Российский БПЛА "Орлан"
БПЛА «Орлан» представляет собой комплекс для проведения беспилотного наблюдения и разведки с воздуха. Приспособление разработано и создано отечественной компанией «Специальный технологический центр». Использование рассматриваемых аппаратов дает возможность эффективно вести контроль над земными объектами в труднодоступных местах. Он также подходит для проведения поисково-спасательных операций. Техника устойчива к сложным метеорологическим условиям, в конструкции используются модульные решения, позволяющие быстро сменить бортовую аппаратуру, а также облегчающие транспортировку прибора.
Общая информация
Непростые 90-е и начало нулевых привели к упадку российской авиации. Сейчас идет постепенное обновление материальной и технической базы во всех сферах. Одним из результатов внедрения инновационных технологий является создание БПЛА «Орлан». Выпускается прибор уже более пяти лет, его полное наименование – беспилотный летательный комплекс многофункционального предназначения.
Все оборудование состоит из трех основных частей: непосредственно «беспилотника», пункта управления, стартовой площадки. Агрегат надежен и неприхотлив в обслуживании, работает на двигателе внутреннего сгорания, заправляемого топливом типа АИ-95. В качестве пусковой установки выступает незамысловатая катапульта разборной конфигурации. После выполнения задания аппарат возвращается на землю в указанную точку при помощи парашюта. Стоит также упомянуть того, кто производит БПЛА «Орланы». В СПб это предприятие «Специальный технологический центр», которое изначально занималось разработкой модели.
Характеристики
Летно-технические показатели рассматриваемого агрегата оптимально сопоставимы с объемом задач, которые ему по силам. Модель отличается небольшим весом (всего 15 кг). При этом он может нести полезную нагрузку порядка 5 килограмм, развивая скорость до 150 км/ч. Еще один важный параметр для воздушного разведчика – продолжительность полета. Этот показатель для БПЛА «Орлан» составляет порядка 120 километров на высоте до 5 тысяч метров за 16 часов работы. В автономном режиме данный параметр возрастает в 5 раз.
Характеристики:
- Взлетная масса – 14 кг.
- Полезная нагрузка – до 5 кг.
- Силовой агрегат – бензиновый мотор.
- Тип старта – катапульта.
- Посадка – на парашюте.
- Скоростной режим – 90-150 км/ч.
- Дальность полета (стационарный/автономный режим) – 120/600 км.
- Рабочая высота – 5 км.
- Продолжительность полета – 16 ч.
- Рабочая температура воздуха (у поверхности) – в диапазоне –30...+40 оС.
Наземная часть
Отдельное внимание стоит уделить наземному комплексу беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Орлан-10». Максимально возможная нагрузка приспособления – четыре агрегата в одном звене. Для разветвленной и мощной группы предусмотрена возможность развертывания локальной командной сети из 30 операторов.
Беспилотник курсирует по заданному маршруту под корректировкой автопилота. Оператор при этом наблюдает за выполнением полетного задания и точностью перемещения. Также он управляет полезной нагрузкой и съемкой объектов с воздуха. Реализовать данную задачу помогает специальный связной канал, который служит для передачи команд управления на борт БПЛА «Орлан» в интерактивном режиме.
Особенности
Рассматриваемый комплекс можно оснастить одновременно несколькими типами целевой аппаратуры. По утверждениям конструкторов, одна единица способна на борту транспортировать фотоаппарат, видеокамеру, ретранслятор сигнала, тепловизор и передатчик. Трансляционные системы необходимы для приема импульсов с других беспилотников, находящихся за пределами доступа сигналов от наземного командного пункта. Это дает возможность вести мониторинг сразу несколькими аппаратами, без необходимости их возврата на базу и смены оборудования.
Особенности российского БПЛА «Орлан»:
- Эксплуатация проводится с ограниченных площадок независимо от сложности метеоусловий.
- Оперативно осуществляется замена оборудования и агрегатов, входящих в полезную нагрузку.
- Обеспечивается фото и видеосъемка в реальном времени. При этом производится учет и регистрация показателей высоты, координат, угла съемки и прочих технических параметров.
- Контрольная и измерительная аппаратура располагается во внутренней части консолей крыльев.
- Беспилотник комплектуется бортовым генератором, позволяющим использовать полезную нагрузку в течение всего полета.
- Одна единица может выполнять функцию ретранслятора для остальных моделей.
Интересные факты
Модификации БПЛА «Орлан-10» стали началом активного развития в соответствующей части авиации. В этом направлении отечественные разработчики достигли весьма неплохих результатов. Просто некоторое время данное ответвление находилось в тени более «серьезной» родственницы – пилотируемой авиации.
Принято считать, что первый беспилотник создал Никола Тесла еще в начале 20 века. Модель представляла собой миниатюрное судно на радиоуправлении. Идею своего соотечественника продолжил военный американский инженер Чарльз Кеттеринг. Он предложил проект беспилотного летательного аппарата, который в заданное время при помощи часового устройства должен был сбрасывать крылья, превращаясь в авиационную бомбу. Эта идея в жизнь так и не воплотилась.
В данном направлении собственные проекты были у Германии и Великобритании. В конце Второй мировой войны активизировалось производство управляемых бомб и серийный выпуск КР «ФАУ». Свой вклад в беспилотную авиацию внес советский конструктор В. Никитин. Его проект представлял собой сочетание планера-торпедоносца и беспилотной летающей ракеты.
Боевые модели во времена СССР
Сейчас БПЛА «Орлан» для российской армии играет существенную роль в разведывательном и наблюдательном плане. Однако еще в конце 50-х конструкторским бюро Туполева разрабатывалась сверхзвуковая крылатая ракета. Впрочем, это оружие так и осталось невостребованным по причине выхода более совершенных модификаций. Тем не менее на базе этого комплекса была создана летающая мишень, а затем целая линейка беспилотников.
Армия США также развивалась в этом плане. Особенно активно использовались БПЛА во время вьетнамской кампании для фотосъемки, имитации воздушных целей, радиотрансляции и электронной борьбы. Хорошо зарекомендовал себя в то время агрегат типа 147Е.
Еще одна страна, активно развивающая беспилотную авиацию в 70-е годы прошлого столетия – Израиль. В период арабо-израильского конфликта при помощи беспилотников IAI Scout и Mastiff израильтяне эффективно обнаруживали и уничтожали вражескую систему ПВО.
Итог
В современном понимании БПЛА – это не только военные разведчики. Они активно используются в мирных целях. При помощи дронов проводят экологический мониторинг, поддерживают сетевые коммуникации, контролируют судоходство, выполняют спасательные операции. Благодаря современным технологиям приборы стали легче, компактнее и функциональнее.