Память в Психологии

Память в психологии является формой психического отражения, которая закрепляет, сохраняет и воспроизводит впоследствии прошлый опыт, что делает возможным его повторное использование в новой деятельности. Память связывает настоящее человека с прошлым и будущим. Она представляет собой важнейшую познавательную функцию, которая способствует развитию человека. В основе психической деятельности также лежит память.

Существуют разные виды памяти в психологии. Их классифицируют по следующим критериям.

По содержанию психической активности выделяют двигательную (моторную), эмоциональную, словесно-логическую, образную память. Образная память - восприятие, сохранение и использование образов явлений и предметов действительности. Двигательная память в психологии – это запечатление и воспроизведение движений (ходьба, пользование инструментами, т.д.). Эмоциональная – память на знакомые эмоциональные состояния и чувства. Она является главным условием нравственного развития. Словесно-логическая память сводится к запоминанию и позднейшему воспроизведению мыслей (свойственна только человеку).

По степени волевой регуляции выделяют произвольную память (человек запоминает по собственному усмотрению и желанию) и непроизвольную (запоминание происходит без волевых усилий).

По продолжительности закрепления и дальнейшего сохранения различают кратковременную память в психологии (хватает запечатленной информации на несколько секунд после непродолжительного восприятия) и долговременную (характеризуется длительностью и относительной прочностью сохранения материала).

По роли и месту деятельности существует постоянная и оперативная память (удерживает некие промежуточные результаты и цели).

Все перечисленные виды памяти существуют отдельно друг от друга.

Память в психологии характеризуется следующими процессами, которые в ней происходят: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение.

Особенности памяти разных людей зависят от типов их нервной системы, характера профессиональной работы и других факторов. У человека может быть определенный тип памяти: наглядно-образный, словесно-логический или промежуточный (гармоничный).

Существуют теории памяти в психологии. Теория памяти  - форма психического отражения. В XIX веке Эббингауз исследовал законы чистой памяти. В ХХ веке в гештальтпсихологии за основу памяти были взяты гештальты - целостные организованные структуры. При бихевиоризме подчеркивали роль подкреплений в запоминании. Психоанализ считал, что забывание связано с мотивационной сферой психики. Сегодня существуют теории, которые рассматривают вопрос о процессах и механизмах памяти: биохимическая теория, теория нейронных моделей, химическая теория.

Качества памяти (объем, быстрота запоминания, точность воспроизведения, длительность сохранения,  способность быстро извлекать данные, легкость воспроизведения) определяют ее продуктивность. На продуктивность памяти могут влиять объективные причины и субъективные.

К объективным относят характер запоминаемой информации, ее структурированность, логичность и связность материала, пропорциональность, распределение, наглядность, а также общие установки и условия, в которых должно происходить запоминание и т.д.

Субъективными причинами являются индивидуальный тип запоминания, богатство прошлого опыта, наличие установки на запоминание и сохранение информации, личная значимость, эмоциональное отношение, объем памяти, половозрастные особенности, физическое состояние и др.

Изучение памяти в психологии проводится при помощи экспериментальных способов. Часто они дают противоречивую информацию. Однако ученые уверены, что память способна запечатлеть все, что переживает человек. Ограничения на нее накладывает лишь человеческое сознание.

 

 

Комментарии