Армянский народный костюм: фото, описание, история
Национальный костюм – это культурное, историческое, фольклорное наследие определенного народа, передающееся из поколения в поколение. Армянский костюм как нельзя лучше подчеркивает традиции и историю своего народа.
История армянского народного костюма
История армян как народа начинается в IX веке до н.э. с создания Урартского царства. Эта нация на протяжении всего своего существования постоянно подвергалась нападениям иноземцев и гонениям с освоенных территорий, а также пережила немало тяжелых лет господства иностранных государств. Захватнические войны перемежались с мирными периодами, когда культура и традиции испытывали расцвет. Поэтому костюму армян присущи как элементы для ношения оружия, так и детали, заимствованные от одежды народов, с которыми они взаимодействовали (персы, татаро-монголы, византийцы, иранцы, арабы, греки, китайцы). Причем во время войны с персами армяне условно поделилась на западных и восточных. Этот раскол повлиял в дальнейшем на особенности национального костюма тех и других.
Пройдя долгий исторический путь, претерпевая множество метаморфоз, армянский народный костюм, описание которого будет представлено вашему вниманию в статье, сохранил свою самобытность.
Женский костюм
Женский армянский народный костюм «тараз» традиционно состоял из длинной рубахи, шаровар, архалука или платья и передника (не во всех районах).
Рубашка, или «халав», была белого (на западе) или красного (на востоке) цвета, длинной, с боковыми клиньями и прямыми рукавами. Горловина «халава» была круглой, грудь открывалась продольным вырезом, украшенным вышивкой. Под рубашкой носили нательные штаны «похан» красного цвета со сборкой внизу. Открытая их часть украшалась вышивкой «под золото». Сверху надевали «архалук» - длинный кафтан яркого (зеленого, красного, фиолетового) цвета. Покрой архалука предусматривал застежку только на талии, красивый вырез на груди и разрезы от бедра по бокам, разделяющие его подол на три части. «Гогноц», или передник, носили армянки западных районов. В восточных районах он не был обязательным атрибутом костюма. Рубашка и штаны шились, в основном, из хлопка. Архалук мог быть шелковым, ситцевым или сатиновым. Качество ткани зависело от финансовой обеспеченности семьи.
В праздничные дни армянки надевали на архалук нарядное платье «минтану». «Минтана» силуэтом повторяла покрой архалука, но на платье отсутствовали боковые разрезы. Рукава платья с разрезами от локтя до запястья были окантованы красивой тонкой тесьмой с застежкой-пуговицей либо браслетом.
В западных районах одежда женщины отличалась большим многообразием. Вместо архалука носили платье, крой которого предусматривал боковые разрезы от линии бедер, а также расклешенные рукава. Называли такое платье «антари» или «зпун». Шили его из хлопка и из шёлка.
Сверху «антари» надевали еще платье без боковых разрезов, называемое «джуппа», «хрха», «хатифа» или «путали». Все эти разновидности платьев отличались кроем и тканью. Единой их особенностью было то, что из-под рукавов платья должны были открываться рукава «антари».
«Гогноц» - передник с тонким пояском, содержащий элементы вышивки из яркой тесьмы. На поясе вышивались слова: «На доброе здоровье».
Поверх архалука или платья обязательно повязывался широкий пояс либо заменяющий его шарф из шелка или из шерсти. Богатые армянки носили золотые и серебряные пояса.
При выходе из дома женщине надлежало надеть покрывало, закрывающее все тело. Оно было соткано из тонкой шерстяной ткани. Молодые девушки носили покрывала белого цвета, а зрелые женщины выбирали синие оттенки.
В холода армянки согревались длинным теплым пальто из красного бархата, отделанного мехом лисы или куницы.
Женские украшения
Украшения занимали не последнее место в образе армянской женщины. Ювелирные изделия собирались на протяжении всей жизни и передавались по наследству из поколения в поколение.
Украшения носили на различных частях тела: на шее, на груди, на руках и ногах, ушах, на висках и на лбу. В некоторых племенах в нос вставляли украшение из бирюзы.
Головные уборы армянок
Головные уборы армянок западной и восточной Армении сильно разнились.
Восточные армянки носили невысокую шапочку, выполненную из хлопковой ткани, пропитанной клейстером. На шапочку впереди располагали ленту с цветочным или геометрическим орнаментом. Под шапочку на лоб повязывали ленту с драгоценными монетками, а виски украшали шариками или кораллами. Сверху повязывали белый платок, закрывающий затылок, шею и часть лица. А сверху покрывали платок зеленого или красного цвета.
