Митрофорный протоиерей Николай Балашов - биография, творчество и интересные факты

Героем данной статьи является митрофорный протоиерей Николай Балашов. О жизни и биографии этого священника будет рассказано в нескольких главах текста.

Старший священник

Прежде всего стоит сказать несколько слов о том, кто же такой протоиерей и что означает понятие "митрофорный".

В православной христианской традиции принято награждать некоторых священников, особо отличившихся в своей церковной деятельности, специальными званиями и наградами. Одним из таких поощрений за примерную службу является сан протоиерея. В переводе с греческого языка это слово означает "старший священнослужитель".

Такой сан обычно дается человеку, который находится на церковной службе более десяти лет. В прежние времена подобных священников называли "протопоп". Одним из наиболее известных лиц в истории России, которые носили такой сан, является Аввакум. Иногда протоиереем становится человек, который был награжден правом носить особый нательный крест. С этого момента должно пройти не менее пяти лет. Посвящение в священнический сан называется рукоположением, и его осуществляет архиерей.

Головной убор

Священники и протоиереи также могут быть награждены правом носить церковный отличительный головной убор - митру. Этот предмет облачения символизирует одновременно и царскую корону, поскольку священнослужитель во время литургии является символом Иисуса Христа - царя мира.

С другой же стороны, это подобие тернового венца, которым была увенчана голова Спасителя во время крестного распятия. Священник, получивший право ношения его, именуются митрофорным. Протоиерей обычно является настоятелем какого-либо храма. Если право носить митру дается игумену монастыря, являющемуся монахом, то такой человек обычно получает сан архимандрита. А обитель, которой он руководит, в таких случаях называется архимандрией.

Начало биографии

Герой данной статьи, Балашов Николай Владимирович, родился в пятидесятых годах двадцатого века. На путь служения церкви он встал не в юные годы, а шел к данному решению в течение довольно долгого времени.

Николай Балашов одно из своих нескольких высших образований получил в Московском государственном университете, где он окончил факультет химии. В восьмидесятые годы ему пришлось работать на стройке. В это время он уже чувствовал, что его истинное призвание заключается совсем не в этом, поэтому изучал Священное Писание и наследие святых отцов.

Рукоположение в сан священника

В конце восьмидесятых годов, когда многие жители Союза Советских Социалистических Республик обратили внимание на религию, будущий митрофорный протоиерей Николай Балашов становится чтецом в одном из соборов. Через несколько лет прилежной службы он был рукоположен в диакона, а затем уже в священника.

Деятельность протоиерея Николая Балашова: работы и публикации

Данный священник известен не только своими многочисленными появлениями в передачах, посвященных православной вере на радио и телевидении, но и по работе в различных церковных организациях, таких как Комитет по международным связям Русской православной церкви, Комитете по связям с общественностью и так далее. Еще Николай Балашов - настоятель храма Воскресения Словущего в городе Москве. Он знаменит и своей переводческой деятельностью. В частности, Николай Балашов адаптировал на русский язык труды одного из американских богословов.

О традиции Русской православной церкви

Российский священник Николай Владимирович Балашов в одном из интервью рассказал о своем отношении к возможности адаптировать некоторые церковные традиции к требованиям современной окружающей обстановки и поведал о мнении по этому поводу Русской православной церкви, которое считается официальным. Батюшка Николай, делая эти заявления, подкрепляет их цитатами таких авторитетных для христианства святых, как святитель Филарет Московский, который являлся одним из людей, способствующих развитию старчества в Оптиной пустыни.

Николай Балашов сказал, что отношение православной церкви к традиции всегда было очень бережным. По его мнению и согласно канонам православия, основные положения традиции не могут подвергаться сомнению и не должны изменяться под влиянием веяний моды, экономических реалий и политической жизни страны.

