Непроверяемые согласные в корне слова: правописание
Русский язык - один из самых сложных. В нем существует множество правил, помогающих проверить написание слов. Однако из этих правил есть немало исключений. Сюда относятся, например, непроверяемые согласные в корне слова. Поговорим о том, как избежать ошибок при их написании.
Морфемный принцип
Написание слов русского языка изучает такой раздел лингвистики, как орфография. В основе ее лежит морфемный принцип. Иногда его также называют морфологическим. Суть принципа в том, что все морфемы (т. е. значимые части слов) пишутся одинаково, хотя произносятся по-разному.
Это необходимо для правильного понимания письменной речи. Ведь слово строится из морфем, как конструктор - из деталей. В каждой его части заложена лексическая или грамматическая информация. При ее искажении общий смысл теряется.
Чтобы было понятнее, приведем примеры:
- Слова "луг", "луга" звучат по-разному, но корень в них пишется одинаково. Если пренебречь этим, то легко перепутать "луг" с лексемой "лук".
- В словах "вбежать", "впрыгнуть" мы пишем приставку "в", не обращая внимания на ее произношение. В обоих случаях она указывает направление движения внутрь чего-то.
- Слова "мудрец" и "ленивец" имеют одинаковый суффикс "ец", хотя он звучит по-разному. Эта морфема указывает на лицо, обладающее каким-то качеством.
- Окончание в словах "столом", "лесом" указывает на грамматическое значение слов: мужской род, единственное число, творительный падеж. В обоих случаях мы пишем его единообразно.
Правописание корней
Делить слова по составу дети учатся в первом или втором классе, в зависимости от программы. Практически сразу начинается работа с орфограммами. Учитель объясняет, что существуют слабые и сильные позиции звуков. Изучаются они постепенно: сначала - для гласных, затем - для согласных. Фонемы в сильной позиции пишутся так, как слышатся. Для гласных звуков это положение под ударением, для согласных - перед гласным или сонорными, а также фонемами [в], [в'].
В остальных случаях школьников учат подбирать проверочные слова. Подробно рассматриваются орфограммы, находящиеся в корне: безударные гласные, согласные глухие и звонкие, а также непроизносимые. Чтобы проверить звук в слабой позиции, дети должны подобрать родственное слово, где он же стоит в сильной позиции. Например: дома - дом, стог - стога, солнце - солнышко. На этом этапе школьники впервые сталкиваются со словами, в состав которых входят непроверяемые гласные и согласные. Например: молоко, автобус, рюкзак, хоккей.
Иностранные заимствования
Как появились непроверяемые согласные в корне слов? Чтобы выяснить это, заглянем в этимологический словарь. В нем содержится информация о происхождении отдельных лексем и морфем, их исторических изменениях.
Многие из рассматриваемых нами слов оказываются заимствованными из других языков. Например, "рюкзак", "масштаб" пришли из немецкого, "вокзал", "экскаватор", "имидж" - из английского, "асфальт", "транспорт" - из французского. Их написание связано с закономерностями другого языка.
Так, объяснить наличие глухого согласного "т" в словах "футбол", "баскетбол", можно через обращение к английскому языку. В нем они были образованы от слияния лексем "foot" (нога), "basket" (корзина) + "ball" (мяч). "Гангстер" образовано в английском от "gang" (банда). Именно поэтому в нем появляется непроизносимый согласный. Непроверяемое слово "рентген" образовано от фамилии Рентген. Так звали ученого, открывшего рентгеновское излучение.
Слова с удвоенными согласными заимствованы из латинского (аппарат, аппетит) немецкого (ассистент, группа), французского (баллада, бюллетень), итальянского (вилла, колонна), английского (хоккей) и других языков. Соответственно, подобрать к ним родственные слова в русском языке невозможно.
Исконно русские и славянские лексемы
Непроверяемые согласные в корне слова могут также появляться в результате исторических изменений. С течением времени лексемы начинают звучать иначе, подчиняясь различным фонетическим процессам. Слова, от которых они были образованы, перестают использоваться, или их значения расходятся. Многие ли из нас сообразят, что непроизносимую согласную в приветствии "здравствуйте" можно проверить словом "здоровье"?
"Чувство" образовано от праславянского корня "чу" и суффикса "ьств". Букву "в" наши предки вставили, чтобы гласные "у" и утраченная в современном языке "ь" не сливались. Слово "лестница" семантически связано с лексемой "лезти". "Сверстник" было образовано от прилагательного "съвьрсть" (такой же по возрасту), которое уже не употребляется. "Завтрак" произошло от древнего "заутрак" (утренняя трапеза). Постепенно первоначальная "у" превратилась в "в". Таких примеров много. Знакомство с ними помогает понять и запомнить правописание непроверяемых гласных и согласных букв в корне слова.
Обратимся к словарю
В рамках школьной программы нет ни времени, ни возможностей на серьезные этимологические исследования. Чтобы узнать, как пишутся непроверяемые гласные и согласные, детям предлагается заглянуть в орфографический словарь. Там в алфавитном порядке перечислены лексемы русского языка в их нормативном написании.
Впоследствии школьники должны запомнить самые распространенные слова наизусть. С этой целью в учебниках русского языка они даются небольшими группами, начиная с первого класса. Выпускник должен помнить написание около 500 лексем. Вот, например, 10 слов с непроверяемой согласной в корне, изучаемые во 2 классе:
- автобус;
- автомобиль;
- вдруг;
- вокзал;
- вторник;
- завтра;
- завтрак;
- космонавт;
- лестница;
- пассажир.
И это далеко не весь список.
Запоминание словарных слов
Для работы в классе берется разрезанная пополам тетрадь. Это - словарик, куда дети под руководством учителя записывают изучаемые лексемы, цветом выделяя орфограммы. Периодически устраиваются диктанты на словарные слова, чтобы проверить качество их запоминания.
Одной работы в классе недостаточно, чтобы твердо усвоить правописание согласных в корне слова. Понимая это, учителя задают детям повторять лексемы на дом. Старшеклассники справляются с поставленной задачей самостоятельно. Младшим школьникам, которые еще не владеют приемами самообучения, необходима помощь родителей.
Алгоритм заучивания словарных слов
Опытные педагоги используют следующую последовательность действий:
- Объясните значение лексемы. Можно прибегнуть к помощи толкового словаря.
- Громкое орфографическое чтение с четким проговариванием всех "опасных" мест так, как они обозначаются на письме.
- Несколько раз запишите слово цветными карандашами, одновременно произнося его.
- Сделайте это еще раз, спрятав все образцы.
- Проверьте себя. Если есть ошибки - вернитесь к прописыванию.
Нетрадиционные приемы
Запоминание непроверяемых согласных в корне слов может превратиться в интересную игру. Вот несколько приемов, которые с радостью применяются школьниками:
- Рисование картинок, превращение в рисунки "проблемных" букв (например, в слове "аллея" удвоенные согласные изображаются в виде елей).
- Развешивание получившихся карточек по всему дому. Проходя мимо, школьник непроизвольно запоминает графический образ.
- Составление предложений и историй со словарными словами: "Наш класс медленно ехал на троллейбусе по шоссе и ел килограмм круассанов".
- Написание изучаемых лексем ручкой в воздухе с закрытыми глазами.
- "Зрительный диктант". Нужно крупно написать слова на полосках бумаги. Взрослый показывает одну из них в течение одной секунды. Ребенок записывает все, что запомнил.
Правописание согласных в корне слова - нелегкая задача, требующая систематической работы. Но и ее можно превратить в увлекательное занятие, если использовать техники эффективного запоминания и собственную фантазию.