Повесть Екатерины Мурашовой "Класс коррекции": краткое содержание и основная мысль произведения
Психолог и автор книг для подростков Екатерина Мурашова пишет на самые трудные темы. Пронзительно, откровенно, порой жестоко, но всегда искренне она говорит о сегодняшних реалиях. Одной из таких стала повесть Катерины Мурашовой «Класс коррекции». Краткое содержание произведения - в этой статье.
Об авторе
Екатерина Мурашова родилась в Ленинграде в феврале 1962 года. После школы поступила в Ленинградский университет на биологический факультет. Через десять лет окончила психологический факультет родного университета. Писать начала еще в школе. Первая повесть «Талисман» была напечатана в 1989 году в сборнике «Дружба». Екатерина Вадимовна – лауреат нескольких литературных премий. Сейчас работает семейным психологом, преподает в университете и выступает с лекциями.
Седьмой «Е»
Начнем передавать пересказ краткого содержания «Класса коррекции» со знакомство со школой, где учится Антон, от лица которого и ведется повествование. В школе полторы тысячи учеников и триста учителей. Параллели «А» и «Б» - гимназические, в них учатся дети спонсоров. В классах «В» и «Г» - нормальные дети. В «Д» собрали детей из неблагополучных семей и тех, кто на учете в комнате милиции. Антон и его друзья учатся в седьмом классе «Е», из него путь в нормальные школы закрыт.
На одном из уроков в класс вкатилась инвалидная коляска, и Клавдия Николаевна представила нового ученика - Юру Малькова. Паша Зорин не только предложил сесть за одну парту с ним, но и помог новенькому устроиться, что на него совсем не похоже. В классе отнеслись к Юре с пониманием, но уже на следующий день случился конфуз. На перемене к Юриной коляске подбежал второклашка-«ашник» и сказал, что денег пока дать не может, так как нет с собой, но вот яблоком угостит. Юра отнесся к этому спокойно, пошутил, и они с Вадиком расстались друзьями.
Вечер знакомства
Продолжим пересказ краткого содержания «Класса коррекции» рассказом Антона о новеньком. Юра - неплохой парень, и если бы не инвалидная коляска, у девчонок имел бы успех. Он умел пошутить даже над собой. Никогда не отчаивался, просто пожимал плечами и начинал все сначала. К тому же заметно было, что программа седьмого класса для него была легкой. Новенький быстро сдружился с одноклассниками, Зорин катал его коляску и был как личный телохранитель. Похоже, что ему это нравилось, да и учителя одобрили благородный Пашкин порыв. Юра мог ходить с костылями, но при этом так дергался и качался, что на него было больно смотреть. Конечно, его сразу начали передразнивать. Но он относился к этому с юмором и вел себя уверенно.
Через неделю Юра позвал к себе на вечеринку весь класс коррекции. Краткое содержание по главам, к сожалению, не может передать, как одноклассники восприняли его приглашение. Никого из них в приличные дома даже не впускали. Антон прочитал правила этикета и пришел чуть позже, остальные же ходили по квартире, как по музею. Для многих из них белье на кровати и обои на стенах были в диковинку. Мишаня перепутал большое зеркало с дверью и перевернул вешалку. Все дружно кинулись искать его очки в ворохе одежды, так как без них он ничего не видел. Юра пообещал рассказать Антону о том, что помогает ему «оставаться на плаву».
Другой мир
Новый учитель географии пришел в класс коррекции. Краткое содержание не передает всего того, что пережил преподаватель. Очевидно, его не предупредили, с какими учениками ему придется иметь дело. И Антон не мог точно припомнить, сколько учителей сбежало от них. После школы Юра сказал Антону, что сегодня самое время узнать, где он черпает силы. Они пошли за гаражи и развели костер. Очнулся Антон лицом на траве, хотя на улице был ноябрь. Огляделся – лес, поляна, птички поют, Юра собирает землянику. Самое главное: он ходит, ровно, не спотыкаясь, без костылей. Антон поинтересовался: «Это что, параллельный мир?» На что Юра сказал, что не знает даже, как сюда попадает.
Одноклассники
Во вторник все спрашивали у Митьки, куда подевалась Витька, но тот отмалчивался. Оказалось, у Митьки мать куда-то опять подевалась, а Витька нянчится с семимесячной Милкой, самой младшей из всех его многочисленных братьев и сестер. На следующий день Мишаня принес в школу кенгурушник, в котором младенцев носят. Пантелей - огромный рюкзак с детским питанием. Витька появилась в школе, зато исчезла Ленка. Антону все стало понятно: девчонки договорились нянчиться по очереди.
Изложение краткого содержания «Класса коррекции» продолжим рассказом Антона об их однокласснике Таракане. Его отец напился и с ножом кинулся на мать. Таракан вступился, и ему сильно досталось от отца – парень весь сине-желтый попал в больницу. Когда ребята вышли от него, Антон предложил Юре сходить «туда» - в параллельный мир. «Хорошо бы весь наш класс сюда», - думал Антон. Тем временем географ Сергей Анатольевич пытался убедить завуча Елизавету Петровну, что этих детей необходимо водить в музеи и театры, несмотря на то что это класс коррекции. Краткое содержание книги по главам не может передать всего, о чем они говорили. Но суть такова: на заявление географа, что это несправедливо и все дети одинаковы, завуч утверждала, что они - антиобщественное и к тому же опасное для престижа их гимназии явление.
