Дмитрий Аркадьевич Налбандян, художник: биография, творчество, память

Совершенно определённо можно утверждать, что живопись советского периода нашими искусствоведами изучалась недостаточно. Творчеству большого мастера портрета, пейзажа, натюрморта, каким был Дмитрий Аркадьевич Налбандян, не уделено должного внимания, поэтому после 1991 года многие его работы оказались за рубежом. Оставшиеся в России высоко ценятся на аукционах. Его крымские пейзажи в ещё 2006 году были очень дорогими лотами. Их стартовой ценой была сумма в 80 тысяч долларов.

Детство и юность в Тифлисе

В большой и бедной семье рабочего-кочегара в 1906 г., 15 сентября, родился сынишка, которого ласково звали Мито. Отец мечтал, чтобы сын получил образование и выбился в люди. Ребенок получал знания в русской гимназии. Учитель рисования заметил его незаурядные данные, а родители всячески приветствовали занятие рисованием. Намного позже художник напишет свое лучшее произведение: «Портрет матери».

Но когда мальчик был подростком и ему исполнилось 12 лет, отец погиб от рук террористов. Мито устроился подсобным рабочим на кирпичный завод. Но тяга к искусству была велика, и Дмитрий сначала ходил в кружок художественной самодеятельности, потом в подготовительную художественную школу, а затем работал у скульптора Хмельницкого, который заметил его способности и начал понемногу обучать молодого человека.

В 1922 году будущий художник поступил в художественное училище. После него – в Тбилисскую академию художеств Грузии в 1924 году, которую закончил через 5 лет. Он учился у Е. Татевосяна и Е. Лансере. Его дипломной работой стало произведение «Юноша Сталин с матерью в Гори». Работу он начал в «Госкинопроме» как художник-мультипликатор, а затем на киностудии Одессы как художник-постановщик. Прежде чем продолжить биографию, мы посмотрим, как выглядел Налбандян в молодые годы.

Автопортрет 1932 года

Свой портрет молодой живописец создал, когда приехал работать в Москву, где его никто не знал. Общительный и жизнерадостный, он быстро познакомился с ведущими художниками страны (Д. Моором, И. Грабарём, С. Меркуровым, А. Герасимовым, П. Радимовым) и многому у них научился. Это видно по автопортрету Налбандяна, написанному в серебристо-черной гамме. Яркий свет падает на серьезное вдумчивое лицо, позволяя рассмотреть каждую деталь: брови вразлёт, большие темные глаза, красивой лепки губы. Голову украшает модная велюровая шляпа, а принадлежность к цеху свободных артистических людей демонстрирует небрежно повязанный красно-белый шарф, который еще больше привлекает внимание к красивому лицу.

Этот спокойный уверенный человек уже написал ряд работ, получивших одобрение в газетных публикациях. Он не собирается останавливаться на достигнутом, а будет продолжать расти и дальше. Не один раз напишет свои портреты Д. Налбандян, один из которых с 1982 года находится во Флоренции в знаменитой галерее Уффици. Еще с XVII столетия здесь стали собирать коллекцию автопортретов. Известные портретисты и художники всего мира считали за честь поместить свой портрет в галерее. Из России это были сначала О. Кипренский, затем – И. Айвазовский, позже – Б. Кустодиев.

1931 год. Москва

В столице Д. Налбандян продолжает работу в кино на «Мосфильме», а также издаёт свои рисунки в журнале «Крокодил» и в сатирических газетах. Молодого Дмитрия Аркадьевича такая деятельность не устраивает. Ему хочется заниматься живописью, но он понимает, что знаний и умений недостаточно. Долгие часы художник проводит в музеях, знакомится с работами классиков с целью научиться построению законченной картины и овладеть живописно-пластическими средствами. Обращаясь к пейзажу, он работает на пленэре. В эти годы создан романтический пейзаж «Дорога на Рицу».

