Структура таможенных органов Российской Федерации. Приволжское и Северо-Западное таможенные управления
Организационной структурой таможенных органов Российской Федерации является совокупность подразделений, порядок подчиненности и формы распределения полномочий и функций между ними. В качестве центрального руководящего органа в стране выступает федеральный исполнительный институт власти – ФТС. Рассмотрим далее подробно структуру таможенных органов.
Нормативное регулирование деятельности
Все подразделения, входящие в структуру таможенных органов, в своей работе руководствуются:
- Конституцией и федеральными конституционными законами.
- ФЗ.
- Распоряжениями, указами Президента страны.
- Международными соглашениями.
- Нормативными актами, утвержденными Минэкономразвития, Минфином, Центробанком.
Еще одним правовым документом, имеющим особое юридическое значение, является Положение о деятельности ФТС.
Специфика реализации полномочий
ФТС осуществляет свои функции непосредственно через представительства, расположенные за рубежом, а также через внутригосударственные таможенные структуры. Органы ФТС реализуют свои полномочия во взаимодействии с прочими федеральными, региональными, местными институтами власти, общественными объединениями, Центробанком, иными организациями.
Руководство
Непосредственное управление в структуре таможенных органов состоит в том, что все элементы таможенного дела находятся под постоянным вниманием начальствующего состава и коллегии ФТС, Центрального аппарата действующих в системе управлений, отделов.
В качестве одного из направлений руководства, кроме проведения систематических мероприятий организационного характера, выступает нормативно-правовая работа. Эта деятельность достаточно обширна. Она охватывает, по сути, все участки и компоненты таможенного дела. Эта деятельность включает в себя утверждение приказов и распоряжений, касающихся оперативных вопросов таможенного дела, разработку методических рекомендаций, пояснений и пр.
Отдельные задачи Центральный аппарат решает самостоятельно. Некоторые функции реализуются через региональные таможни, управления, специализированные посты, прочие подведомственные учреждения и организации.
РТУ
Региональные управления формируют промежуточное звено между таможнями и Центральным аппаратом ФТС. РТУ осуществляют оперативное руководство и решают текущие вопросы на территории подведомственных субъектов РФ.
Большая их часть была сформирована в начале 90-х гг. Северо-Западное таможенное управление, к примеру, было официально образовано 10.05.1990 г. Оно считается одним из крупнейших в России. Располагается Северо-Западное таможенное управление в г. Санкт-Петербурге, на наб. Кутузова, д. 20; по ул. Шпалерной, д. 14.
В 1992 г. было образовано Западно-Сибирское РТУ. Центром Управления стал г. Новосибирск. В 1993 г. было сформировано Восточно-Сибирское РТУ. Оно просуществовало до 2000 г. В середине 2000-го эти подразделения были объединены в Сибирское таможенное управление. К этому моменту в регионе насчитывалось больше 20 подразделений ФТС. В настоящее время Сибирское таможенное управление контролирует границы России с Казахстаном, Китаем, Монголией, а также внешнюю границу по морю Лаптевых и Карскому морю. Общая же ее протяженность в регионе составляет более 11,5 тыс. км.
В 1993 г. было создано Приволжское таможенное управление. Центром РТУ является г. Нижний Новгород. Располагается Приволжское таможенное управление на ул. Пушкина, д. 8.
Влияние организационной структуры на реализацию функций
Оно определяется, в первую очередь, уровнем устойчивости (жесткости). Если он высок, орган управления может функционировать исключительно в заданных параметрах. Соответственно, в зависимости от того, насколько процесс управляемых действий поддается прогнозированию, формируются подразделения с узкоспециализированной или универсальной структурой.
При гибкой организационной системе есть возможность эффективно реализовывать поставленные задачи.
В любом случае, необходимость осуществления функций обусловливает четкое построение структуры таможенного органа. Все элементы, включенные в его состав, должны быть согласованными, между ними должна быть устойчивая связь. За счет этого, собственно, и обеспечивается стабильность деятельности конкретного органа.
Структура таможенного подразделения создается в ходе сознательной деятельности руководства. На ее создание оказывают непосредственное влияние те цели, которые служащие предполагают достичь.
В каждой структурной единице обеспечивается исполнение конкретных задач.
Виды структурных подразделений
В системе ФТС, региональных управлениях и таможнях действует 3 звена:
- Оперативное. Оно осуществляет таможенное оформление и контроль, правоохранительную деятельность и пр.
- Функциональное. Подразделения этого звена занимаются финансовым планированием, решением кадровых вопросов, информационным, документальным, правовым обеспечением, хозяйственным, материально-техническим снабжением и т. д.
- Штабное. В него входят организационно-аналитические, инспекторские и прочие подразделения.
Специфика разделения элементов системы
Необходимо отметить, что на основании приведенной классификации можно получить представление только о первичном распределении задач между таможенными подразделениями. Поскольку объективно существует разделение труда, возникает необходимость в более детальном и глубоком распределении специфических, общих и основных функций и закрепления их за конкретными единицами системы.
При этом следует учесть ряд обстоятельств. Между организационной структурой и задачами существует тесная взаимная связь и обусловленность. В соответствии с ними, по общим правилам, конкретная функция закрепляется за определенным структурным подразделением. Для ее реализации, в свою очередь, оно наделяется соответствующими полномочиями и несет ответственность за свою деятельность. Между тем, поскольку отдельные функции связаны друг с другом и близки по содержанию, совершенно необязательно формировать для реализации каждой из них самостоятельное подразделение.
Решение вопросов, связанных с организацией структуры органов таможни, должно основываться на соблюдении таких принципов, как экономичность и простота. Безусловно, многоуровневая система существенно затрудняет управление и требует больших финансовых затрат. В этой связи новые подразделения ФТС, РТУ образуются только тогда, когда эффективность осуществления ими определенной функции будет заведомо выше, чем ее реализация служащими действующих звеньев системы.
Специализированные таможенные посты
Они входят в низшее звено системы. С постов начинается реализация таможенных функций. Обычно эти подразделения осуществляют первичное оформление грузов, взимание платежей и передачу их в более крупные структурные единицы.
Они отличаются по статусу, величине и оснащенности. Посты могут иметь узкую специализацию и действовать на крупных промышленных предприятиях.
Отдельные подразделения могут находиться в прямом подчинении ФТС в СЭЗ (свободных экономических зонах).
Территориальное размещение
По этому признаку посты разделяются на пограничные и внутренние. Первые действуют на участках пересечения границ и на значимых транспортных узлах. Эти посты фиксируют процесс прохождения грузов через границу.
Внутренние подразделения находятся на участках концентрации участников внешнеэкономической деятельности в пределах таможенной территории страны. В их обязанности входит оформление грузов и взимание пошлин.
Дополнительная информация
Существует в таможенной системе относительно обособленная категория постов. В обязанности их сотрудников входит оформление импортного подакцизного груза. Эта деятельность может сопровождаться наклеиванием акцизных марок. За их нанесение, продажу и хранение ответственность несут сотрудники таможенного поста.