Социальное равенство: понятие, принципы

В мире все еще нет такого общественного устройства, где в полной мере можно было бы реализовать модель абсолютного социального равенства. С самого своего рождения люди не равны, и в этом, собственно, нет их вины. Кто-то обладает большим талантом, кто-то - меньшим, одни рождаются в богатых семьях, другие - в бедных. С точки зрения философии, биологии и религии все люди равны, но в реальном мире кто-то всегда будет получать больше, а кто-то - меньше.

Социальное равенство

Под равенством подразумевается положение индивидов, классов и групп в социуме, при котором все они имеют одинаковый доступ к материальным, культурным и социальным благам.

В разные исторические эпохи принцип социального равенства понимали по-разному. Например, Платон рассматривал одинаковые привилегии по принципу «каждому - свое», то есть равенство должно быть в каждом сословии, и это нормальное явление, если между группами (кастами) его нет.

Христианская философия Европы в Средние века настаивала на том, что перед Богом все люди равны, а то, что каждый имел в своем распоряжении разное количество благ, особой роли не играло. Такие философско-этические взгляды, что коснулись проблемы заслуг, в полной мере отразили специфику сословно-кастовых обществ, и только в философии эпохи Просвещения социальное равенство стало приобретать светский характер.

Новые идеи

Когда создавалось буржуазное общество, этим тезисом вооружились прогрессивные идеологи. Они противопоставили феодально-сословному порядку концепцию «свободы, равенства и братства». Это спровоцировало настоящий фурор. В частности, люди стали по-другому смотреть на мир. Произошел настоящий переворот сознания, теперь общественность желала, чтобы оценивали заслуги каждого и соответственно им распределялись блага. В результате черта между сословиями и классами становится фактической, а не юридической. Люди обретают одинаковые права перед законом.

Спустя некоторое время идеи равенства стали выражаться принципом «каждому - по его капиталу». Капитал был основным условием неравенства, где люди имели разный доступ к таким вещам, как деньги, престиж и власть.

Социально-философские взгляды

В ХІХ веке исследователи социальных факторов общества стали отмечать, что равенство имеет динамику возрастания, если повышается уровень индустриального развития. К примеру, Токвиль в книге «Демократия в Америке» отмечал, что борьба за одинаковые права длится в Европе уже 700 лет и достижение политического равенства – это первая фаза демократической революции. Токвиль первым обратил внимание на такие понятия, как свобода и справедливость. Он писал, что равенству невозможно помешать, но в конечном счете никто не знает, к чему оно приведет.

Две концепции

Кстати, об этой идее вспоминал в своих работах П. Сорокин, он указывал, что процесс приобретения одинаковых прав длится уже два столетия, причем в мировом масштабе. И в ХХ веке социальное равенство стали рассматривать по формуле «каждому - по степени его социально-полезного труда».

Что касается современных концепций справедливости и равноправия, то условно их можно поделить на два направления:

  1. Концепции, что поддерживают тезис, где неравенство считается естественным способом выживания общества. То есть всячески приветствуется, так как его считают конструктивным.
  2. Концепции, которые утверждают, что можно достичь одинакового доступа к благам, если минимизировать экономическое неравенство путем революции.

Свобода, равенство, справедливость

В теориях классического либерализма проблемы свободы были неотделимы от морали и требований равноправия. В моральном отношении все люди имели одинаковые права и свободы, то есть, можно сказать, были равными. Несколько позже соотношение свободы и равенства стало трактоваться намного сложнее. Все еще говорилось о совместимости этих понятий, однако поднимался вопрос об идеях социальной справедливости. Социальное равенство и свобода не могут быть достигнутыми потому, что справедливость – это понятие честности, которое ведет к максимизации минимума. Согласно Дж. Роулзу люди не хотят достигать равноправия, так как оно будет для них непродуктивным. Только из-за того, что приходится осуществлять совместные политические действия, люди делят судьбы друг друга.

Во многих социологических и политических концепциях понятия свободы и равноправия имели различное соотношение. К примеру, неолибералисты считали свободу важнее одинакового доступа к благам. В концепциях марксизма приоритетным было равенство, а не свобода. А социал-демократы пытались отыскать баланс, золотую середину между этими понятиями.

Реализация

Идеи социального равенства в обществе были настолько ценными, что еще ни один диктатор не пытался заявить, что он против этого. Карл Маркс говорил, что для реализации равноправия и свобод необходимы определенные исторические условия. На рынке должен появиться экономический обмен и его носители (то есть товаропроизводители). Если смотреть с точки зрения экономики, то обмен устанавливает равенство и согласно своему содержанию предполагает свободу (в конкретном экономическом аспекте это свобода выбора того или другого товара).

Маркс был по-своему прав, но если посмотреть с точки зрения социальных и политических наук, то при установлении абсолютного равенства будут полностью ликвидированы сословные перегородки. То есть начнет стремительно меняться социальная структура, станут появляться новые слои населения, и возникнет новое неравенство.

Социал-демократы говорили, что равенство может быть возможным только в том случае, если у всех людей будет одинаковый старт. Проще говоря, люди с самого своего рождения находятся в неравных социальных обстоятельствах, и, чтобы все были одинаковыми, общество должно стремиться к предоставлению каждому своему члену одинаковых условий. В этой идее есть смысл, хотя она больше похожа на утопию.

Толкование

Понятие социального равенства имеет три разновидности истолкования:

  1. Формальное равноправие, что предполагает принятие идеи справедливости как минимума благ.
  2. Формальное равенство, что корректирует исходное неравенство к одинаковым возможностям.
  3. Дистрибутивное равенство, при котором одинаково распределяются блага.

Доброта и знания

В истории России проблема социального равенства обрела моральный и экономический характер. Общинный идеал сформировал в свое время представление о равенстве в бедности, поскольку каждый человек в абсолютно одинаковой мере не владеет имуществом. Если в Европе считалось, что человек должен иметь одинаковый доступ к благам, то в России проповедовалась уравнительность, предполагающая усреднение личности, то есть ее растворение в коллективе.

Еще в 1917 году Питирим Сорокин с сочувствием воспринимал идеалы равенства в обществе. Он критиковал Энгельса за его ограниченное понимание этого понятия и говорил, что нужно сделать идею равноправия фактической. Сорокин предполагал, что в обществе, где каждый имеет одинаковые возможности, права и социальные блага должны принадлежать всем его участникам. При этом он рассматривал блага не только в экономическом контексте. Сорокин считал, что блага - это еще и доступные знания, вежливость, толерантность и т. д. В работе «Проблемы социального равенства» он спросил читателей: «Разве знания и доброта стоят меньше, чем экономические блага?» С этим невозможно поспорить, но, смотря на современные реалии, сложно согласиться.

Рассматривая идеи равенства в процессе их становления, нельзя сказать, что это понятие было всеобщей мечтой. В каждой эпохе были ученые, которые оспаривали эту идею. Впрочем, здесь нет ничего удивительного. В мире всегда существовали романтики, воспринимающие желаемое за действительное, и реалисты, которые понимали, что человек по своей природе алчен и он никогда не согласится на равные условия. Особенно если есть возможность достать кусок больше.

Комментарии