Пользуясь серебристо-голубоватой палитрой, он передает суровую красоту грузинских гор и быстрое движение реки. Также пишет натюрморты, портреты и тематические картины. В 1935 году написана большая работа: «Выступление С. М. Кирова на XVII съезде партии». Её очень одобрили в прессе. Воодушевлённый, художник Налбандян в 1936 году пишет картину «Выступление А. И. Микояна на 2-ой сессии ВЦИК» и выставляет её, как и другие живописцы, в Сталино на Донбассе в 1941 году. Когда немцы оккупировали этот промышленный город, то все культурные ценности исчезли. Где они? Эта тайна не раскрыта до наших дней.

Во время войны

В этот страшный период художник Налбандян переезжает в Армению и помогает открыть филиал «Окон ТАСС». Он создаёт политические плакаты, карикатуры, а также выезжает на фронт, собирая материалы для картин. Живопись Дмитрий Александрович не оставляет, и в 1942 году пишет картину боя, свидетелем которого он был, «Последний приказ полковника С. Закияна». Смертельно раненый командир дивизии в ходе боя за Крым на Керченском полуострове до конца остаётся на своём посту и руководит битвой. Это – очень напряженное и драматическое полотно. В то же время армянский художник показывает, как женщины Армении, готовя помощь фронту, прядут шерсть. Большое полотно так и называется «Подарки фронту». Много путешествуя по Армении, Налбандян знакомится с её людьми и обращается к портретам. В 1943 году им создан образ выдающегося армянского поэта А. Исаакяна.

Художник нам показывает вдумчивого, глубокого человека, окруженного не рукописями, а книгами. Он имеет вид профессора, а не поэта, которого посещают музы. Живописец с знакомится с работниками культуры и также пишет портреты артистов С. Кочаряна, А. Айдиняна, поэта Н. Зоряна, музыканта К. Эрдели. Глубоко раскрывая их образы, Налбандян проявил себя как великолепный портретист, следуя лучшим традициям русской живописной школы. Он также успевает работать над такими групповыми портретами, как картины «Отличная компания», в которой присутствуют главы стран-союзников: И. Сталин, У. Черчилль, Т. Рузвельт, а также «Крымская конференция». Кроме этого, армянский художник много ездит по республике и часто пишет пейзажи в долине Арарата, на озере Севан, древний город Аштарак, старый Ереван с узкими запутанными улочками. Неоднократно возвращаясь в Армению после войны, художник, любуясь солнечной знойной страной, вновь и вновь пишет её пейзажи с заснеженным Араратом, выхватывает из жизни возвращение чабанов с гор, танцы колхозниц, строительство нового Еревана. Он, полностью переключившись, пишет также большой групповой портрет деятелей армянской культуры «Вернатун» (1978 год). Поэтому вполне оправдано, что в 1965 году Д. А. Налбандяну было присвоено высокое звание – Народный художник Армянской ССР.

После войны

Д. А. Налбандян считал, что портреты отражают время, в котором он живёт, и видел своей обязанностью запечатлеть всех руководителей страны. Поэтому он с удовольствием переносил на полотна образы политических деятелей. Особенно И. Сталина, который только ему выделил ¾ часа для позирования. По этим беглым наброскам, сделанным с живого человека, будут далее написаны многие портреты руководителя страны. К нему в мастерскую приезжают заказывать портреты члены Политбюро, военные самых высоких рангов, политические деятели (Орджоникидзе, Калинин, Ворошилов, Будённый, Микоян, Тольятти, Громыко, Устинов). Очень интересен портрет художника П. Радимова (одного из основателей АХРРа) с гитарой. Павел Александрович изображен в домашней обстановке.

На простом, очень русском лице (это был выходец из крестьян) играет улыбка, а взгляд искрится весельем. Портрет получился яркий и жизнерадостный. Художник Налбандян также интересуется простыми рабочими людьми. Он пишет портреты заводских рабочих (Андреева, Петухова, Полюшкина), колхозников (птичницы Светловой, доярки Сташенковой). Видит их разные состояния и открывает нам души своих моделей, полные щедрой доброты.

