столовая и другие необходимые здания. Гости называли этот комплекс «Оазисом среди пустыни». Многие ученики Райта продолжали работу над различными проектами зодчего, другие — уезжали и основывали собственные архитектурные фирмы.

В 1940 г. был основан фонд Ф. Л. Райта, который и поныне руководит его архитектурной школой и готовит студентов для получения степени магистра архитектуры.

Личная жизнь архитектора

У основателя нового архитектурного стиля, Ф. Л. Райта, была бурная личная жизнь: за прожитые 92 года он успел 4 раза жениться и имел много детей. Первой его избранницей в 1889 г. стала Кэтрин Ли Тобин, которая родила ему 6 детей.

В 1909 г. он оставил семью и уехал в Европу вместе с будущей супругой Мэймах Ботвик Чейни. После возвращения в США они поселяются в построенном собственном доме «Талиесине». В 1914 г. психически больной слуга в отсутствие хозяина убивает его жену и 2 детей и сжигает их дом.

Спустя несколько месяцев после трагедии Ф. Л. Райт познакомился со своей почитательницей М. Ноэль и женился на ней, однако их брак просуществовал только год.

С 1924 года и до конца своей жизни он был рядом со своей 4-й женой, Ольгой Ивановной Лазович-Гинценберг, с которой они расписались в 1928-м. У них родилась дочь. После его смерти в 1959-м «Ольгиванна» многие годы руководила его фондом.

Дом над водопадом

Мировую известность Ф. Л. Райту принес построенный им на заказ семьи Кауфман загородный дом в Пенсильвании, сооруженный над водопадом. Проект был реализован в 1935-1939 гг., когда архитектор начал в строительстве применять железобетонные конструкции и научился соединять их с романтикой окружающего ландшафта.

Узнав о решении зодчего возводить здание практически над водопадом, инженеры-строители однозначно пришли к выводу, что оно не простоит долго, т. к. по проекту вода струилась прямо из-под фундамента. Идя навстречу требованиям клиента, Райт дополнительно укрепил дом стальными опорами. На современников это сооружение произвело громадное впечатление, что помогло архитектору повысить интерес к себе у заказчиков.

Здание представляет композицию из железобетонных террас, вертикальные поверхности сделаны из известняка и размещены на опорах над водой. Дом над водопадом стоит на утесе, часть которого осталась внутри и используется в качестве детали интерьера.

Дом-аттракцион, который до сих пор удивляет использованными строительными технологиями, реконструировался в 1994 и 2002 гг., когда для прочности в него были добавлены стальные опоры.

Общественные здания по проектам Ф.Л. Райта

В 1916-1922 гг. архитектор принимает участие в строительстве отеля «Империал» в Токио, в котором он широко использовал идеи целостности конструктивных элементов, что помогло зданию устоять во время землетрясения 1923 г.

В 1940-50-е годы Райт использует свой стиль для строительства общественных зданий в США. Самыми известными примерами органической архитектуры считаются штаб-квартира «Джонсон Вакс», расположенная в г. Расин (шт. Висконсин) и Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке (1943-1959).

Конструктивная основа центрального зала компании «Джонсон Вакс» — «древовидные» колонны, расширяющиеся кверху. Такая же структура повторяется и в помещении лаборатории, где все комнаты сгруппированы вокруг «ствола» с лифтами, а плиты перекрытий скомбинированы в виде квадратов и кругов. Освещение осуществляется через прозрачные стеклянные трубки.

Апофеозом архитектурного творчества Райта стало здание музея Соломона Гуггенхайма, которое проектировалось и возводилось на протяжении 16 лет. В основе проекта лежит перевернутая спираль, а внутри строение похоже на раковину со стеклянным двориком в центре. Осмотр экспозиции по задумке зодчего должен проходить сверху вниз: поднявшись на лифте под крышу, посетители затем спускаются постепенно вниз по спирали. Однако в 21 в. руководство музея отказалось от этой идеи, и экспозиции теперь осматриваются стандартно, начиная от входа.

Стиль органической архитектуры в 21 веке

Возрождению современной органической архитектуры в проектировании и строительстве зданий способствуют зодчие из многих стран Европы: Германии, Норвегии, Швейцарии, Польши и др. Все они придерживаются разработанных Ф. Л. Райтом принципов органичного единения пространства и природы, обогащая своим творчеством современные архитектурные течения и воплощая философские и психологические идеи возведения реальных сооружений в качестве живых объектов, предназначенных для комфортной и гармоничной жизни людей.

Комментарии