Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речевого общения
Рассматривая такой феномен, как речевая коммуникация, мы увидим, что на его успешность влияет множество пунктов. Одним из них будут экстралингвистические факторы. Определение этого понятия, что в него входит, мы, в числе всего прочего, разберем в статье. Начнем же с самого главного термина и его составляющих.
Речевая ситуация
Что такое речевая ситуация в иностранной и родной речи? Фактически это первая ступень общения между людьми. В современной реальности данные ситуации могут быть как естественными (два знакомых встретились на улице и разговорились), так и искусственными (школьникам предложили порассуждать на уроке по поводу социальных проблем региона).
Разновидностей и тем речевого общения в нашем мире множество. Вместе они обогащают духовную жизнь человечества, нашу культуру.
Речевая ситуация - конкретные обстоятельства, на фоне которых происходит человеческое общение. Она - исходный момент любого нашего речевого действия: в зависимости от нее выстраивается модель диалога, общения с аудиторией, поиск тем разговора, русло беседы и проч.
Пример текста речевой ситуации:
- Дружеская беседа.
- Выступление с докладом.
- Объяснение перед начальством.
- Консультация насчет покупки компьютера.
- Объяснение малышу, почему спички - это не игрушка и проч.
Типы речевого общения
В инакоязычной и родной речи можно выделить три основных типа речевой коммуникации:
- Официальный, деловой. Это общение подчиненного с боссом, учителя с учеником, доктора с пациентом и проч. Для него характерна наиболее жесткая регламентация речевым этикетом. Нарушение каких-то его правил может даже грозить серьезными санкциями.
- Полуофициальный. Это беседа коллег, группы студентов, родственников. Нормы речевого этикета здесь уже более размыты. Общение же выстраивается более по правилам, характерным для этой малой группы.
- Неофициальный. Разговоры с друзьями, возлюбленными, знакомыми, внутри семьи. Соблюдение речевого этикета здесь довольно условно. Тональность, темы общения свободны. Люди здесь ограничивают себя только собственными нравственными представлениями, моралью, тактичностью.
Компоненты речевой ситуации
Чтобы лучше понимать основную тему нашего разговора, выделим основные компоненты речевого общения:
- Участники. Существуют как прямые участники - адресат и адресант, так и третьи лица - наблюдатели, слушатели. Присутствие последних формирует саму ситуацию, влияет на ход общения.
- Место и время коммуникации. Очень важный аспект, определяющий стиль общения. Беседа на улице, разговор на вечеринке, выступление перед уважаемой аудиторией - различные речевые ситуации. Внутри себя разделяются на две ветви:
- Канонические - произнесение речи синхронно моменту ее восприятия. Адресат и адресант находятся в одно время в одном и том же месте.
- Неканонические - время произнесения не совпадает со временем восприятия, сама речь не имеет определенного адресата (например, публичный доклад, разговор по телефону, общение с помощью писем и проч.)
- Предмет общения.
- Цель общения. Результат, который участники коммуникации хотят видеть итогом своего речевого взаимодействия. Цели разделяются на следующие группы:
- Непосредственно выражаемые.
- Прямые. В частности, прием и передача данных.
- Косвенные.
- Долговременные.
- Так называемые интеллектуальные: критика, поиск истины, обсуждение, разъяснение и проч.
- Обратная связь между участниками диалога. Здесь две категории:
- Активная (диалог).
- Пассивная (пример - текст письменного ответа).
Экстралингвистические и просодические средства
Теперь перейдем от всего речевого общения ближе к основной теме разговора. В коммуникации используются просодические и экстралингвистические средства общения. Их роль очень многогранна:
- Регуляция потока речи.
- Экономия языковых средств общения.
- Предвосхищение, дополнение и замещение речевых высказываний.
- Выражение эмоционального состояния.
Каждое из этих направлений имеет свой набор средств общения:
- Экстралингвистика - разбавление речи паузами, включение психологических проявлений: смех, плач, вздох, нервное покашливание и проч.
- Просодика - такие интонационно-ритмические конструкции, как громкость и высота голоса, сила ударения, тембр и проч.
Средства просодики и экстралингвистики
Давайте рассмотрим как просодические, так и экстралингвистические факторы, стили.
Итак, просодика.
Интонация - все разнообразие языковых средств, связанных с голосом, не требующих концентрации внимания на содержании сказанного.
Скорость речи:
- Менее 200 слов в минуту - медленная.
- Порядка 350 слов в минуту - спокойная.
- Около 500 слов в минуту - быстрая.
Высота голоса - от низкой до высокой.
Течение речи (режим): ритмичное, циклическое, отрывистое, угловатое, округленное.
Тембр голоса.
Громкость голоса.
Артикуляция - ясное и четкое либо невнятное, "зажеванное" произношение.
Теперь перейдем к экстралингвистике.