Портреты В. Ленина

Огромный общественный темперамент заставил художника после войны обратиться к созданию образов Ленина. Он написал цикл картин, на которых изображён Владимир Ильич. Самое значительное произведение на эту тему – «Ленин в Горках». Оно показывает вождя мирового пролетариата за напряженной работой. Д. Налбандяну пришлось «соперничать» с классическими изображениями Владимира Ильича И. Бродского, которые все знали по многочисленным плакатам и открыткам. Однако уже опытный мастер подошел к трактовке известной темы иначе.

Если И. Бродский выбрал пастельные бежевые краски, то на картине Д. Налбандяна «Ленин в Горках» преобладают золотисто-коричневые тона и голубовато-белый зимний пейзаж за окном. Они выделяют небольшую фигуру Ленина в чёрном костюме, которая становится доминантой. Владимир Ильич сидит в центре комнаты боком к столу, готовый вот-вот оторваться при необходимости от своей работы. Стол покрыт зелёным сукном. На нем находится настольная лампа, которая пригодится для работы вечером, аккуратно сложенные папки, раскрытая тетрадь и толстая книга. Всё говорит о большой самодисциплине углубившегося в записи человека, который их держит просто в руках. Обстановка скромна. Ленин сидит на стуле с удобной полукруглой, но жесткой спинкой, кроме того, еще имеются два мягких кресла. Весь его облик выражает аскетичность и сосредоточенность на неотложной работе. Ей способствует тишина, которая исходит от картины. В 1982 году за серию картин, посвященных создателю страны Советов, художник получил Ленинскую премию.

Мастер натюрморта

Одна из любимых тем в творчестве живописца – цветочный натюрморт. Полевые и садовые цветы он изображал охапками, с большой любовью к нежным созданиям природы. Прекрасны его бордовые царственные пышные пионы, изящны скромные ромашки, васильки и колокольчики, собранные в одном букете. Цветочный натюрморт часто дополняется фарфоровыми тарелками, заполненными клубникой, черешней или просто чашкой с блюдцем. Пышные, яркие астры у него соседствуют рядом с плодами позднего лета – арбузом с алой мякотью, гроздьями черного и белого винограда, сизыми сливами, бархатистыми персиками. Весенняя белоснежная черёмуха, заполняя своими душистыми цветами всё полотно, осыпает всё вокруг полупрозрачными лепестками. Художник мастерски передавал блеск стали, прозрачность стекла, мягкость тканей.

Невероятно хороши персидские сирени, которые Д. Налбандян любил писать огромными букетами в стеклянных и фарфоровых вазах или плетеных корзинках. Именно с сиренью произошёл анекдотический случай. Художник был приглашён на день рожденья скульптора Кербеля, которому преподнесли великолепный букет сирени. Маститый живописец был так им восхищен, что, как малое дитя, стал выпрашивать у именинника эту сирень. Но Лев Ефимович не пожелал расстаться с цветами. Однако устроители праздника на следующий день преподнесли сильно огорчённому Д. Налбандяну точно такой же букет, и он сразу взялся за кисти. В результате появился натюрморт, который передаёт утреннюю свежесть влажной от росы сирени.

Путешествия и зарисовки

Художник Налбандян имел полную свободу передвижения не только по СССР, но за границей. Три месяца в 1957 году он работал в сказочной экзотической Индии, где создал примерно 300 произведений. Они показывают жизнь и быт народа, лирические и архитектурные пейзажи, многочисленные портреты простых людей, а также великолепный портрет Индиры Ганди в полный рост. Его деятельность была высоко оценена правительством Индии. Дмитрию Аркадьевичу было присвоено звание лауреата премии имени Джавахарлала Неру.

