В чем заключается воспитательная функция семьи?
Функции семьи и ее воспитательные возможности – предмет, обязательно разбираемый в образовательной программе психологов, социологов, специалистов в сфере образования. В то же время простому обывателю тоже следует ориентироваться в особенностях, ценности, значимости семьи, чтобы иметь возможность применить знания на практике.
Общее понимание вопроса
Как рассказывает педагогика, воспитательные функции семьи проявляются применительно ко всем участникам это социальной группы – и взрослым, и детишкам. Наибольшее значение, как принято считать, распространяется на несовершеннолетних. В науке принято говорить о трех аспектах этих функций:
- влияние младшего возраста на старший (стимул развиваться и совершенствоваться);
- воспитание членов социальной группы под влиянием ближайших родственников в течение жизни;
- формирование личности младших.
Последний аспект воспитательной функции семьи кратко сформулирован, но его можно расширить.
О чем идет речь?
Применительно к несовершеннолетним семья – важный элемент социума, внешних условий. Под его влияние формируется личность, интересы, развиваются способности. Дети могут получать опыт предыдущих поколений, которыми делятся родители, бабушки, дедушки. Социум накопил довольно внушительные объемы опыта и знаний, усвоить которые без помощи семьи практически невозможно.
Рассматривая, в чем заключается воспитательная функция семьи, необходимо учесть и формирование научного мировоззрения у младших под влиянием старшего поколения. Вместе с этим развивается правильное отношение к труду, нравственное восприятие этого процесса, чувство коллективизма. Семья – социальная ячейка, ответственная за привитие умения быть гражданином и потребности в этом, вместе с тем – исполнять роль хозяина и придерживаться установленных общественностью нормативов поведения, совместного обитания. Речь идет не просто о совместном проживании в одной квартире, но обитании на уровне цивилизации.
Семья – это важно!
Как известно из социальных, педагогических наук, воспитательная функция семьи проявляется в обогащении интеллектуальных возможностей, информационных запасов младших поколений. Вместе с этим развивается представление о красоте, эстетике. Родители помогают физически совершенствоваться своим чадам, отвечают за их здоровье, обучают способам укрепления организма. Именно благодаря старшим дети могут приучиться к гигиене, наработать навыки санитарии и обслуживания себя. Все это в будущем незаменимо не только для комфортного обитания в социуме, но и для защиты себя и своего будущего, для обеспечения себе продолжительной, счастливой, здоровой жизни.
Что мне доступно?
Воспитательная функция семьи ослабевает при недостаточности потенциала, возможностей конкретной социальной ячейки. Под потенциалом принято понимать такой комплекс средств, условностей, на базе которого формируются возможности обучения, воспитания младших. Принято понимать под этим комплексом бытовые условия, материальные возможности, структуру семьи, многочисленность родственников, коллектив и уровень его развития. Обязательно учитывают, как взаимодействуют между собой члены семьи.
Говоря о воспитательной функции семьи, необходимо учитывать нравственный, идейный багаж, психологическую, трудовую, эмоциональную атмосферу внутри коллектива близких родственников. Важную роль играет жизненный опыт каждого из них, наличие профессиональных качеств и полученного образования. Наибольшее значение имеют, безусловно, родители, и традиции семьи в сочетании с личным примером этих людей – источник незаменимой информации, шаблонов поведения и взаимодействия для подрастающего поколения.
Уделяя внимание всем аспектам
На воспитательную функцию семьи, ее реализацию в каждом отдельном случае влияние оказывают особенности взаимоотношения между участниками этого социального коллектива. Одновременно с этим играют роль шаблоны взаимодействия с окружающим миром. Дети ориентируются при выработке присущих им правил поведения на педагогический, культурный уровень взрослых, берут пример с родителей. Многие с самого раннего детства усваивают, как должны распределяться роли в домашнем общении, диалоге, воспитании по примеру своих ближайших старших – матери, отца. В будущем усвоенная информация воспроизводится при создании собственной семьи.