Кашель, одышка. Может проявляться как реакция на внешние раздражители, говорить о проблемах со здоровьем, так и быть продиктована желанием что-то "сказать" собеседнику этими звуками.
Пауза. Причины ее могут быть различны: придание значения сказанному, задумчивость, средство выиграть время, отвлеченность на что-то постороннее. Нередко паузу допускают, заметив, что собеседник хочет что-то сказать.
Исследователи считают, что значение пауз в разговоре иногда почти равно значению сказанного.
Смех - средство разрядить обстановку, сделать беседу несколько эмоциональной. Поводов для него может быть несколько: было сказано что-то комичное, веселое, хочется высказать свое отношение к чему-либо собеседнику.
Смех может быть как естественным, так и искусственным, натянутым.
Нечленораздельные звуки. Многие в процессе разговора кряхтят, вздыхают, "экают", "мычат" и т .д. Эти звуки могут свидетельствовать как об отношении к предмету разговора, так и раскрывать внутреннее состояние человека.
Но это еще не все.
Иные факторы успешной коммуникации
Помимо экстралингвистики и просодики, имеют место и такестические средства общения: поцелуй, рукопожатие, похлопывание или иное прикосновение.
Говоря об успешном выстраивании речевого общения, не надо обходить стороной и проксемику - расстояние между собеседниками. Оно может быть личным, интимным, близким, публичным, социальным. Важную роль играет и ориентация общения - угловая, независимая, конкурирующе-оборонительная позиция.
А заключает успешность диалога образ собеседника - его манера одеваться, украшать себя, делать прическу и макияж.
Примеры употребления просодических и экстралингвистических средств в речи
Давайте посмотрим, насколько широко мы пользуемся средствами экстралингвистики и просодики в речи и как они могут нас охарактеризовать:
- Высокий голос используется нами для передачи сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных: радости, гнева, восторга, страха, энтузиазма.
- Четкое произношение слов, отсутствие "проглатывания" суффиксов и окончаний используется, чтобы заявить о себе как о дисциплинированном, ответственном человеке.
- Быстрая речь характерна для взволнованного, обеспокоенного чем-то собеседника. Медленная может свидетельствовать как о высокомерии и невозмутимости, так и об усталости или горе. Спокойная речь характеризует вдумчивого, уравновешенного человека.
- Если темп разговора постепенно оживляется, убыстряется, это говорит о вдохновении предметом беседы, погруженности в ее тему.
- Бойкая, торопливая манера речевой коммуникации свойственна импульсивному, темпераментному человеку, уверенному в своих словах. Но если речь его при этом обрывочна, беспорядочна, характеризуется резкими изменениями скорости говорения, то это свидетельство робости, стеснения, возбуждения, непостоянства и суетливости.
- Если человек правильно выговаривает слова, придерживается определенной цикличности беседы, это говорит о его строгости, педантичности, твердости, эмоциональной холодности.
Однако не надо забывать, что к средствам общения относятся также жесты, мимика. Если человек говорит размеренно, четко, но при этом отчаянно жестикулирует, "бегает" глазами, кривит губы, то это выдает его волнение, неуверенность. Поэтому всегда стоит обращать внимание на то, чтобы речь и невербальные средства выражения были при беседе синхронны.
Большое значение в речевом общении имеет и богатство лексикона, общего кругозора собеседника. Помимо экстралингвистических факторов, этот показатель заметно влияет на успешность речевой коммуникации.
Что это - экстралингвистические факторы?
Теперь еще несколько определений этого феномена. Экстралингвистические (социальные) факторы общения - это параметры социальной (внеязыковой) действительности, которые обуславливают как частые, так и глобальные изменения в речи.
Также стилеобразующими, внелингвистическими, экстралингвистическими факторами общения называют массу явлений внеязыковой действительности, в которых и под влиянием которых речь приобретает массу своих стилевых характеристик, а также происходит организация и отбор языковых средств.
Компоненты речевой ситуации как внелингвистические факторы
Отметим, что экстралингвистическими факторами вполне можно назвать и компоненты речевой ситуации. "Экстра" = "сверх": в смысле то, что не изучается непосредственно лингвистикой (наукой о языке).
Давайте вспомним это компоненты:
- Говорящий.
- Адресат.
- Предмет разговора.
- Цель коммуникации.
- Обстановка общения.
Что относится к социальным факторам речевого общения?
К экстралингвистическим факторам в глобальном плане относят:
- Ряд демографических параметров (плотность, способ расселения).
- Возрастную разницу.
- Социальную структуру общества.
- Численность населения, являющегося носителям языка, на котором происходит диалог.
- Культурно-языковые особенности.
- Письменные традиции.
- Языковые культурно обусловленные контакты.
Вот мы и рассмотрели экстралингвистические факторы и средства общения. Это все те внеязыковые особенности, которые, в зависимости от правильности применения, могут сделать коммуникацию как успешной, так и неудовлетворительной.