Методы исследования в психологии: классификация и характеристика

Психология – это официальная наука, а значит, располагает всеми теми инструментами, аппаратами, механизмами, которые свойственны любой иной дисциплине, изучающей некоторую сферу и область мира. Методы исследования, используемые в психологии, направлены на получение объективных баз данных для оценки процессов, протекающих в человеческой психике. На основе получаемых таким образом сведений можно проконсультировать клиента, провести коррекцию, спланировать, какой вариант работы в данным случае будет максимально эффективным.

Общая информация

Методы исследования психологии человека направлены на разбор процессов, протекающих «внутри». Они отличаются достаточно сложной природой, а значит, успеха в работе может добиться только терпеливый, внимательный психолог. Проявления психпроцессов довольно сильно отличаются от случая к случаю. Многое зависит от внешних обстоятельств, внутренних факторов, влияющих на сложившуюся ситуацию. Задача психолога – выявить их все, оценить, определить степень влияния и то, какой характер оно имеет.

Методы исследования в общей психологии отличаются по преследуемым целям, решаемым задачам, изучаемым объектам. Они рассматривают различные ситуации, «обрамляющие» конкретный случай. В области ответственности психиатра – подобрать не только правильный и актуальный метод изучения, но и хороший способ фиксации полученных итогов исследования.

С чего начать?

Самый простой метод исследования, применяемый в психологии, – наблюдение. Возможно кратковременное отслеживание ситуации. В таком случае полученную информацию называют срезом. Если временной промежуток довольно продолжительный, такое наблюдение называют лонгитюдинальным. В этом случае изучение ситуации занимает годы.

Возможно сплошное или выборочное наблюдение. Во втором случае в качестве объекта выступает некоторая особь или какие-либо количественные параметры, показатели, описывающие ее состояние. Ответственный за процесс психолог может быть одним из членов группы исследователей. В этой ситуации говорят о включенном наблюдении.

Сложнее, но интереснее

В качестве метода исследования педагогическая психология использует беседу. Применим этот подход и в других областях психологической науки. Добиться хороших результатов можно лишь в случае, когда специалист смог создать с пациентом доверительные отношения, наладить атмосферу, в которой все стороны заинтересованы в конструктивном решении проблемы. Общаясь с клиентом, доктор получает возможность узнать все о его мнениях, взглядах, образе и особенностях повседневности, деятельности. Такой метод научного исследования в психологии обязывает задавать вопросы, отвечать на них и активно рассуждать на выбранную тему. Обязателен конструктивный диалог, в котором активны обе стороны – и психолог, и его клиент. Один из подвидов беседы – анкетирование, интервьюирование.

Рассматривая основные методы исследования психологии, необходимо уделить внимание эксперименту как одному из базовых подходов. Основная задача такой стратегии взаимодействия – сформулировать некий факт и подтвердить его наличие либо опровергнуть. Один из методов постановки эксперимента – проведение в естественных относительно подопытного условиях, то есть человек не должен даже догадываться, что является объектом исследования. Альтернативный вариант – лабораторный. В этом случае психолог прибегает к вспомогательным методам, инструктирует клиента, использует аппаратуру, готовит пространство, в котором будет удобно работать. Клиент осознает, с какой целью он проходит эксперимент, но не знает о конечном смысле мероприятия.

Вопросы и ответы

К основным методам исследования психологии относится тестирование. Подход используется довольно часто, дает хорошие результаты. Диагностирование производится применением методик, тестов, основная задача использования которых – определить личностные показатели, свойства. В рамках такого изучения можно проанализировать качество памяти клиента и его волевые способности, развитость эмоциональной сферы, внимательность, способность мыслить. Оценивается уровень развития интеллекта.

Этот метод исследования в психологии предполагает наличие заранее сформулированного задания. Его выдают клиенту для исполнения в соответствии с полученными от врача указаниями. Задача психолога – проверить результаты, оценить их и сформулировать адекватные выводы. Сложность тестирования в психологии – в подборке подходящих тестов. Необходимо прибегать лишь к проверенным программам, точность которых доказана видными научными специалистами. Чаще всего к тестированию прибегают, когда необходимо оценить развитие интеллекта и степень прогресса аспектов личности.

Простые и сложные: подходы бывают разные

Хорошо зарекомендовавший себя метод исследования детской психологии – изучение продукта деятельности пациента. Он требует минимальных временных затрат, а правильный анализ результатов позволяет получить исчерпывающую информацию о состоянии клиента. Чаще подход применяется в работе с детьми, хотя возрастных ограничений нет – к нему можно прибегать, взаимодействуя с совершеннолетними пациентами. Психолог работает с поделками, рисунками, дневниками, тетрадями исследуемого человека. Это позволяет оценивать уровень его развитости, предпочтения, специфические аспекты характера и иные особенности, значимые для разработки курса.

