Опорный конспект - это краткое изложение учебного материала. Методика составления опорного конспекта
Опорный конспект — это сокращенная версия учебного материала, изложенного в книге или преподавателем во время лекции. Умение вести конспект — важный навык в жизни каждого ученика и студента, независимо от того, участвует ли он в собраниях, сеансах мозгового штурма или делает аннотации во время чтения. Заметки — это эффективный способ обучения, сохранения и разработки идей, концепций. Правильное ведение опорного конспекта — это залог успешной учебы. Итак, вы готовы начать учиться еще лучше?
Самые распространенные ошибки студентов при составлении конспектов
Прежде чем перейти к методам, необходимо обсудить серьезные ошибки, которые студенты совершают во время ведения опорных конспектов по физике, математике или другим предметам.
Студенты пытаются записать все, что говорит учитель, фактически не слушая его. 75 % лекции должны прослушиваться и только 25 % — записываться. Студенты должны слушать преподавателя, постоянно анализировать новый материал. Конспекты — это лучший способ закрепить новую информацию. Ко всему прочему, именно во время лекции ученики могут задать преподавателю вопросы по материалу, который они не понимают полностью.
При написании примечания должны быть короткими и четкими. Каждое предложение должно содержать не более 1-5 слов. Это побуждает учащихся записывать только необходимую информацию.
Внимательно слушать
Во время внесения заметок студенты мало вникают в тему, которую дает преподаватель. Без понимания базовых идей любого предмета сложно усвоить новый материал и его концепции, поэтому важно внимательно слушать информацию.
Задавать вопросы
Студенты не задают вопросов учителю. Обычно, если у одного учащегося есть вопрос, вполне вероятно, что другой задается таким же вопросом. Активность слушателей показывает учителю, что те заинтересованы в обучении. Студенты не должны ждать окончания лекции, чтобы задать вопросы. Нередко по этой причине пропускают оставшуюся часть информации, потому что не поняли предыдущую.
Метод Корнелла
Метод Корнелла был и остается сегодня одним из самых популярных при составлении опорного конспекта среди студентов. Требуется просто делить свои заметки на 3 раздела.
В правой колонке находится общая информация. Сюда необходимо записывать ключевые моменты, которые учитель упомянул во время занятий. Необходимо стараться максимально «суммировать» информацию, составляя четкие и краткие записи. Левая область служит дополнением к общей информации;сюда вносятся основные тезисы, ответы на вопросы, которые слушатель задал сам себе во время лекции. Этот раздел можно дополнять как во время занятия, так и после него. Последний раздел опорного конспекта по физике или любому другому предмету - итоговый - это резюме. Предназначен для отображения главной мысли, сформулированной слушателем самостоятельно.
Это уменьшает необходимость в записывании каждого слова, которое произносит во время лекции преподаватель. Слушатель сам должен попытаться кратко изложить ключевые моменты в этом разделе для большего отражения и углубления в материал конспекта.
Метод разделенных страниц
Имеет сходство с методом Корнелла. Идея заключается в том, что необходимо разделить страницу по вертикали на две части. В одной из частей будут записываться основные идеи, во второй — второстепенные.
Когда студенты делают заметки, они нередко записывают все подряд, а это является большой ошибкой.
Опорные конспекты — это записи, которые позволяют не только углубленно изучить материал, но также быстро повторить основные принципы темы, изложенные в книге или прослушанные во время лекции. Безусловно, метод может потребовать приложения некоторых усилий поначалу, но в долгосрочной перспективе поможет ускорить процесс обучения.
Наглядные материалы
Такая методика составления опорного конспекта основана на использовании наглядных пособий для улучшения процесса обработки мозгом информации. Это связано с использованием изображений, графиков, диаграмм и т. д. Наиболее актуальным такой способ ведения заметок является для студентов, которым необходимо составлять опорный конспект по математике, физике или другим предметам, связанным с точными науками. Все дело в том, что помимо механической и слуховой памяти у нашего мозга крайне сильна визуальная память. Тут-то нам и приходят на помощь яркие цвета, схемы и блоки.
К слову, методику наглядных материалов можно применить и к составлению конспектов по истории. Вместо того чтобы писать длинные параграфы информации, необходимо использовать цвета и другие визуальные элементы. Например, буквы разного размера. Наш мозг последовательно работает с информацией. Так, Mind Maps, или, в переводе с английского языка, «карты разума», становятся одним из самых распространенных и эффективных методов ведения конспектов. Самым мощным аспектом mind-mapping является то, что этот способ дает возможность визуально связывать идеи вместе через круги и линию. Это упрощает формирование связей между идеями — наиболее эффективен этот метод для составления конспекта по истории во время лекции.
Обычно при использовании этой методики лучше всего начинать с общей темы в центре. Например, если темой является пища, запишите ее в центре и обведите. Когда учитель начнет говорить о сладостях, овощах, углеводах или любых других элементах, проведите линии от центра круга до этих подтем. Если из одной темы исходит другая, просто проведите от одного кружка линию к другому. В области под подтемой можно записывать основные тезисы и идеи. Такой способ хорош в ведении опорных конспектов по русскому языку, иностранным языкам или литературе, поскольку позволяет последовательно связывать между собой информацию.
Символы и сокращения
Независимо от того, какой способ ведения заметок вы используете, будут моменты, когда придется записывать огромные объемы информации, что может вызвать затруднение и последующую усталость. Поэтому важно в начале лекции разработать собственный язык символов, который позволит вам записывать ключевые слова с приложением минимума усилий. Самое главное - перевести свои заметки в самом начале или сразу по окончании занятия, поскольку в противном случае вы рискуете забыть собственноручно разработанный язык.
Подчеркивание ключевых моментов
Целесообразно подчеркнуть наиболее важные учебные концепции урока, поскольку они будут выделяться, и процесс запоминания пройдет лучше и быстрее. Кроме того, заметки будут выглядеть менее монотонными, и, например, перед началом занятия вы сможете пробежаться глазами по основным моментам и освежить главные идеи в голове.
Помните, что ведение опорного конспекта — это настоящее искусство, обучиться которому должен каждый студент, мечтающий успешно организовать учебный процесс. Удачи!