О языке церковного богослужения

Однако протоиерей Николай Балашов считает, что некоторые обстоятельства, касающиеся церковного богослужения, могут быть несколько усовершенствованы в соответствии с потребностями современных людей. Например, язык богослужения может быть заменен на современный русский. Но торопиться с осуществлением такого перевода не стоит.

Подобный прецедент уже имел место. Он был совершен еще в конце девятнадцатого века, когда был сделан первый синодальный перевод книг Священного Писания. Тогда, по словам отца Николая, текст, который был адаптирован к условиям современного на тот момент русского языка, через непродолжительное время потерял свою актуальность из-за того, что некоторые слова и выражения вскоре устарели. К тому же перевод богослужения имеет как плюсы, так и минусы. Бесспорное преимущество заключается в том, что такое реформирование приведет к большему притоку людей в церковь. А значит, у многих появится возможность приобщиться к спасательному слову Божию.

Вместе с тем нужно подумать и о тех людях, которые не являются новичками в православии. Они могут воспринять переход на новые тексты достаточно болезненно из-за того, что уже много лет назад выучили слова молитв на церковнославянском. Поэтому любой подобный шаг должен быть многократно продуман и предпринят осознанно. В вопросах, касающихся основ православного вероучения, никаких реформационных действий проводиться не должно.

К тому же батюшка Николай Балашов упоминал и о том, что язык богослужений уже был несколько раз изменен. И современные молитвы, которые читаются в храмах, значительно отличаются от тех их вариантов, которые применялись при святых преподобных Кирилле и Мефодии. Поэтому руководство церкви в былые времена также не исключало возможности изменений в текстах литургий, если, конечно, такие действия являются оправданными и необходимыми.

О семейной жизни

Митрофорный архиерей Николай Балашов также многократно касался вопросов о семейной жизни верующих людей. Например, корреспонденты часто спрашивали об отношении церкви к мерам контрацепции. Николай Балашов допускает возможность использовать неабортивные средства контрацепции в некоторых ситуациях. Когда супруги не хотят иметь детей из-за эгоистических побуждений – это одно, а когда, например, здоровье женщины не позволяет ей в данный момент родить ребенка – это совсем другое.

Одним из наиболее важных моментов, касающихся этой темы, является следующая проблема: возможно ли осуществление брака между людьми, исповедующие различные религии?

По этому поводу Николай Балашов, ссылаясь на слова святых отцов, говорит, что если муж верующий, а жена нет, то у женщины в таком случае появляется шанс прийти к православной вере через религиозные убеждения супруга. Поэтому церковь ни в коем мере не протестует против подобных браков.

Согласно словам святых апостолов...

То же самое можно сказать и про случай, когда муж является атеистом или другого исповедания. Жена не только не должна расстраивать существующий брак из-за этого, но и не следует бояться заключения брака с таким человеком. По этому поводу апостол Петр и апостол Павел говорили, что нужно попытаться привезти свою вторую половину к правильному религиозному осмыслению жизни.

Следующий довольно щепетильный вопрос, который иногда приходится освещать протоиерею Николаю Балашову, заключается в том, правильно ли делают некоторые священнослужители, отказывающиеся причащать людей, живущих в браке, который не утвержден церковным венчанием. На это он говорит следующее: в минувшие времена существовало два вида заключения брака - церковный через венчание и светский - через определенные законом документальные акты.

И тот и другой вид полностью признавался Русской православной церковью как действительный. Конечно же, таинство венчания необходимо супружеской паре для получения необходимой благодати Божией, которая сходит на мужа и жену во время церемонии. Однако в тех случаях, когда один из супругов неверующий или принадлежит другой религии, проведение такого таинства невозможно.

Однако церковь также признает подобные семьи и не осуждает людей, состоящих в них. Были также и времена, когда для заключения брака требовалось лишь несколько раз прилюдно выразить свое желание вступить в него с определенным человеком. В таких случаях церковь тоже признавала мужем и женой людей, заключивших союз подобным образом.

Комментарии