Несколько более сложный метод исследования в психологии – моделирование. Основная идея – реконструкция поведенческих моделей, присущих конкретному человеку. В силу серьезных ограничений и сложностей его применения далеко не всегда удается добиться точных результатов.

Еще один любопытный метод исследования в психологии – биографический. Его суть в формировании жизненного пути человека, пришедшего на сеанс к психологу. Задача врача – выявить те переломные моменты, которые оказали влияние на личность, а также пережитые кризисы, изменения. Врач должен понять, каким образом менялось поведение клиента в разные периоды, эпохи жизни. На основе полученной информации формируется график, отражающий все прожитое. Его используют для прогнозирования будущего. Из графика можно понять, в какие периоды жизни формировалось «Я» человека, какие были связаны с воздействием деструктивных факторов.

Некоторые особенности

Наблюдение как метод исследования в психологии известен, пожалуй, больше всего. Это один из самых старых способов – по длительности применения с ним может сравниться только самонаблюдение. Исследования проводятся без постановки экспериментов, ведутся для достижения заранее сформулированной цели, а психолог ответственен за регистрацию того, как объект себя ведет.

В рамках наблюдений специалисты собирают максимально объемные базы о клиенте. Это эмпирический метод исследования в психологии, позволяющий контролировать физиологию, поведенческие реакции клиента. Считается, что наблюдение оказывает наилучшие результаты, когда только начинают работать над проблемой, выделяют целостные, качественные показатели процессов, которые предстоит анализировать. В качестве основного исследовательского метода наблюдение выступает, если в ходе контроля за состоянием объекта можно не только описать внешнее происходящее, но и объяснить природу процессов, наблюдаемых событий.

Иногда наблюдение используют как самостоятельный метод исследования в психологии, но чаще к нему прибегают как к элементу комплексного подхода. Наблюдение становится одним из этапов эксперимента. Задача психолога – следить за ответом испытуемого на задание или его результат. В ходе такого наблюдения специалист получает довольно важную информацию о состоянии человека.

Ключевые особенности наблюдения

Этот метод психологического исследования в психологии имеет несколько отличительных черт, позволяющих разграничивать изучение объекта и простое восприятие человеком происходящего вокруг него. Первый и самый важный аспект – целенаправленность отслеживания ситуации. Внимание исследователя закреплено за отобранными объектами, а описание наблюдаемого происходит с привлечением психологических концепций, теорий педагогики. Специалист прибегает к терминологии, понятиям этих наук, расшифровывая наблюдаемые явления и поступки.

Если ознакомиться с классификацией методов исследования в психологии, можно заметить, что наблюдение причисляют к аналитическим подходам. Задача исследователя – проанализировать картину в целом, определить свойственные ей связи, черты. Именно их нужно будет оценить и изучить, найти им объяснение, необходимое для дальнейшего прорабатывания курса взаимодействия с объектом.

Чтобы результат наблюдения был применимым для дальнейшей работы, необходимо проводить мероприятие комплексно. Процесс наблюдения принадлежит к смешанным, имеет черты как социального, так и педагогического, а значит, задача исследователя – отслеживать все важные особенности, стороны.

Наконец, этот метод психологического исследования в психологии обязывает проводить работу систематически. Пользы от разового контроля за состоянием объекта вряд ли будет много. Оптимальный вариант – пролонгированная работа для определения значимых статистических явлений, связей. Исследователь выявляет, как меняются показатели объекта наблюдения, каким образом клиент развивается.

Наблюдение: как все происходит?

На практике этот метод исследования развития в психологии предполагает последовательный выбор объекта, за которым специалист будет наблюдать. Возможно, это будет группа лиц или некоторая ситуация, прогресс которой необходимо контролировать. Далее формулируются задачи и цели, исходя из которых, можно выбрать оптимальный метод наблюдения, записи информации. Задача проводящего исследования специалиста – понять, каким способом обработка результатов будет максимально точной при минимуме затраченных усилий.

Определившись со всеми стартовыми позициями, можно приступать к формированию плана. Для этого фиксируют все связи и последовательности, отражающие объект, его поведение в ситуациях, развитие процесса во временной перспективе. Затем исследователь готовит оборудование, документацию для сопровождения процесса, собирает данные и приступает к их анализу. Итоги работы необходимо оформить, сделать из них выводы: практические, теоретические.

Наблюдение – такой метод исследования развития в психологии, который допускает в качестве объекта наблюдения выбирать не только некоторого человека, но отдельные аспекты его поведения (невербального, вербального). Можно анализировать, к примеру, как человек говорит: насколько слова последовательны, фразы – продолжительны, выразительны, интенсивны. Психолог анализирует содержание высказанного. Также объектами наблюдения могут быть:

  • выражение глаз, лица;
  • позы тела;
  • движения для выражения эмоционального статуса;
  • движения в целом;
  • физические контакты.

