Статья 80 ЗК РФ. Фонд перераспределения земель

В рамках оборота с/х земель использование фонда перераспределения земель имеет особое значение. Его формирование сыграло ключевую роль в процессе передачи наделов, принадлежащих совхозам и колхозам, многочисленным крестьянско-фермерским и личным хозяйствам. Это стало возможно благодаря изданию Закона от 1990 г. № 374-1. Этим нормативным актом была запущена земельная реформа в стране. Впоследствии процесс был усовершенствован за счет принятия ЗК и иных нормативных актов, в числе которых Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Положительные моменты реформы

Формирование фонда перераспределения земель имело особое практическое значение. Об этом свидетельствуют статистические данные.

Ключевой целью реформы было создание крестьянско-фермерского уклада на базе массового, всеобщего выхода собственников земельных долей из коллективной собственности на приватизированные наделы совхозов и колхозов с выделом этих территорий в натуре. На начало января 1995 г. регистрацию прав собственности на земельный участок прошли около 270 крестьянских хозяйств. Из них порядка 1/3 были созданы на совхозных и колхозных территориях. 2/3 наделов были выделены из фонда перераспределения земель.

Тем не менее с момента запуска реформы люди в массовом порядке стали формировать дачные, огороднические, садоводческие объединения. К середине 2000-х их насчитывалось более 80 тысяч.

Источники формирования

Изначально создание фонда перераспределения земель осуществлялось в соответствии с постановлением Президиума ВС РСФСР и Совета Министров № 891-1 от 15 марта 1991 г. Земельный кодекс тогда еще не был введен в действие. Согласно указанному акту, 10 % пашни изымались у совхозов и колхозов для включения в фонд. Из него предполагалось обеспечить зарождающиеся крестьянские хозяйства землей для сенокошения и прочих сельскохозяйственных нужд.

Еще одним источником наделов стали излишки участков, возникшие после формирования коллективной собственности при приватизации совхозных и колхозных территорий, а также их реорганизации на основании ЗК от 1991 г., Указа президента № 323 и правительственными постановлениями № 86 от 1991 г. и № 708 от 1992 г. Согласно этим документам, регистрация прав собственности на земельные участки должна была завершиться до 01.01.1993.

Третьим источником создания фондов первые годы формирования крестьянских хозяйств, садоводческих, дачных и огороднических объединений стали участки лесного фонда, не занятые насаждениями, и территории запаса.

Порядок приватизации

В первую очередь в каждом колхозе, районе, совхозе формировались внутрихозяйственные и районные комиссии. Они наделялись полномочиями по реорганизации хозяйств и приватизации наделов.

Трудовой коллектив должен был принять решения о:

  • Форме собственности земли.
  • Правилах подачи заявления на предоставление надела, выкуп или аренду участков сверх положенных норм. При этом должен был определяться круг субъектов, имеющих право получать землю бесплатно.
  • Определении общей площади наделов, отнесенных к коллективной собственности.

Среднерайонная норма наделов, предоставляемых бесплатно, определялась делением совокупной площади в пределах территории сельскохозяйственных предприятий на общее количество граждан, занятых в сельском хозяйстве или ранее осуществлявших с/х деятельность. В число последних входили пенсионеры, работники социальной сферы и пр. Местная администрация, в свою очередь, получала право определять дифференцированную норму безвозмездной передачи участков в собственность по зонам с разной плотностью населения.

В связи с тем, что численность граждан существенно варьировалась, а дифференциация нормы, как правило, не осуществлялась, в одних хозяйствах величина доли земли оказывалась меньше нормативной, в других – равнялась ей, в третьих – превышала показатель.

Прекращение прав

Фонд перераспределения земель пополнялся также за счет наделов, переставших являться собственностью по основаниям, закрепленным в статьях 39, 40 ЗК от 1991 г. Речь, в частности о:

  • Добровольном отказе от участка либо его части.
  • Истечении срока, на который надел был предоставлен.
  • Прекращении работы предприятия (организации) или крестьянского хозяйства.
  • Эксплуатации земли не по ее целевому назначению. К примеру, на земле для огородничества осуществляется строительство промышленного предприятия.
  • Нерациональном использовании надела.
  • Систематической неуплате налога на протяжении двух лет и непогашении образовавшейся задолженности до истечения последующего года.
  • Неиспользовании надела на протяжении года. К примеру, субъект предполагал эксплуатировать землю для выпаса скота, однако развить животноводческое хозяйство не удалось.
  • Отчуждении участка местному совету.

Но вскоре указанные основания потеряли свою силу, поскольку статьи, их закреплявшие, стали недействующими в силу Указа президента от 1993 г.

Корректировка законодательства

Правовой режим наделов существенно изменился с введением в действие новой редакции ЗК и закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Первоначально предусматривалось только 3 способа создания фонда. Во 2 пункте ст. 80 ЗК РФ, в частности, были установлены следующие основания:

  • Добровольный отказ от надела.
  • Передача земли государству при отсутствии преемников или их отказе от вступления в наследство.
  • Принудительное изъятие надела в случаях, закрепленных законом.