В последующие годы художник совершал поездки в Испанию, Италию, Венгрию, Францию, Японию, Болгарию. Кстати, В Японии его назвали «русским Рембрандтом». Из каждой станы он привозил циклы картин и зарисовок, совершенно фантастические, которые отрывали его как художника с другой стороны. Он сделал большой шаг вперёд, развивая всю советскую живопись. Эти яркие, эмоциональные работы экспонировались в 1968 году на выставке в Русском музее, которую назвали «Неизвестный Налбандян».

Музей-мастерская Налбандяна

Она открыта правительством Москвы в 1992 году в квартире на Тверской, в которой жил с 1956 года Д. А. Налбандян. Окна мастерской выходят на памятник Юрию Долгорукому, а внизу располагался книжный магазин «Москва». В этом же доме жил режиссёр М. Ромм, писатель И. Эренбург, поэт Д. Бедный. Верхний этаж с большими светлыми окнами на потолке отдали художникам. Там жили и работали Н. Жуков, Кукрыниксы, В. Минаев, Ф. Константинов.

Музей-мастерская входит в качестве подразделения в состав Центрального выставочного зала «Манеж». Она основана на собрании, которое в 1992 году передал художник городу. В музее-мастерской хранятся картины Налбандяна. Их более 1500. А также личные вещи, принадлежавшие семье художника. Только здесь можно увидеть тот натюрморт с сиренью, о котором мы рассказывали. Кроме сирени в мастерской выставлены натюрморты с гвоздикой, ромашками, произведение «Цветы на синей скатерти». Тут находится самое любимое полотно художника, которое он никогда нигде не выставлял, написанное в 1935 году: «Портрет комсомолки В. Тереховой». Это жена художника Валентина Михайловна, с которой он прожил долгую счастливую жизнь.

Сестра художника Маргарита Аркадьевна передала музею уникальные бесценные фотографии, на которых видны встречи Дмитрия Аркадьевича Налбандяна с Индирой Ганди, А. Микояном, Т. Живковым, А. Громыко. Ещё были подарены музею рисунки Д. Налбандяна, его записки. Художника знают мало как графика. Его рисунки-портреты Хрущева, Брежнева, Сарьяна, Рериха – отражение времени.

Сама обстановка музея по нынешним временам скромна. В ней нет броской роскоши нувориша постсоветских времён, зато имеются бронзовый столик, подаренный Индирой Ганди, массивные шкафы с книгами, сервиз «Золотой олень».

При жизни Д. Налбандяна первая выставка в Манеже состоялась в 1993 году.

Первая персональная выставка после смерти художника, посвященная его 95-летию, открылась в 2001 году в Центральном выставочном зале «Манежа». Посетители смогли познакомиться с уникальными произведениями, пейзажами и натюрмортами, открывающими художника с новой, неизвестной стороны – как лирика и импрессиониста.

В связи со 105-летием художника в 2011 году открыла двери в «Манеже» очередная выставка Д. Налбандяна. На ней были представлены все жанры, в которых работал мастер – портрет, натюрморт, исторические картины, пейзаж. На ней были собраны полотна из разных выставочных павильонов и музея-мастерской. Она продемонстрировала, каким разнообразным был талант Дмитрия Аркадьевича, о котором привыкли думать только как о «придворном живописце».

Память о художнике

Дмитрий Аркадьевич Налбандян скончался в 1993 году, 2 июля, прожив 86 лет. До последних дней он поднимался в свою мастерскую и вставал к мольберту. Его могила находится на Новодевичьем кладбище. На ней установлен памятник – работа скульптора-академика Ю. Орехова. Живописец высечен из камня с палитрой в руке. 70 лет своей жизни он отдал творчеству. Его работы находятся в ГТГ, ГРМ, музее современной истории России, в музеях Армении.

Комментарии
Очень интересная и нужная статья Т.Пиксановой о художнике Д.А.Налбандяне. Охвачен весь творческий путь ,биография,история создания картин.Спасибо.