Обзор франшиз общепита
Обычно, заходя в кафе какой-либо сети, мы даже не задумываемся, кому и на каких условиях принадлежит заведение. И если обычным клиентам, по сути, никакой разницы нет, главное - чтобы еда была качественной, а обслуживание вежливое и быстрое, то для собственника это имеет ключевое значение. А тем временем около половины всех предприятий общественного питания в нашей стране открыты по франшизе.
Такой высокий уровень предложения на данном рынке, безусловно обусловлен соответствующим спросом. Исследования Ромира гласят, что 41% жителей России, выбирая, остаться ли дома или провести время в кафе или в ресторане, предпочитают 2-й вариант.
Немного терминологии
Прежде чем предоставить обзор франшиз общепита, давайте разберемся, что же такое франшиза? Под этим словом понимают право вести деятельность под эгидой какого-либо известного бренда и применять все имеющиеся технологии ведения бизнеса данной компании. В России этот вид предпринимательской деятельности с каждым годом набирает все больше и больше оборотов, но, конечно, до США нам еще далеко. Вниманию бизнесменов предлагается широкий ассортимент предложений от отечественных и иностранных фирм, ведущих свою деятельность в данной сфере.
Разнообразие франшиз данной ниши обусловлено также отличиями в условиях договоров, финансовыми характеристиками, требованиями, предъявляемыми к помещению и сотрудникам потенциальных франчайзи. Наиболее же положительным фактором является то, что они дают возможность воплотить свои идеи как только начинающим, молодым предпринимателям, так и уже реализовавшимся бизнесменам, желающим участвовать в интересных и высокодоходных проектах.
Для продавца франшиза — это отличный способ расшириться, не инвестируя в новые помещения, а для покупателя — возможность получать прибыль практически моментально, используя готовую схему бизнеса.
Что же выбрать?
Рынок предлагает нам множество вариантов, таких как ресторанный бизнес, фастфуд, кафе, а также существуют франшизы общепита небольших форматов: кофейни, пивные, пекарни и даже палатки с шаурмой. Обладая хорошей финансовой поддержкой и владея успешной маркой, любой бизнесмен сможет добиться отличных успехов в сфере общественного питания. Главный момент, которому следует уделить все свое внимание в самом начале своего пути, – это выбор достойного бренда из всего предлагаемого разнообразия.
На что обратить внимание при принятии решения?
Выбирая, в какую франшизу общепита вложить деньги, предпринимателю следует уделить внимание как количеству уже открытых заведений под маркой данного бренда, так и числу собственных предприятий франчайзера (первоначального собственника бизнеса). Разумеется, необходимо поинтересоваться рентабельностью своих вложений, посмотреть предыдущие годовые отчеты. Также важную роль играет востребованность конкретного бренда среди посетителей заведений общественного питания. Можно провести социологический опрос.
Четкие правила – минимизация рисков
Самостоятельно начать ресторанный бизнес непросто. Поэтому осторожные бизнесмены, предпочитающие максимально снизить риски, чаще всего выбирают для себя франчайзинг. Этот способ ведения бизнеса гарантирует не только моментальную узнаваемость заведения, но и дает право пользоваться отработанной схемой, позволяет приобретать качественные продукты по низким ценам у проверенных поставщиков.
Безусловно, этот вид предпринимательской деятельности подразумевает следование конкретным нормам и выполнение заранее прописанных правил, но этот путь предполагает, что предприниматель совершит меньше своих личных ошибок и создаст прибыльное предприятие.
9 лучших франшиз общепита, по версии Forbes
- Tea Funny. Компания реализует франшизу кафе «модных коктейлей». Напиток, основанный на чае, кофе или молоке, с добавлением сиропа и желеобразных пузырьков с соком. Заведения работают в 75 городах России и некоторых городах стран СНГ. Компания заявляет, что открытие собственной точки займет всего лишь 21 день.
- BurgerCLUB. Формат франшизы по продаже бургеров, закусок, салатов дает возможность открыть как целое кафе, так и просто точку на фудкорте. Компания заявляет, что на открытие последней уйдет около 1,5 месяца, а подготовка начала работы в полноценном кафе займет около 3 месяцев. При этом в любом случае выход на точку безубыточности должен состояться через 1,5 месяца работы.