Признаки и особенности

Для рассматриваемого метода исследования в психологии характеристика включает причисление к определенному типу. Для этого необходимо выявить признаки, свойственные конкретному случаю. Так, исходя из временных параметров, можно разделить все ситуации на дискретные, непрерывные. Это означает, что наблюдатель отслеживает объект некоторое время с заданными промежутками или же ведет с ним работу постоянно.

Исходя из объемов контакта наблюдение можно разделить на сплошное и выборочное. В первом случае нужно обращать внимание на все поведенческие аспекты, за которыми можно следить. Узкоспециальный – формат, когда заранее определяется список явлений или сторон явления, за которыми нужен контроль. Это позволяет оценивать типы актов поведения, параметры того, как объект себя ведет.

Наблюдение как метод исследования в педагогической психологии, социальной предполагает получение информации для анализа при прямом наблюдении или опосредованном. Первый вариант предполагает, что исследователь сам видит факты и сам же их регистрирует. Второй путь – наблюдение результата без возможности контролировать процесс.

Связи и условия

Будучи основным методом исследования в педагогической психологии, социальной, наблюдение получило широкое распространение, а значит, развитие в течение долгих лет. За все годы его практики было сформировано два основных подхода к описанию связей между объектом и психологом. Выделяют: невключенное, включенное. В первом случае исследователь воспринимает объект, наблюдая за ним со стороны. Необходимо заранее определиться, как много будут знать об исследовании объекты. Некоторые могут официально знать, что их поведение под контролем, а реакции фиксируются, другие вовсе не догадываются об этом, а исследователь тщательно маскируется. Такой путь связан с определенными этическими сложностями.

Наблюдение как метод исследования социальной психологии, педагогической предполагает проведение работы в естественных условиях или лабораторных, когда исследователь располагает для этого некоторым оборудованием.

Исходя из продуманности плана, можно выделить свободные наблюдения, для которых заранее никаких ограничений, процедур не формируется, и стандартизированные. Для них предварительно составляется программа, а задача работника – четко следовать ей, не обращая внимания на происходящее в процессе.

Исходя из частоты организации наблюдения за объектом, можно говорить о постоянном исследовании, повторном проведении работы. Возможны одно-, многократные исследования. Принято говорить о прямых и косвенных методах получения информации. В первом случае наблюдение проводится силами исследователя, второй вариант предполагает сбор данных от лиц, наблюдавших за объектом в разные промежутки времени.

Эксперимент

Не менее важный, применимый и востребованный метод исследования социальной психологии, педагогической – эксперимент. В рамках такой программы объект исследования и психолог работают вместе. Ответственность за организацию процесса возлагается на исследователя. Задача эксперимента – выявить специфические черты психики объекта. Этот метод – один из основных наряду с наблюдением. Исследователь, наблюдая, лишь пассивно ждет, когда появятся процессы, необходимые ему, а в условиях эксперимента он создает все необходимое, чтобы спровоцировать нужную реакцию. Формируя ситуацию, экспериментатор может обеспечить стабильность обстановки. Из раза в раз повторяя опыт, используя равные условия для разных объектов, можно выявить специфические индивидуальные особенности, свойственные психике разных людей.

Экспериментатор имеет возможность корректировать обстановку, ситуацию, в которой происходит взаимодействие с объектом. Он может вмешаться в происходящее, манипулировать факторами и отслеживать, как это сказывается на клиенте. Задача эксперимента – определить, каким образом переменные, не зависящие друг от друга и поддающиеся коррективе, меняют другие переменные, описывающие психические реакции.

Эксперимент – это один из качественных методов исследования в психологии. Специалист, проводящий работу, может формировать и менять условия, а значит, выявлять качественную составляющую воздействия на психические реакции. При этом в силах проводящего эксперимент профессионала – сохранять что-то неподвижным, менять другое, пока не удастся добиться необходимых результатов. В рамках эксперимента можно получать и количественные данные, накопление которых позволяет говорить о случайности некоторых поведенческих ответов, их типичности.

Плюсы и минусы

Особенность эксперимента, позволяющая говорить о большей точности и широкой применимости этого подхода, – контроль ситуации. Особенно высоко ценится это специалистами, занимающимися воспитательной работой с учениками. В рамках эксперимента учитель, психолог определяет, какие условия позволяют обучаемому быстрее и эффективнее понять, усвоить, запомнить материал. Если эксперимент проводится с применением приборов, аппаратов, появляется возможность замерить точно, сколько времени уходит на психический процесс, а значит, выявить объективно скорость реакции, формирование навыков.

Прибегают к эксперименту, если задачи, стоящие перед исследователем, таковы, что самостоятельно условия для формирования ситуации могут и не возникнуть либо ожидание может растянуться на непредсказуемо долгий срок.

