Характеристика классного коллектива в школе
Не секрет, что работа классного руководителя - это еще и заполнение всевозможных отчетов, составление служебных записок, написание иной документации. Выделяется на этом фоне психолого-педагогическая характеристика классного коллектива. Никто из учителей так тесно не взаимодействует с группой ребят, как ее классрук. В этом документе последнему надо выступить не только педагогом, но и психологом, наблюдателем, статистиком. Какие разделы включает в себя характеристика, как ее правильно оформить, мы рассмотрим в статье.
Лицевой лист
Строгих унифицированных правил оформления первой страницы характеристики классного коллектива нет. Однако при этом важно отобразить на ней следующее (по порядку) сведения:
- Полное официальное наименование учебного заведения.
- Надпись "Характеристика", далее - класс, школа, населенный пункт. К примеру: "Характеристика классного коллектива 6-Д класса МОУ СОШ №500 г. Москвы".
- Выполнил(а): учитель-предметник, Ф. И. О., классное руководство. Пример: "Учитель русского языка и литературы Иванова Д. В., классрук 6-Д класса".
- Внизу страницы - ваш город, год составления документа.
Содержание характеристики классного коллектива
Опять же, унифицированного списка тем, которые классный руководитель должен отобразить в отчете, нет. Однако мы рекомендуем построить педагогическую характеристику классного коллектива, опираясь на следующий план:
- Общая информация о группе.
- Структура детского коллектива. Основные процессы, что происходят внутри группы.
- Специфика общения между учениками.
- Познавательные потенциал ребят, их успехи в учебе.
- Творческая активность учащихся.
- Вопрос о воспитании, усвоении социального опыта.
- Физическое развитие ребят.
- Наличие вредных привычек, склонность к аморальному поведению.
- Характеристика семей, родителей учеников.
- Общие выводы, предложения.
А теперь подробно разберем каждый из представленных пунктов.
Общие сведения
Итак, что должен отметить учитель в этом разделе характеристики классного коллектива:
- Специфика группы: общеобразовательная, с математическим, гуманитарным и прочим уклоном.
- Число детей, количество мальчиков и девочек.
- Года рождения учеников. Например: "2007 г. - 18 человек, 2008 г. - 6 человек".
- Краткая история формирования коллектива: сколько ребят было в классе изначально, кто пришел в группу позже.
- Если это характеристика классного коллектива начальной школы, то важно указать, из каких дошкольных учреждений пришли ученики.
- Где в основном проживают ребята? Кто-то приезжает из другого района, населенного пункта?
- Общая оценка успеваемости, число ребят-отличников и хорошистов. Вывод о качестве знаний.
- Оценка пропусков, основные их причины.
- Общий вывод об отношении друг к другу, учителям, учебному процессу.
- В процентах представьте, кто из ребят занимается творчеством, посещает интеллектуальные кружки, спортивные секции.
Структура коллектива
В этой части характеристики класса (классного коллектива) учитель должен показать себя педагогом-психологом, а также отобразить, насколько он в курсе положения дел в детской группе. Раскрыть здесь суть поможет отражение следующих вопросов:
- Как в общем вы оцениваете отношения в классе: коллектив дружный, разобщенный, с наличием враждебных групп?
- Несколько слов об органах самоуправления: как ребята относятся к обязанностям? Инициативны ли они? Приносят ли самоуправленческие функции пользу?
- Какие в классе есть группы (перечислите фамилии учащихся)? На основе чего они сформировались?
- Есть ли замкнутые, необщительные ребята? Кто это? Почему возникла такая проблема?
- Кто ведет себя независимо, обособленно? Как вы охарактеризуете этих детей?
- Кто в коллективе формальный и неформальный лидер? Как относятся к этим детям другие ребята? Есть ли положительные и отрицательные лидеры, кто это?
Специфика общения
Небольшой, но важный раздел. В характеристике классного коллектива 1 класса, конечно, трудно написать здесь что-то особенное, но все же нужно уделить теме внимание.
Итак, что стоит отразить здесь:
- Общая оценка общения между ребятами.
- Какие товарищеские чувства у них развиты: взаимовыручка, чувство общности, доверие друг к другу?
- Отношения между мальчиками и девочками.
- Как бы вы в общем охарактеризовали своих учеников? Доброжелательные, беззлобные, общительные?
- Каковы отклонения от примерного поведения встречаются чаще всего?
- Как они проводят внеурочное время? Собираются ли вместе?
Познавательный потенциал
В этой части характеристики классного коллектива (класс 2, 3, 1 уже можно здесь достаточно полно описать) вы оцениваете ребят уже не как психолог, а как учитель. Действуйте по этому плану:
- Оценка внимания (устойчивое, рассеянное), работоспособности (от низкой до средней, высокой).