- "Шоколадница" – самая популярная сеть кофеен в России, выкупившая в 2014 году главного конкурента – «Кофе Хауз». Желающих открыть свое кафе сопровождают в вопросах выбора помещения, оформления документов, в обучении сотрудников, а также в продвижении кафе.
- В 2008 году в нашей стране появились первые кофейни венской сети Coffeeshop Company. В настоящий момент кафе открыты в 18 городах России. Предприниматель может самостоятельно выбрать формат между самостоятельной кофейней или точкой «кофе с собой».
- "Бодрый день". Сеть общепита небольшого формата, специализирующихся на продаже выпечки и кофе с собой. Основатели фирмы считают, что данный формат прекрасен тем, что при небольших инвестициях обладает высокой рентабельностью. Партнерам поставляют кофе и расходные материалы прямо со склада компании.
- Сеть "Суши Wok", продающая на вынос роллы, суши, азиатскую лапшу, и др. закуски. В России компания открыла свою первую точку еще в 2011-м, а сейчас называет себя крупнейшим предприятием данного формата. Гарантированный выход на точку безубыточности – 6 месяцев.
- "Крошка-Картошка". В основном у данной сети остался лишь формат, позволяющий открыть точку на фудкорте. Это связано с тем, что московское правительство активно убирает все киоски по городу. Тем не менее компания показывает хороший прирост, и практически в каждом ресторанном дворике торгового центра можно увидеть их вывеску.
- "Стардог!s". Компания предлагает потенциальным компаньонам разные форматы закусочной: от «капсулы» в ТЦ до киоска-автобуса. Наиболее благоприятные площадки для размещения «Стардог!s» – ТПУ, вокзалы, парки, станции метрополитена.
- "33 пингвина". Сеть кафе, делающих акцент на мороженом, работают в 170 городах России и стран СНГ. Кроме мороженого, здесь можно насладиться молочными коктейлями, разными безалкогольными напитками, десертами. Формат также рассчитан и на мини-кафе с посадочными местами, и на точку «с собой». Но здесь, конечно, следует понимать, что данное заведение все-таки сезонного характера.
Фастфуд. Вредно для здоровья, полезно для прибыли?
Конечно, самая популярная в мире франшиза – это франшиза общепита фаст-фуд. По информации NDP Групп, в России 56 % заведений, работающих в сегменте фастфуд, открыты именно по франчайзингу.
Совершенно очевидно, что данные вложения будут прибыльными, невзирая на популярность данного сегмента среди предпринимателей. Бизнесмен-новичок должен найти для себя узнаваемый, востребованный потребителями бренд. По статистике, если открыть заведение по удачной франшизе в большом городе и тратить на коммунальные платежи, на закупку оборудования и материалов, на заработную плату сотрудников каждый месяц около трехсот тысяч рублей, прибыль составит от четырехсот пятидесяти тысяч.
Факторы успеха
Существуют определенные факторы, способствующие более успешному ведению дел любого предпринимателя:
1) Очень внимательный выбор площадки – это должно быть место с высокой проходимостью, вдали от типичных заведений общественного питания.
2) Строгое следование всем рецептам – клиент должен узнавать вкус и запах уже полюбившихся блюд.
3) Вложение средств в обучение персонала. Здесь экономить не стоит, ведь от того, как обслужат клиента, зависит, вернется ли он в это кафе. Тем более у предпринимателей, ведущих бизнес по франшизе, отсутствует статья расходов на рекламу, т. к. компания сама ведет эту деятельность.
А как обстоит дело в маленьких городах?
Для небольшого города франшиза общепита или кафе является более сложным методом ведения бизнеса, чем в мегаполисе.
Все дело в том, что жителей провинций, привыкшим к тем местам, в которых они любили прежде проводить время, теперь надо увлечь новым предложением, пригласить скоротать вечер не в привычном ресторанчике, а в новом, популярном в большом городе месте. Тут можно встретить сопротивление в настроениях людей, поэтому очень важно найти нишу, которая «угодит» местным жителям и будет доступна им по цене. Для этого проводятся целые исследования и опросы. Проводятся промо-акции.
Надо понимать, что в ресторан со средним чеком в пять тысяч рублей в маленьком городе пойдут единицы. Хотя в Москве он может пользоваться отличным спросом. Так что здесь надо открывать более бюджетные и простые франшизы в том сегменте, который наиболее востребован в данной локации.