Лев Гумилев, "Этногенез и биосфера Земли": краткое содержание
Как известно, популярная теория этногенеза и учение о пассионарности — это научное наследие историка Льва Гумилева.
Что мы знаем об этногенезе? Это процесс становления и развития этноса, или народности. Обсудим подробнее принципы этногенеза, изложенные в книге "Этногенез и биосфера Земли".
Сын поэтов Серебряного века
Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева - двух великих людей своего времени — имел очень тяжелую, но великую судьбу. Он родился 1 октября 1912 г. (по новому стилю). Отца его казнили, а его самого за антисоветские намерения родителей арестовывали 4 раза, но не сломили при этом его внутреннюю волю и стремление к науке.
Лев Николаевич получил степень профессора истории. За годы своей работы сделал очень много, а главное - выделил фазы развития цивилизации. Всему миру известны его циклические концепции и главная теория, основанная на всех его трудах, теория пассионарности.
Что такое этногенез?
Гумилев развивал свою мысль в области философии истории. Такой термин впервые предложил Вольтер.
Лев Гумилев отстаивал нелинейность истории. Он утверждал, что все в этом мире развивается циклически. В том числе и цивилизации, которые бесконечно возникают, достигают расцвета, а затем приходят к упадку и гибели. Эту же историческую концепцию развивал Н. Данилевский в середине XIX века.
Концепция цикличности истории рассмотрена в книге "Этногенез и биосфера Земли", краткое содержание которой рассмотрим подробнее.
Работа Гумилева об этносах важна в этнографии, поскольку общественные группы, взаимодействуя, по сути, творят историю.
Гумилев различает в этносфере суперэтносы, этносы, субэтносы, консорции и конвиксии. В чем различие систем? Суперэтносы — это общность государств, объединенных одной целью. Субэтносы — часть этносов со своими характеристиками. Например, донские казаки.
Консорции — группы, объединенные каким-либо делом, взглядами. Это такие объединения, как политические партии. Кто относится к конвиксиям? Это общности, связанные семейными отношениями или общими обрядами.
В настоящее время книга "Этногенез и биосфера Земли" рассматривается критически. Однако нельзя не согласиться с оригинальностью и важностью теории этногенеза. Лев Гумилёв в своей книге обобщил очень много исторического материала, пытаясь изучить законы развития этносов и взаимопроникновение культур.
Развитие и гибель культур
Итак, главная работа историка Гумилева - "Этногенез и биосфера Земли". Книга содержит сведения о продолжительности существования культур. Приблизительная продолжительность существования каждой цивилизации — около 1500 лет.
Начинает развиваться этнос на определенной территории, когда быт и способ мышления группы людей резко отличаются от стереотипов мышления и поведения других общностей. А заканчивает развиваться, когда ослабевают толчки пассионарности, и со временем достигает упадка, или другая, более сильная культура, поглощает ее.
Этногенез можно условно разделить на следующие фазы развития.
№ п/п. | Стадия. Время | Что происходит? |
1 | Дрейф или начало | Обычно в истории никак не отражается. |
2 | Инкубационный период (150 лет) | Зарождение новой культуры. |
3 | Медленный подъем (150–450 лет) | Этнос развивается. Наблюдается резкий скачок пассионарности. В это время население быстро увеличивается, и система нуждается в новых территориях. Требуются новые сферы влияния и новые герои. |
4. | Перегрев (450–600 лет) | Быстрое развитие. Уровень пассионарности достигает возможного для данной общности максимума. |
5. | Надлом (600–750 лет) | Раскол внутри культуры. |
6. | Фаза инерции (750–1000 лет) | Процветание на фоне напряжения предыдущих поколений. |
7. | Обскурация (1000–1200 лет) | Постепенный переход к деградации. Спад общего уровня пассионарности. |
8. | Мемориальная стадия | Память о цивилизации сохраняется какое-то время в умах последующих поколений. |
9. | Гомеостаз | Жизнь людей взаимосвязана с природой. Потеря цивилизованности. |
10. | Агония | Полное забвение. |
Все разделение жизни этноса на фазы условно. Автор траката "Этногенез и биосфера Земли" настаивает на том, что необходимо учитывать различные параллельные факторы. В отдельную культуру вмешиваются другие этносы, нарастают внутренние противоречия. Поэтому система может исчезнуть быстрее - вследствие, к примеру, стихийных бедствий или неконтролируемых кровавых войн. И также может произойти удлинение какой-то фазы, и система "проживет" дольше.
Что такое пассионарность? Основная теория
Теория о пассионарности гласит, что такая сила является направляющей в развитии любого социума. Лев Николаевич Гумилев начал работу над этой теорией в начале 60-х годов. Теория дополнила концепцию цикличности истории.