Слепок общества
Маринка с Антоном стали свидетелями разговора географа с Клавдией Ивановной. Сергей Анатольевич убеждал ее, что она, как классный руководитель, должна биться за то, чтобы их класс не расформировали. Куда пойдут эти дети? Несправедливо выбрасывать их на улицу. На что Клавдия парировала, что весь мир так устроен - делится на удачливых и неудачливых, на богатых и бедных, на умных и глупых. А школа – это всего лишь слепок общества. О чем еще может поведать краткое содержание книги «Класс коррекции»?
Вскоре Антон стал свидетелем неприятной сцены. «Ашников» везли на экскурсию в Эрмитаж. Вадик подбежал к Юре и сказал, что у них в автобусе много свободных мест, и пусть он поедет с ними. На что учительница Вадика просто пришла в ужас и непрестанно оглядывалась на взволнованных родителей. К тому же и экскурсия платная, а у Юрки и денег-то нет, чего ему так понадобился этот Эрмитаж? К Вадику присоединился второклашка Данил, потом еще один ребенок. Родителям пришлось уступить своим чадам. Деньгами Юре помогли рядом стоявшие одноклассники, и под осуждающие взгляды мамаш Юркину коляску загрузили в экскурсионный автобус.
Стеша в беде
Почти весь класс загрипповал. Разболелся и Юра, только у него, кроме гриппа, были какие-то проблемы с сердцем. Антон пошел его навестить. Они посмотрели фильм, поговорили, но расставались так, как будто навсегда прощались. По дороге домой Антона догнала Ленка и сообщила, что пропала Стеша. Они увидели Юркину коляску, на запятках которой стоял Вадик. Он-то и сообщил, что «дэшки» Димура и Табаки вели куда-то Стешу, а Вадик проследил за ними до самого дома.
Антон сообщил обо всем одноклассникам и сказал, чтобы все бежали к этому дому и поднимали шум. Даже краткое содержание книги «Класс коррекции» демонстрирует, как дружно ребята пошли выручать попавшую в беду Стешу. Ленка узнала, что в этом доме живет десятиклассник Кондратьев, отец его – известная личность в городе, большая шишка. Не успела она договорить, как к дому подкатила милицейская машина, и в нее стали заталкивать всех без разбору. Антону разбили лицо, но он заметил Юру, - у него были подозрительно синие губы. Прибежавший Сергей Анатольевич бегал и кричал: «Что же вы делаете? Это же дети!»
Завершаем изложение краткого содержания повести Мурашовой «Класс коррекции» рассказом о том, что весь седьмой «Е» собрался под окнами Юриной квартиры. Его родители вышли и поблагодарили ребят за то, что не забывают их единственного сына. Сказали, чтобы они не винили себя за тот вечер: Юра был болен с детства. Рано или поздно это должно было произойти. Мать Юры заплакала, и все девчонки заплакали вместе с ней. Тут Витька сняла ремни кенгурушника, в котором спала Милка. Митька взял сестру на руки и протянул Юркиной матери. Витька сказала, что девочка хорошо развита по возрасту, только вес маловат. Ее зовут Людмила, кроме нее, остались еще шестеро детей, а мать их так и не вернулась. Женщина прижала ребенка к своей груди так крепко, что, казалось, отнять его не сможет даже ОМОН.
Анализ произведения
В повести 28 глав, в которых автор постепенно раскрывает истории своих героев. У кого-то из них неблагополучная семья, некоторые из них умственно неполноценны, кто-то физически нездоров. Несчастья, болезни, семейный «ад» сделали этих детей изгоями общества. «Сытые и успешные» называют их «неблагополучными детьми». Но им не чужды взаимовыручка и отзывчивость. Они все разные: Антон учился в гимназическом классе, безусловный лидер. Но родители его здоровых одноклассников не пожелали, чтобы рядом с их чадами учился ребенок, страдающий «припадками неконтролируемых эмоций». Его перевели в коррекционный класс.
Юра родился с ДЦП в интеллигентной любящей семье. Учился дома, когда смог немного ходить, пошел в школу, чтобы общаться со сверстниками.
Стеша выросла в семье военного, удивительно красивая девочка пережила сильнейший стресс из-за развода родителей и замкнулась в себе, потеряла связь с реальностью.
Митькиным воспитанием никто не занимался. Умственно неполноценный, он к тому же выпивал с малых лет. В руки его смогла взять только Вика Слуцкая, или Витька, как ее все называли за то, что за ее спиной всегда маячил Митька. У нее нет даже документов, известно только, что родители умерли, жила со старшей сестрой, а когда та вышла замуж, то выгнала Витьку на улицу.
Мишаня из хорошей семьи, но практически ничего не видит и не слышит.
В классе коррекции появился Юра, который умеет уходить от безысходности и страданий в другой мир. Он и своих одноклассников берет туда, где они становятся совершенно другими. К ним возвращаются красота, здоровье и забота близких, которых у многих из них не было. Но главное - к ним возвращается чувство собственного достоинства, без которого детям невозможно жить. Вывод из этой грустной повести только один: всему обществу необходима коррекция. Автор через сочувствие к героям книги призывает читателя к милосердию.