Эксперимент в настоящее время считается исследовательским методом, в рамках которого формируется ситуация, а исследователь получает рычаги для ее корректировки. Таким образом можно отслеживать педагогические явления, процессы, протекающие в психике подопытного. По итогам исследования можно понять, как появляется изучаемое явление, что на него влияет, как оно функционирует.

Эксперименты делят на естественные и лабораторные. Второй вариант позволяет более точно измерить реакцию и зарегистрировать ответ испытуемого. Прибегают к нему, если возникает нужда в точных, надежных параметрах, описывающих ситуацию. В частности, можно поставить лабораторный эксперимент, когда требуется оценить работу органов чувств, мыслительные процессы, память, психомоторику человека.

Лабораторный эксперимент: особенности

Наиболее важен этот метод, если необходимо изучить физиологические поведенческие механизмы, свойственные человеку. Лабораторный эксперимент незаменим при анализе познавательных процессов, изучении человеческой активности в целом. Если создать подходящие для этого условия, можно оценить компоненты взаимодействия объекта исследования и техники. Характерная черта такого эксперимента – проведение исследований в специальных условиях, с привлечением техники, в точном соответствии с разработанными инструкциями. Объект исследования знает о том, что он является подопытным.

Можно повторять такой эксперимент столько раз, сколько требуется, чтобы получить достоверные данные, на основании которых выявить закономерности, интересующие исследователя. В ходе работы необходимо всесторонне анализировать активность человеческой психики. Как заверяют ученые, многие достижения психологии наших дней стали возможными только благодаря эксперименту как основному методу.

Кроме плюсов, такой подход имеет слабые стороны. Искусственность, свойственная ситуации, может спровоцировать сбои естественных реакций, а значит, полученная информация будет искаженной, а выводы – неправильными. Чтобы избежать такого исхода, важно проводить исследование, тщательно организовав испытание. Чтобы добиться минимальной погрешности, эксперимент сочетают с более естественными исследовательскими подходами.

Естественный эксперимент

Эта разновидность психологического эксперимента впервые была предложены Лазурским как метод исследования для педагогов. Обстановку для проведения работ менять не нужно – достаточно проводить исследования в привычной для объекта среде. Следовательно, удается избежать лишнего напряжения, хотя человек и знает, что является объектом эксперимента. В рамках работы сохраняют естественное содержание человеческой активности.

Впервые такой подход применен в 1910-м как способ изучить личность школьника. В рамках эксперимента педагог исследует деятельность ребенка, чтобы определить, какие особенности психики выражены наиболее ярко. Затем работу с ним организуют, учитывая задачи мероприятия. В ходе исследования специалист получает достаточный объем знаний для анализа психики ребенка.

Такой формат проведения эксперимента сразу получил широкое распространение, используется он и в наше время. Наиболее актуально это для педагогов, психологов, занимающихся проблемами разных возрастов. Естественный эксперимент стал важным методом разработки методик обучения определенному предмету. Прибегая к обычным условиям среды, специалист инициирует необходимые процессы в психике, сознании подопытного. Условиями могут быть уроки, игры, продуманные с учетом стоящей перед работником цели. Можно ставить эксперименты в специальных классах, оборудованных для такой задачи. Чтобы получить максимум информации для анализа, урок можно записывать на аудио-, видеоносители. Камеры для записи необходимо брать незаметные, чтобы ученики не знали, что их снимают.

Вспомогательные методы

Если основные подходы – наблюдение, эксперимент, то иные специфичные считаются вспомогательными. Благодаря им можно конкретизировать положения методологии, реализовать исследования, следуя задачам науки. Один из важных вспомогательных подходов – анализ специализированной литературы. Он актуален для ранних стадий исследования, позволяет предварительно ознакомиться с объектом, работа с которым предстоит. Для этого психолог получает документацию, связанную с человеком, результаты его активности. Исходя из литературных источников, можно проанализировать, как проблема развивалась, каково положение дел, ситуация в настоящий момент. Можно выявить разные точки зрения, сформулировать первичное представление о беспокоящих аспектах ситуации, предположить, какими способами можно решить проблему.

Фактический материал по случаю можно получить, изучив документацию. Есть разные формы: текстовые, видео, аудио. Для исследований педагогов, психологов, работающих со школьниками, основной документацией являются официальные бумаги образовательного учреждения, работы, написанные объектами исследования, их сочинения, рисунки, поделки. Необходимо проанализировать протоколы советов педагогов.

Документы можно изучать традиционным способом или формализованным. В первом случае идея – понимание документа, соответствие семиотики и языка. Формализованные концентрируются на контент-анализе. Это метод получения объективных сведений о ситуации, объекте через смысловые единицы, формы информации. В рамках такого исследования можно проанализировать качество процесса обучения, его эффективность, состояние образования в целом, а также психические особенности разных обучаемых.

Комментарии