Сказывается воспитательная функция семьи и на восприятии образовательных учреждений и самого факта необходимости образования в целом. Из семьи ребенок выносит представление о связях его самого и любого другого человека с обществом, образовательными учреждениями и другими социальными институтами. Процесс семейного воспитания довольно специфичен, и его особенности также очень важны для реализации семейной функции.
Почему это важно?
Воспитательная функция семьи обусловлена объединением в рамках этой социальной ячейки разных возрастов. В семье есть люди обоих полов, и профессиональные интересы, представления о прекрасном, уровень образования отличаются. Все это позволяет ребенку осознать богатство лежащего перед ним выбора. Имея перед глазами такое обилие примеров, можно успешно выражать интеллектуальные возможности, личность формируется более качественно, полно. Вместе с тем шире возможности эмоционального выражения.
Реальное и духовное
Социальные, воспитательные функции семьи формируют не только облик человека как элемента общества с возможностью трудиться, потреблять, создавать. Не меньшее значение имеет духовная культура, социальная направленность, мотивированность поступков. Для ребенка семья – это микроскопическая модель устройства цивилизации в целом, поэтому именно отсюда малыш получает начальные установки, позволяющие в будущем ему выработать собственные установки, сформулировать планы на жизни.
Правила, которым подчиняется социум, впервые человек осознает именно через воспитательную, хозяйственную, репродуктивную функции семьи. Через эту же социальную ячейку впервые человек потребляет культурные ценности и учится познавать других людей. Влияние семьи на воспитание исключительно велико и значимо – ни в коей мере не меньше, нежели всего социума в целом.
Взаимная связь
Репродуктивная и воспитательная – функции семьи, очень тесно меж собою связанные. Как поняли люди еще в далеком прошлом, только при наличии семьи ребенок может полноценно разеваться, быть нормальным. Семья – необходимая, жизненно важная ценность, незаменимая институтами, общественными организациями или образовательными, воспитательными учреждениями. Как отмечают специалисты, если до трехлетнего возраста у малыша не было достаточно заботы, внимания со стороны старших, эмоционального контакта, в будущем не будут развиваться правильно социально важные качества. Наиболее значимым считается контакт с матерью. В некоторых случаях развитие качеств личности в будущем затягивается по времени, но бывают и такие ситуации, когда он нарушается в принципе, потеря невосполнима, причем сам человек зачастую даже не осознает этого.
И плюсы, и минусы
Ребенок очень чутко воспринимает все, что происходит вокруг него. Негативный пример воспитательной функции семьи, очень часто встречающийся в повседневности, – пьянство одного или нескольких ближайших родственников. Как показали исследования, такое поведение родителей – едва ли не самая важная причина, провоцирующая преступность применительно к несовершеннолетним, а также социальное ненормативное поведение детей и отклонения от нормального развития.
Как удалось выявить в ходе социальных исследований, до 80% всех несовершеннолетних преступников вынуждены были проживать в семье, где один или оба родителя пьянствовали. Аморальность в детском возрасте, стремление к преступным поступкам очень тесно связаны с потреблением спиртных напитков. Негативный пример воспитательной функции семьи особенно актуален на фоне растущего в последнее время алкоголизма среди женской половины социума. Темпы этого явления показывают прибавку быстрее мужской в два раза.
Ни дня без перемен
Изменения, происходящие внутри семьи, во многом нарушают ее воспитательную функцию. Как показали исследования, постепенная смена семейной модели с подчиненной традициям к современной, основанной на равноправии, приводит к ослаблению согласованности действий. Многие дети вообще не воспринимают родителей как единое целое, для них существуют отдельно мать и отец.
Представления о воспитании у родителей могут кардинально расходиться, наблюдаются несогласия в том, как следует жить. Это оказывает сильное влияние на ребенка, вынужденного обитать в подобных условиях. Конечно, развиваться полноценной, здоровой личности в подобных условиях категорически сложно, особенно если вспомнить о склонности к бунтарству, обусловленной подростковым периодом, когда характер и настроение во многом объясняются биологическими причинами – гормональными изменениями.