Западные армянки предпочитали носить высокие деревянные ободки – «котики» и «варды». «Котик» в передней части был обшит бархатом с жемчужной вышивкой, изображавшей небо, звезды и солнце. На бархат нашивали амулеты из серебряных пластинок. «Вард» отличался лишь вышивкой, изображающей райский сад, птиц и цветы. С боковых сторон «варда» крепили по одной большой пуговице, на лоб надевали ленты с двумя рядами золотых монет, в центре красовалась самая большая монета. Височную часть украшали нитками жемчуга. «Вард» носили сверху красной шапочки с кисточкой.
Незамужние девушки заплетали множество косичек вперемешку с шерстяными нитками, чем придавали объем прическе. Косички украшали шариками и кисточками. Голову прикрывали в восточной части платком, а в западной – войлочной шапкой без кисточки.
Мужской народный костюм
В комплект национального мужского костюма восточных армян входили рубашка, шаровары, архалук и «чуха».
«Шапик» - это сшитая из хлопка или шёлка, с низким воротником, на застежке сбоку рубашка. Затем армяне надевали широкие шаровары «шалвар» из хлопчатобумажной или шерстяной ткани синего цвета. На талии в шов «шалвар» вставляли тесьму с кисточками на концах. Сверху «шапика» и «шалвар» носили «архалук». Архалук из хлопка или из шёлка застегивался на крючки или маленькие пуговицы, начиная от воротника-стойки и заканчивая подолом до колен. Затем на «архалук» надевали «чуху» (черкеску). Черкеска была длиннее «архалука», шилась из шерстяной ткани и обязательно надевалась мужчиной при выходе из дома. Крой черкески предполагал длинные откидные рукава и подол, присборенный на талии. Подпоясывали «чуху» кожаным или наборным серебряным поясом. В зимний период мужчины носили длинные овчинные шубы.
Гардероб армян западных районов несколько отличался от их восточных соседей. Мужской армянский народный костюм здесь состоял из рубашки, шаровар, кафтана и куртки.
В западных районах ткань для рубашки, наряду с хлопком и шёлком, ткали из козьей шерсти. Шаровары «вартик» были заужены внизу и обмотаны тканью. Вместо архалука поверх рубахи надевали кафтан «елек», а на него - верхнюю цельнокроеную куртку «бачкон». «Бачкон» перевязывали в несколько слоев на талии широким шарфом из ткани. В слоях ткани хранили оружие, деньги, табак. В холодное время года согревались безрукавками из козьего меха.
Головной убор армянина
Мужчины носили разнообразные шапки из меха, шерсти или ткани. В восточной Армении доминировали каракулевые шапки. Некоторые представители народа носили папахи в виде конуса с красным шелковым острием. На западе носили вязаные из однотонной или разноцветной (с преобладанием красной) шерсти шапки в виде полусферы. Сверху на такие шапки повязывали скрученный жгутом платок.
Обувь
Самым распространенным видом обуви у армян, как мужчин, так и женщин, были сделанные из кожи крупного рогатого скота лапти «трех». Трех отличались заостренными носами и длинными шнурками, опоясывающими голень до колена. Важным элементом костюма были носки. Их вязали как однотонными, так и цветными. Женские носки «гулпа» были неотъемлемой частью традиционного костюма армян. Их история началась еще с начала существования Урартского царства и сохранялась вплоть до середины XX века. Носки даже входили в состав приданого невесты. Мужские «ноговицы» или «обмотки» также вязали из цветной шерсти либо шили из ткани. Их надевали поверх носков и зашнуровывали.
В качестве выходной обуви у женщин были остроносые туфли без задника и на небольшом каблуке. Они шились из кожи, подошва была твердой. Такого рода туфли были представлены множеством моделей. В любом случае под обувь женщина должна была надеть носки, чтобы соблюсти рамки приличия.
«Трех» чаще можно было встретить в сельской местности, в городе же мужчины носили кожаные черные сапоги, а женщины – кожаные туфли.
Обувь в западной части немного отличалась. Здесь мужчины и женщины носили остроносые туфли «солер», на каблучок которых прибивали подкову. Женские туфли были желтого, зеленого, красного цветов, мужчины – красного и черного. Также популярностью пользовались сапоги на плоской подошве, сверху которых обували туфли без задника на каблуке. Мужчины, помимо туфель, носили сапоги из красной кожи.
Цвета в армянском национальном костюме
Армянский народный костюм, фото которого вы видите в статье, отличается яркостью и насыщенностью цветов. У мужчин цветовая палитра более сдержанная, чем у женщин, преобладают темные или белые оттенки. У восточных армян цвета в одежде представлены более разнообразно, нежели у западных.
Женская одежда, в основном, представлена двумя цветами: красным и зеленым. Каждый цвет – определенный символ. Красный испокон веков считался цветом благополучия, любви и плодородия. Зеленый цвет отождествлял весну, расцвет и молодость. Свадебный наряд армянки сочетал в себе оба этих цвета. Красный цвет был символом брака, поэтому замужняя женщина носила передник красного цвета.
