Произведения Аннибале Карраччи

Аннибале Карраччи (1560-1609)— знаменитый живописец из Болоньи, ставший реформатором итальянского изобразительного искусства. Вместе со своими братьями — Агостино и Лодовико основал школу живописи. Придерживался традиций античности и эпохи Возрождения в своих живописных работах, занимался фресковыми росписями, рисунком и гравюрой.

Начало творческой деятельности

Биография Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) берет свое начало в Болонье, где он родился в 1560 г. в семье ремесленника. Подрастая и беря пример с двух братьев, Аннибале решил посвятить жизнь искусству: у кузена Лодовико он учился живописи, у старшего Агостино — гравюре.

Свои молодые годы он провел, путешествуя по Венеции, Флоренции и Парме, одновременно обучаясь различным живописным приемам, изучая работы Корреджо, Тициана, Рафаэля и Микеланджело.

Вернувшись в 1582 г. в Болонью, вместе с братьями Карраччи основал «Академию вступивших на истинный путь», занимавшуюся обучением студентов и созданием работ по живописи. Ученики в этой частной мастерской обучались, как было принято в итальянских живописных школах, копируя работы старых мастеров, писали также с натуры. Между ними устраивались конкурсы, где отвечать на вопросы преподавателей нужно было своими рисунками, умея отстаивать свою работу перед другими.

Участвуя в общих проектах, каждый из братьев продолжал заниматься и личной работой, часто они устраивали соревнование по количеству заказов, выполненных за месяц. Среди «трио Карраччи» работы Аннибале оказались самым талантливыми и самобытными, уже в его первых произведениях проявились новаторские приемы, которые противоречили устаревшим живописным доктринам. Заказы он успевал выполнять не только от жителей Болоньи, но и из других итальянских городов.

Первые крупные работы

Болонский период жизни художника (1582-1594) характеризуется созданием картин мифологической тематики, пейзажей, портретов и алтарных образов.

В 1584 г. была закончена роспись трех залов дворца Фава в Болонье — большая работа, над которой братья трудились почти два года. Этот цикл фресок, исполненных в едином пластическом ключе, представляет сцены из мифов: приключения Ясона, истории Энея, похищение Европы.

Одна из важных работ в этот период — картина Аннибале Карраччи «Мертвый Христос» (1582), в которой молодой художник показывает мастерское владение кистью и перспективой, умение выражать чувства, используя для этого совсем небольшие средства. К теме оплакивания Христа художник будет возвращаться и в более поздних картинах.

Портреты и автопортреты

Среди произведений Аннибале Карраччи большую часть занимают его автопортреты. Художник с увлечением рисовал самого себя, ожидая, что его потомки смогут увидеть всю эволюцию его жизненного пути не только во внешности, но и в эмоциональных изменениях.

Наиболее известны из них «Автопортрет Аннибале Карраччи с племянником Антонио» и «Автопортрет на палитре» (1590-е гг.) и др.

Портреты художник всегда выполнял в неформальном тоне, изображая обычных людей в типичной обстановке того времени. Причем в его манере всегда присутствовало что-то нестандартное, позволявшее правдиво передавать характер человека, отмечая его грубоватость или ущербность, не приближая его к идеальному.

Интересны написанные в начале 1580-х, гротескные портреты «Едок бобов» и «Юноша с обезьянкой», в которых художник правдиво раскрывает натуру человека с некоторой долей юмора.

Искусство карикатуры

Яркая картина «Мясная лавка» (1582) А. Карраччи среди специалистов считается первой жанровой картиной, попыткой трактовки бытовой ситуации с помощью монументального искусства. Она была написана в популярном в те годы в Северной Италии стиле «рыночной сценки», в которой художник подчеркивает зависимость характера человека от социальной среды и профессии. Грубоватый реальный мир и простонародный типаж работников лавки не вызывают негативных чувств, но передают характеры людей.

В картинах Аннибале Карраччи и его брата Агостино были впервые использованы карикатурные методы живописи, когда персонаж подавался зрителю вместе с его недостатками, которые специально увеличивались для создания смешного эффекта. Еще в начале своей деятельности Аннибале много времени посвящал в работах физиономическим исследованиям, стремясь привнести в них комические элементы.

