Лев Гумилев, "Этногенез и биосфера Земли": краткое содержание

Как известно, популярная теория этногенеза и учение о пассионарности — это научное наследие историка Льва Гумилева.

Что мы знаем об этногенезе? Это процесс становления и развития этноса, или народности. Обсудим подробнее принципы этногенеза, изложенные в книге "Этногенез и биосфера Земли".

Сын поэтов Серебряного века

Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева - двух великих людей своего времени — имел очень тяжелую, но великую судьбу. Он родился 1 октября 1912 г. (по новому стилю). Отца его казнили, а его самого за антисоветские намерения родителей арестовывали 4 раза, но не сломили при этом его внутреннюю волю и стремление к науке.

Лев Николаевич получил степень профессора истории. За годы своей работы сделал очень много, а главное - выделил фазы развития цивилизации. Всему миру известны его циклические концепции и главная теория, основанная на всех его трудах, теория пассионарности.

Что такое этногенез?

Гумилев развивал свою мысль в области философии истории. Такой термин впервые предложил Вольтер.

Лев Гумилев отстаивал нелинейность истории. Он утверждал, что все в этом мире развивается циклически. В том числе и цивилизации, которые бесконечно возникают, достигают расцвета, а затем приходят к упадку и гибели. Эту же историческую концепцию развивал Н. Данилевский в середине XIX века.

Концепция цикличности истории рассмотрена в книге "Этногенез и биосфера Земли", краткое содержание которой рассмотрим подробнее.

Работа Гумилева об этносах важна в этнографии, поскольку общественные группы, взаимодействуя, по сути, творят историю.

Гумилев различает в этносфере суперэтносы, этносы, субэтносы, консорции и конвиксии. В чем различие систем? Суперэтносы — это общность государств, объединенных одной целью. Субэтносы — часть этносов со своими характеристиками. Например, донские казаки.

Консорции — группы, объединенные каким-либо делом, взглядами. Это такие объединения, как политические партии. Кто относится к конвиксиям? Это общности, связанные семейными отношениями или общими обрядами.

В настоящее время книга "Этногенез и биосфера Земли" рассматривается критически. Однако нельзя не согласиться с оригинальностью и важностью теории этногенеза. Лев Гумилёв в своей книге обобщил очень много исторического материала, пытаясь изучить законы развития этносов и взаимопроникновение культур.

Развитие и гибель культур

Итак, главная работа историка Гумилева - "Этногенез и биосфера Земли". Книга содержит сведения о продолжительности существования культур. Приблизительная продолжительность существования каждой цивилизации — около 1500 лет.

Начинает развиваться этнос на определенной территории, когда быт и способ мышления группы людей резко отличаются от стереотипов мышления и поведения других общностей. А заканчивает развиваться, когда ослабевают толчки пассионарности, и со временем достигает упадка, или другая, более сильная культура, поглощает ее.

Этногенез можно условно разделить на следующие фазы развития.

Фазы развития этноса

п/п.

Стадия. ВремяЧто происходит?
1

Дрейф или начало

Обычно в истории никак не отражается.
2

Инкубационный период (150 лет)

Зарождение новой культуры.
3

Медленный подъем (150–450 лет)

Этнос развивается. Наблюдается резкий скачок пассионарности. В это время население быстро увеличивается, и система нуждается в новых территориях. Требуются новые сферы влияния и новые герои.
4.Перегрев (450–600 лет)Быстрое развитие. Уровень пассионарности достигает возможного для данной общности максимума.
5.Надлом (600–750 лет)Раскол внутри культуры.
6.Фаза инерции (750–1000 лет)Процветание на фоне напряжения предыдущих поколений.
7.Обскурация (1000–1200 лет)Постепенный переход к деградации. Спад общего уровня пассионарности.
8.Мемориальная стадияПамять о цивилизации сохраняется какое-то время в умах последующих поколений.
9.ГомеостазЖизнь людей взаимосвязана с природой. Потеря цивилизованности.
10.АгонияПолное забвение.

Все разделение жизни этноса на фазы условно. Автор траката "Этногенез и биосфера Земли" настаивает на том, что необходимо учитывать различные параллельные факторы. В отдельную культуру вмешиваются другие этносы, нарастают внутренние противоречия. Поэтому система может исчезнуть быстрее - вследствие, к примеру, стихийных бедствий или неконтролируемых кровавых войн. И также может произойти удлинение какой-то фазы, и система "проживет" дольше.

Что такое пассионарность? Основная теория

Теория о пассионарности гласит, что такая сила является направляющей в развитии любого социума. Лев Николаевич Гумилев начал работу над этой теорией в начале 60-х годов. Теория дополнила концепцию цикличности истории.

Пассионарность — это способность к сверхнапряжению ради всеобщего блага, вопреки своим эгоистическим целям. Это стремление возникает у человека подсознательно.

В каждой фазе общество относится к людям, несущим "заряд" пассионарности, по-разному. На начальных этапах их поддерживают, в фазе обскурации их "задавливает" общество как мешающих спокойной и размеренной жизни.