Пожилые женщины носили одежду синих тонов. Синий цвет означал старость, смерть. Для армян он слыл цветом траура. И вместе с тем, славился целительной силой от сглаза и порчи. Синий цвет использовали для заговоров местные маги.
Черный цвет ассоциировался с нечистью. Черную одежду носили в дни траура. Молодым женщинам разрешалось носить черную траурную одежду только после смерти мужа. В остальных случаях это считалось опасным из-за страха потерять детородную функцию.
Белый цвет, наоборот, особо почитали, считая его благословенным. Белое одеяние, например, сопровождало крещение младенца и похороны усопшего.
Желтого цвета армянки избегали, считая его цветом старения, недугов, ассоциировали его с желтым цветом желчи.
Орнаменты в национальном костюме армян
Орнаментальная раскраска армянской одежды – это не только воплощение культурных ценностей, но и своеобразный рассказ об истории народа, о красоте края, в котором этот народ проживает, о том, чем он живет и занимается.
Исторически сложилось так, что орнаментальная символика имела, прежде всего, магическую направленность. Орнаменты и узоры были расположены вокруг открытых участков тела (шеи, рук, ног), будто защищая своего хозяина от нечистой силы. Такой же смысл был у поясов, передников, нагрудников, носков. Армянские мастерицы использовали различные техники нанесения орнаментов: вышивку, аппликации, вязание, набойки. Материалы также отличались разнообразием: бисер, пуговицы, бусины, различного качества нитки (в том числе золотые и серебряные) и, что удивительно, чешуя рыб.
Орнаменты на армянский народный костюм наносили на одну из следующих тематик:
- флора;
- фауна;
- геометрические фигуры.
Также изображали рисунки, изображающие здания, в частности, церковь.
Растительный орнамент
Из растительности чаще всего вышивали деревья, веточки, листья. Деревья были объектом поклонения у армян, так как считались символом плодородия, материнства. Волнистые линии, означающие ветви, наносили на кайму передников, и это символизировало бессмертие духа.
Изображения цветков наносили на одежду невинным девушкам как знак непорочности и юности.
Часто в орнамент включали миндалевидные узоры, которые, согласно поверьям, уберегали от злых людей.
Изображения животного мира
Из мира фауны можно заметить изображения змей, петухов, рогов парнокопытных. Рога обозначали плодовитость, богатство. Змеи изображались не только на одежде, но также и на оружии, предметах быта, украшениях. Змея была символом благосостояния, семейного счастья.
Петух особо почитался у армян и был, скорее, покровителем жениха и невесты на свадьбе. Перышки петуха присутствовали в свадебном головном уборе мужчины.
Геометрические орнаменты
Из геометрических узоров преобладали круги, квадраты, ромбы, треугольники и кресты. Все фигуры несли в себе определенную интерпретацию.
Круг, похожий на яйцо, зародыш, символизировал жизнь, выполнял защитную функцию.
Квадрат также слыл оберегом. Его изображение несло глубокую смысловую нагрузку. Четыре стороны можно сопоставить с фундаментальными понятиями, связанными с четверкой – стороны света, сезоны в году, количество стихий. Пересечение горизонтальных (женские линии) и вертикальных линий (мужские линии) несут в себе обозначение оплодотворения. Поэтому крест и квадрат символизируют плодородие.
Ромбы и треугольники наносили преимущественно на женскую одежду. Они символизировали мужское (вершина треугольника направлена вверх) и женское (вершина треугольника направлена вниз) начала. Ромб обозначал их слияние в единое целое, что также обозначало плодородие.
Как нарисовать армянский народный костюм?
Нарисовать любой народный костюм достаточно сложно. Армянский же, из-за наличия сложных орнаментов, множества деталей, в сто крат труднее. Но попробовать стоит, ведь результатом станет рисунок, открывающий все великолепие наряда. Нужно аккуратно и тщательно пройти несколько этапов:
- Сделать набросок, обозначающий все основные элементы костюма, соблюдая пропорции.
- Нарисовать все детали костюма, не исключая мелочей.
- Нужно показать на рисунке изгибы, волны, светотень.
- Прорисовать узоры, орнаменты и украшения.
- Раскраска армянского народного костюма должна быть проведена после изучения сочетания национальных цветов.
Рисунок готов.
Чтобы познать многогранный мир великой армянской культуры, достаточно изучить все мельчайшие детали национального костюма этого народа. Каждый элемент даст ответ на многие вопросы. В армянском народном костюме сплелись воедино красота, любовь к жизни, к родине, море позитивной энергетики и, конечно, мужество и единство народа.