О стереотипах
Принято говорить о трех ключевых правилах, которые многими воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Все три категорически отрицательно сказываются на качестве личности растущего в семье ребенка. Это:
- детоцентризм;
- профессионализм;
- прагматизм.
Детоцентризм
Этот стереотип посвящен ситуациям, в которых ребенка нужно прощать. В обществе бытует мнение, что детям простительно все. Подобное отношение многие путают с любовью. Фактически это приводит к избалованности, невозможности воспринимать обязательства, запреты, долг. Преимущественно в семьях, где повседневность подчинена такому стереотипу, взрослые обслуживают младших.
В настоящее время детоцентризм чаще наблюдается в семьях с одним ребенком. Сходные тенденции характерны и тем социальным ячейкам, где за воспитание в большей степени отвечают бабушки, дедушки, склонные оберегать детей от любых трудностей. Это приводит к эгоцентризму, инфантильности. Вырастая, молодые люди совершенно не способны взять на себя ответственность за совершенные поступки и не показывают ни малейшей инициативы к развитию этого качества.
Профессионализм
Принято думать, что все задачи нужно доверять профессионалам, а на себя брать как можно меньше ответственности. Возможно, это работает применительно к прочистке труб или установке телевизора, но совершенно неприемлемо, когда речь идет о воспитании детей. Действительно, в образовательных учреждениях есть воспитатели и педагоги, но их функция лишь вторична после семьи. Они призваны дать детям общее понимание о взаимодействии в социуме, с малознакомыми индивидуумами, но основную информацию малыши получают от родителей.
Почему-то принято думать, что задача родителя – дать материальные возможности для развития ребенка и на этом самоустраниться от совершенствования чада. Некоторые прибегают к своим возможностям воспитания, когда нужно запрещать и наказывать, избавиться от «мешающего» ребенка. В такой ситуации дети и родители разделены, не могут сосуществовать в одной социальной плоскости, несмотря на обитание в одной квартире. Между ними нет ни доверия, ни понимания, нет тем для обсуждения, а значит, у ребенка просто не появляется опыта построения диалога со взрослым человеком. Это скажется на всей жизни – социальные контакты будут даваться очень тяжело.
Прагматизм
Под этим термином принято понимать такую ситуацию, когда воспитание воспринимается старшими лишь как процесс, в ходе которого дети должны стать более практичными, научиться самостоятельно устраивать собственные дела. При этом акценты делаются на материальную выгоду, а вот все прочее остается «за кадром».
В последнее время доминирование рыночных отношений рождает у многих психологов и специалистов по образованию, воспитанию опасения, что в будущем прагматическая тенденция станет еще более выраженной. Объясняется это утилитарным поведением, которое в сознании многих воспринимается как наиболее актуальное в современных условиях. В некоторой степени это стратегия выживания, поэтому сложно упрекнуть тех, кто старается двигаться в соответствии с самым простым курсом. В то же время специалисты призывают не поддаваться прагматизму: эмоциональное развитие, прививание культурных ценностей не менее важны.
Общая теория
Семья – это такое сложное образование, свойственное человеческому социуму, которое представляет собой конкретную группу, отличающуюся специфическим отношениями между ее участниками. В семье есть супруги одного поколения, разные поколения – дети, родители. Семья – это малая группа, внутри которое все участники связаны между собой родственными связями или обязательствами брака. На них возложена общая моральная материальность. Для человека семья – социальная необходимость, связанная как с физическим воспроизводством цивилизации, так и с духовным развитием.
Очень сложно сформулировать, что вкладывается в понятие «нормальная семья». Это крайне растяжимое представление. В общем случае принято говорить о социальной ячейке, которая дает своим участникам благосостояние, защиту, возможность продвижения внутри социума. Применительно к детям семья – это сообщество, обеспечивающее все условия для успешного включения в социальную жизнь для психологической, физиологической зрелости.