- Какой тип памяти у детей развит более всего?
- Каковы их успехи в познавательном плане? Умеют ли ребята анализировать, делать общие выводы, структурировать информацию?
- Каков результат их самостоятельной работы?
- Какова познавательная активность (от высокой до низкой)?
- Как они относятся к учебному процессу, к школе вообще?
- Есть ли ученики с проблемами в этом плане? Какими?
Творческая активность
Пункт не менее важный, чем все остальные - говорит о всестороннем развитии ребят. Что важно отметить здесь:
- Участвуют ли дети в классных и школьных внеурочных мероприятиях? Интересно ли им это, инициативны ли они?
- Как относятся к проигрышам и победам? Как проявляют себя в командной подготовке?
- Могут ли самостоятельно придумать номер, сценку, иное представление? Нужна ли им ваша помощь в этом или достаточно идеи, "толчка"?
- Кого из ребят вы выделите в творческом плане? Почему?
Вопросы воспитания
Здесь классный воспитатель выступает наблюдателем. Довольно каверзный пункт - придется высказать не только профессиональное, но и житейское личное мнение. Проще всего раскрыть тему, отвечая на такие вопросы:
- Как вы в общем оцениваете уровень воспитания, культуру поведения ребят? Благополучны ли их семьи, или родители не уделяют детям должного внимания?
- Есть ли у ребят уже какие-то сформированные жизненные принципы, моральные представления, правила общения? Кратко упомяните их.
- Какова дисциплина на уроках и вне их? Чем они по большей части заняты на переменах?
- Допускают ли дети злословие, физические расправы, травлю?
- Как они ведут себя в общественных местах во время школьных походов?
Физическое здоровье класса
Вот что достаточно важно отразить в данном разделе:
- Как в общем вы оцениваете физическое состояние ребят (абсолютно, относительно здоровы, имеют серьезные проблемы со здоровьем).
- Перечислите в процентах, у скольких учащихся основная, подготовительная, специальная группа по физкультуре.
- Каковы самые частые проблемы со здоровьем (в т. ч. и на основе пропусков по болезни)?
- Отдельное внимание ребятам со спецгруппой по физкультуре. Кто это? Какие у них проблемы?
Склонность к аморальному поведению
Очень серьезная часть характеристики. Вот что здесь стремятся отметить учителя:
- Есть ли в классе "трудные" дети? Кто это? Из-за чего вы дали такую характеристику?
- Кто состоит на учете в ПДН, КДН? Каковы причины этого?
- Отметьте, у кого из учащихся есть склонность к бродяжничеству, воровству, распитию алкоголя, курению или иным вредным и опасным для детей привычкам.
Характеристика родителей, семей учащихся
Информацию для этого раздела классный руководитель черпает из практики проведения родительских собраний, личном общении с семьями своих учеников. Вот что важно отобразить здесь:
- Охарактеризуйте семьи - полные, неполные. Выделите, кто из учащихся сирота, воспитывается опекунами, кто из многодетной семьи.
- Какова, на ваш взгляд, атмосфера в семьях учеников? У кого есть проблемы? Какого они плана?
- Как родители относятся к школе, жизни класса, лично к вам? Интересны ли им отметки детей, их отношения с другими ребятами, успехи и неудачи сына или дочери?
- Кто из родителей наиболее активен? Кто состоит в родительском комитете школы?
- Как ведут себя родители на собрании? Кто наиболее активен, а кто предпочитает быть зрителем?
- Какова статистика посещений собраний? Есть ли родители, которые систематически пропускают их?
Общие выводы и предложения
Такой большой объем работы нуждается в подведении итогов, общих выводах, которые бы "выжали" все самое ценное из написанного. Предлагаем учителю пойти здесь таким путем:
- Напишите, на сколько сформирован классный коллектив (от низкого до высокого уровня). Кратко аргументируйте этот вывод. Вынесите несколько предложений для более удовлетворительного результата: организация общего досуга, игры на формирование чувства общности, психологическая помощь особо замкнутым ребятам и проч.
- Ваши общие выводы об успеваемости и работоспособности. Характеристика положительных и отрицательных черт ребят, как членов коллектива. Оценка их культуры поведения, навыков общения. Как им помочь в более успешной социализации?
- Духовно-нравственное развитие. Что необходимо сделать родителям, школе, чтобы все и каждый из детей в будущем стал достойным для подражания личностью?
Работа заканчивается записью "Классный руководитель: роспись, Ф. И. О.".
Вот и все, что мы хотели вам рассказать о варианте наиболее обстоятельной и всесторонней характеристики классного коллектива. Отвечая на вопросы внутри каждого раздела, учитель сможет описать жизнь своего класса наиболее полно.