Уровни пассионарности

Пассионарность тем выше в обществе, говорил Лев Николаевич Гумилев, чем больше доля пассионариев в составе этноса. На первоначальных стадиях развития этноса людей, способных к самопожертвованию, очень много. Эти времена зафиксированы в памяти народа как мифы. А пассионарии (носители этой силы) считаются божественными героями. Толчок пассионарности — прямое следствие микромутаций, считал Гумилев, хотя это не доказано. Таковыми героями, носителями энергии, считаются Наполеон, Жанна дАрк и другие.

Но у теории есть множество оппонентов. Противники теории утверждают, что невозможно применить к естественным наукам понятие энергии, которое относится целиком к психической сфере.

Взаимоотношения этносов на земле

Этносы между собой могут взаимодействовать несколькими способами. Ученый выделил 3 основных вида взаимодействия:

  1. Симбиоз — мирное взаимодействие на одной территории двух или более этносов. В такой системе своеобразие каждой народности сохраняется, никто никого не притесняет.
  2. Ксения — такая система характеризуется спокойным отношением суперэтноса к существованию в нем другой малой этнической группы. Это возможно, когда суперсистема находится на стадии максимального развития. А малая система при этом не требует никаких прав и существует практически изолированно. Они взаимодействуют как хозяин и гость.
  3. Химера — аннигилирующее столкновение двух этносов. Возникает химера, когда на одной территории встречаются 2 суперэтноса, принципы и идеалы которых однозначно несовместимы.

Нужно заметить, что правильно организованный многонациональный симбиоз - очень могущественное образование. Особенно в фазе развития. Но с течением времени, когда цивилизация начинает переживать надлом, а затем инерционную фазу развития, негативное воздействие других суперэтносов разрушает "устаревшую" суперсистему.

Так произошло с Арабским халифатом. Именно когда система вступила в фазу надлома, многочисленные мелкие химеры разрушили весь многовековой уклад. В результате суперэтнос распался.

Теория химер и антисистема

Такое образование на одной территории, как химера, — наиболее удобная почва для антисистем. Антисистема - это общность желающих уничтожить систему этноса изнутри. Действия членов антисистемы направлены на уничтожение всех культурных особенностей и самого воспроизводства поколений в этносе.

Химера же способствует разрушениям, так как две суперсистемы будут воевать друг с другом до разрушения одного из этносов. А бывает, они взаимоуничтожают один другого. Столкновения могут затухать и возобновляться. Но перемирия полного нельзя ожидать, так как системы не комплементарны по отношению друг к другу.

Динамика этнокультурных систем

Каждая система развивается параллельно с другими. Все этносы должны как-то взаимодействовать. В своей книге "PASSIONARIUM. Теория пассионарности и этногенеза" автор проанализировал развитие нескольких этносов с I по XV века нашей эры. Лев Гумилев подтверждает в этой работе, что пассионарность влияет на развитие цивилизации, поскольку разные народы имеют разные периоды жизни, и предугадать развитие отношений между этносами невозможно.

Фаза инерции наиболее разнится у разных этнокультурных систем. Период может протекать очень быстро, а может задержаться больше чем на 200 лет. Это происходит, поскольку некоторые народы имеют больший уровень пассионарности и желают сохранить наследие предков.

Другие книги Льва Гумилева

Знаменитый ученый написал несколько довольно интересных научных трудов. Одна из книг Гумилева - "Биосфера и этногенез земли" - занимает особое место в научной среде культурологов и этнографов.

Кроме книг, он писал научные монографии и статьи об особенностях этногенеза разных стран. Упоминал о Хазарии, Китае, о возможности создания в будущем Европейского дома, сам себя называл евразийцем.

Итак, какие работы Льва Гумилева (книги, сборники лекций и статьи) наиболее известны в среде историков и этнографов современности? К ним относятся:

  • "Тысячелетие вокруг Каспия";
  • "Поиски вымышленного царства" — книга о жизни народов Центральной Азии до XIII века;
  • "Величие и падение Древнего Тибета;
  • "Древние тюрки";
  • "Биосфера и этногенез земли";
  • "Где она, страна Хазария?".


Эти и другие книги советского историка вошли в научную мировую литературу и создали массу споров.

Однако теория этногенеза и пассионарности нашла отклик у многих философов и историков и стала одной из самых популярных гипотез в этнографии.

Комментарии
Николай Шевчук,приветствую Вас. Выскажу своё мнение: Труды Льва Гумилёва,бесспорно,заслуживают высокой оценки. Дело в другом... Каждый человек возьмёт для себя ровно столько,сколько ему подвластно,ни больше,ни меньше. Замечательно вместе с детишками читать и наслаждаться сакральным миром Чудо-Сказок(лучшая наука для деток),ребятишки легко вступают в резонанс и всё разумеют.Замечательного Вам денька,Николай и всем присутствующим!