Создание карикатур приписывают А. Карраччи, который предположительно создал и хранящийся в Британском музее карикатурный лист (1595), на котором изображены мужские и женские лица в гротескном виде.

Фрески в галерее Фарнезе

Одна из самых знаменитых работ Аннибале Карраччи в живописи, высоко оцененная профессионалами, роспись фресками Галереи Палаццо Фарнезе в Риме, куда были приглашены братья кардиналом в 1595 г. Вначале Аннибале получил заказ на роспись рабочего кабинета во дворце, а затем, вместе с приехавшим в Рим Агостино, он занимается и работой над парадными интерьерами дворца. Выполнение этого проекта заняло почти восемь лет жизни.

Используя в качестве программного предложения тематику триумфа любви, Аннибале сделал росписи коробового свода, стен и люнетов. Композиция фресок на мифологические сюжеты, навеянные «Метаморфозами» древнеримского поэта Овидия составлена осмысленно и разнообразно, за что заслуженно считается наиболее удачным и самым значительным произведением художника. «Триумф Вакха и Ариадны», «Юпитер и Юнона» — эти работы принесли Аннибале Карраччи мировую славу, стали примером создания декоративных ансамблей для художников XVII-XVIII веков.

Оформление фресок было сделано при помощи лепных элементов и фигур атлантов и юношей, поддерживающих детали. Сюжеты и необычные элементы напоминают гениальные творения Микеланджело в Сикстинской капелле.

Однако оплату за свой труд художник получил небольшую, и, считая себя обиженным заказчиком, он уезжает на родину в Болонью.

Гравюры и рисунки

Кроме росписей масштабных фресок и живописных работ мифологической и аллегорической тематики, Аннибале Карраччи проявил свой талант и при создании гравюр. Темы он выбирал из античных и библейских сюжетов, руководствуясь собственным вкусом, в свободное время занимался написанием пейзажей.

Кроме гравюр, он уделял внимание занятиям рисунком, а также выполнял разнообразные заказы. Для аристократов Рима он пишет светские картины различного формата, выполняет алтарные образы для городских соборов.

Росписи собора и часовни Альдобрандини

В 1600 г. по приглашению Т. Черази два гениальных художника — Караваджо и Карраччи были приглашены для работы над росписями собора Санта-Мария-дель-Пополо. Все работы посвящены Богородице и св. Петру и Павлу. Аннибале был нерелигиозным человеком, поэтому сцены и персонажи старался помещать в приятный ландшафт, что не очень пришлось по вкусу представителям церкви, вследствие чего Карраччи отказался от дальнейшей работы и поручил ее ученикам.

Последний крупный заказ, оставшийся незавершенным, — работа над шестью люнетами Часовни Альдобрандини. Художник написал только две картины «Погребение Христа» (1595) и «Бегство в Египет» (1602). В своих произведениях он старался воспроизводить вселенскую картину мира, живописуя картины идеальной природы, на фоне который камерно звучат фигуры святых, лодочника или пастуха, пасущееся стадо. Такое сопоставление мира и конкретных людей рождает чувство идиллического течения жизни, вследствие чего специалисты считают его создателем классицистического образа природы.

По заказу семьи кардинала была создана работа «Пьета Фарнезе» (1600), в которой Карраччи обратился к традиционной иконографической схеме, сумев также передать в ней правдивые чувства: горе Марии над лежащим телом Христа.

Последние годы жизни

Начиная с 1603 г., Аннибале Карраччи переживает несколько периодов депрессии, ощущая себя ненужным и забытым, его мучают ревматические боли, мешающие заниматься любимым делом.

Стараясь держаться подальше от Рима, художник переезжает в 1609 г. в Неаполь. В одном из путешествий, при попытке перейти через понтийские болота, его настигает болезнь. Талантливый живописец умер в полном одиночестве, не дожив до 50 лет.

После его смерти стараниями учеников останки художника были захоронены в Пантеоне рядом с гениальным маэстро Рафаэлем, о чем мечтал Карраччи еще при жизни.

В своем творчестве Аннибале стремился достичь гармонии реальности в сочетании с классическими образцами живописи. Современные ученые считают его гениальным художником, который стоит у истоков зарождения классицизма.

Комментарии