Пассионарность — это способность к сверхнапряжению ради всеобщего блага, вопреки своим эгоистическим целям. Это стремление возникает у человека подсознательно.
В каждой фазе общество относится к людям, несущим "заряд" пассионарности, по-разному. На начальных этапах их поддерживают, в фазе обскурации их "задавливает" общество как мешающих спокойной и размеренной жизни.
Уровни пассионарности
Пассионарность тем выше в обществе, говорил Лев Николаевич Гумилев, чем больше доля пассионариев в составе этноса. На первоначальных стадиях развития этноса людей, способных к самопожертвованию, очень много. Эти времена зафиксированы в памяти народа как мифы. А пассионарии (носители этой силы) считаются божественными героями. Толчок пассионарности — прямое следствие микромутаций, считал Гумилев, хотя это не доказано. Таковыми героями, носителями энергии, считаются Наполеон, Жанна дАрк и другие.
Но у теории есть множество оппонентов. Противники теории утверждают, что невозможно применить к естественным наукам понятие энергии, которое относится целиком к психической сфере.
Взаимоотношения этносов на земле
Этносы между собой могут взаимодействовать несколькими способами. Ученый выделил 3 основных вида взаимодействия:
- Симбиоз — мирное взаимодействие на одной территории двух или более этносов. В такой системе своеобразие каждой народности сохраняется, никто никого не притесняет.
- Ксения — такая система характеризуется спокойным отношением суперэтноса к существованию в нем другой малой этнической группы. Это возможно, когда суперсистема находится на стадии максимального развития. А малая система при этом не требует никаких прав и существует практически изолированно. Они взаимодействуют как хозяин и гость.
- Химера — аннигилирующее столкновение двух этносов. Возникает химера, когда на одной территории встречаются 2 суперэтноса, принципы и идеалы которых однозначно несовместимы.
Нужно заметить, что правильно организованный многонациональный симбиоз - очень могущественное образование. Особенно в фазе развития. Но с течением времени, когда цивилизация начинает переживать надлом, а затем инерционную фазу развития, негативное воздействие других суперэтносов разрушает "устаревшую" суперсистему.
Так произошло с Арабским халифатом. Именно когда система вступила в фазу надлома, многочисленные мелкие химеры разрушили весь многовековой уклад. В результате суперэтнос распался.
Теория химер и антисистема
Такое образование на одной территории, как химера, — наиболее удобная почва для антисистем. Антисистема - это общность желающих уничтожить систему этноса изнутри. Действия членов антисистемы направлены на уничтожение всех культурных особенностей и самого воспроизводства поколений в этносе.
Химера же способствует разрушениям, так как две суперсистемы будут воевать друг с другом до разрушения одного из этносов. А бывает, они взаимоуничтожают один другого. Столкновения могут затухать и возобновляться. Но перемирия полного нельзя ожидать, так как системы не комплементарны по отношению друг к другу.
Динамика этнокультурных систем
Каждая система развивается параллельно с другими. Все этносы должны как-то взаимодействовать. В своей книге "PASSIONARIUM. Теория пассионарности и этногенеза" автор проанализировал развитие нескольких этносов с I по XV века нашей эры. Лев Гумилев подтверждает в этой работе, что пассионарность влияет на развитие цивилизации, поскольку разные народы имеют разные периоды жизни, и предугадать развитие отношений между этносами невозможно.
Фаза инерции наиболее разнится у разных этнокультурных систем. Период может протекать очень быстро, а может задержаться больше чем на 200 лет. Это происходит, поскольку некоторые народы имеют больший уровень пассионарности и желают сохранить наследие предков.
Другие книги Льва Гумилева
Знаменитый ученый написал несколько довольно интересных научных трудов. Одна из книг Гумилева - "Биосфера и этногенез земли" - занимает особое место в научной среде культурологов и этнографов.
Кроме книг, он писал научные монографии и статьи об особенностях этногенеза разных стран. Упоминал о Хазарии, Китае, о возможности создания в будущем Европейского дома, сам себя называл евразийцем.
Итак, какие работы Льва Гумилева (книги, сборники лекций и статьи) наиболее известны в среде историков и этнографов современности? К ним относятся:
- "Тысячелетие вокруг Каспия";
- "Поиски вымышленного царства" — книга о жизни народов Центральной Азии до XIII века;
- "Величие и падение Древнего Тибета;
- "Древние тюрки";
- "Биосфера и этногенез земли";
- "Где она, страна Хазария?".
Эти и другие книги советского историка вошли в научную мировую литературу и создали массу споров.
Однако теория этногенеза и пассионарности нашла отклик у многих философов и историков и стала одной из самых популярных гипотез в этнографии.