Введение новой регламентации создания фонда перераспределения – замена на формулировку "приобретение РФ, субъектом России или МО прав собственности на участок по основаниям, предусмотренным в ФЗ" – связана с открытым характером перечня способов, определенного в прежней редакции. В ней не охватывались обстоятельства, не подпадающие под "принудительное изъятие".

Впоследствии 80 статья Кодекса была дополнена указанием о том, что в фонд включаются территории, которые на дату введения ЗК в действие находились в ранее созданных фондах на основании Указа президента № 323 от 1991 г.

По мнению юристов, новую редакцию нормы необходимо уточнить. Дело в том, что начало создания фонда связано с исполнением первых законодательных актов о реформе. Кроме того, основная его часть составили наделы, которых не коснулась приватизация (к примеру, 10 % пашни, изъятые у предприятий).

Ситуация сегодня

В фонд перераспределения участков включаются наделы, которые по каким-либо причинам оказались неиспользуемыми или были получены госорганами в рамках сделки. В соответствии с действующим ЗК, территории включаются в фонд:

  • При отсутствии субъекта, планировавшего приобрести землю для сельскохозяйственного производства. В такой ситуации надел приобретает муниципалитет по рыночной цене.
  • При отчуждении земли принадлежащей иностранному гражданину, юрлицам, в том числе уставной капитал которых состоит более чем на половину из взносов иностранцев или субъектов, не имеющих гражданства.
  • При продаже участка, площадь которого больше максимально допустимого размера для одного человека.
  • При добровольном отказе от участка. В этом случае надел становится бесхозным. Все права, которыми обладал собственник, прекращаются. Соответственно, земля переходит к государству или МО.

При отчуждении надела муниципалитет обладает преимущественным правом приобретения.

Правовой режим

Госсобственность на земли фонда не разграничивается. Распоряжение и управление наделами осуществляется местными структурами власти.

Участки из фонда перераспределения допускается передавать в аренду, собственность (безвозмездно или за плату) юрлицам и гражданам в предусмотренных законодательством случаях.

Региональные власти вправе самостоятельно определять и изменять границы участков сельскохозяйственного назначения, наделять местные структуры власти отдельными полномочиями в сфере земельных правоотношений. Кроме того, они могут устанавливать:

  • Круг физлиц, имеющих права на земли фонда.
  • Перечень конкретных наделов, подлежащих аренде или передаче в собственность.
  • Максимальные и минимальные параметры участков.
  • Общую площадь территорий фонда в границах одного МО.
  • Порядок и основания предоставления участков, находящихся в собственности субъектов, муниципалитету.
  • Правила внесения предложений, касающихся фонда.

Использование наделов

В 3 пункте 78 статьи ЗК предусмотрен порядок эксплуатации участков, выделенных из фонда перераспределения. Участки, временно выпавшие из оборота, могут передаваться для:

  • Ведения сельскохозяйственной производственной деятельности.
  • Создания полос защитных насаждений.
  • Осуществления учебных, научно-исследовательских и иных мероприятий.
  • Рыболовства.
  • Сельскохозяйственных нужд на время сооружения ЛЭП, дорог, прокладки трубопроводов.
  • Создания охотничьего хозяйства.

Субъекты права

Из фонда перераспределения наделы могут получить:

  • Хозяйственные общества и товарищества, физлица.
  • Муниципальные и государственные унитарные предприятия.
  • Потребительские, производственные кооперативы.
  • Некоммерческие, коммерческие предприятия.
  • Религиозные объединения.
  • Опытные, учебные, опытно-производственные подразделения, занятые подготовкой кадров.
  • Общины народов Севера, Сибири, Дальнего Востока.
  • Казачьи общества.

Для получения надела заинтересованное лицо обращается в местный орган власти, уполномоченный выполнять функции нормативного регулирования в сфере земельных отношений.

Сведения о наделах фонда

В соответствии с положениями 80 статьи ЗК, информация об участках размещается в источниках с открытым доступом. Администрация муниципалитетов должна извещать всех заинтересованных субъектов о наличии участков, публиковать данные о землях, поступающих в фонд, в местных СМИ.

Общины, граждане, товарищества и иные лица, входящие в перечень, закрепленный законодательством, вправе подать заявление на получение участка в безвозмездное пользование. Предприятия и фермерские хозяйства, в свою очередь, могут подать заявку на приобретение дополнительных наделов.

Дополнительно

Уполномоченный орган местной власти по запросу заинтересованного субъекта обязан не только предоставить информацию о наличии/отсутствии участков в фонде, но и показать (при наличии территорий) полное описание их характеристик.

Решение о предоставлении надела принимается в каждом случае индивидуально. Закон не запрещает местным органам власти запрашивать обоснование целесообразности выдела земли.

Комментарии