Бакинский метрополитен в советский и постсоветский период

Баку – столица Азербайджана и один из самых красивых городов всех стран СНГ. Население мегаполиса превышает два миллиона человек, что обуславливает наличие разветвленной транспортной системы, «вишенкой на торте» которой является бакинский метрополитен. В прошлом году он отмечал полувековой юбилей.

Международная транспортная система Баку

В наши дни в столице Азербайджана представлены почти все широко распространенные виды транспорта. По воздуху сюда можно добраться через международный аэропорт имени Гейдара Алиева, который связывает страну с государствами Европы и Азии. Бакинский железнодорожный вокзал – крупнейший в Азербайджане. Ежедневно с него уходят поезда во все концы бывшего Советского Союза. В планах связать страну железнодорожной веткой с Турцией. Баку – это еще и порт на Каспии. Именно через самое крупное озеро в мире происходит связь с соседним Казахстаном и Туркменистаном. На данный момент действуют две переправы: Баку-Актау, Баку-Туркменбаши.

Советская история бакинского метрополитена

Метро в столице Азербайджана открылось в 1967 году и стало пятой подземной системой, открытой на территории СССР после Москвы, Ленинграда, Киева и Тбилиси. Строительство метро в Баку впервые рассматривалось еще в начале 1930-х годов, однако сначала промышленные нужда страны, а после война и разруха постоянно мешали этим планам. Возведение первой очереди стартовало только в 1960 году. Через семь лет, 25 ноября 1967 года, Бакинский метрополитен был торжественно открыт. Первый участок включал в себя более шести километров путей и пять станций: «Ичери Шехер», «Сахил», «28 мая», «Гянджлик» и «Нариман Нариманов». Эта ветка метро обозначается на картах красным цветом. Первые остановочные пункты новой подземной системы расположены в самом центре столицы Азербайджана.

22 апреля 1968 года Бакинский метрополитен получил новую станцию: был запущен участок длиной 2,24 километра, ставший ответвлением от станции «28 мая». Новый посадочный пункт был назван «Шаумян», а сегодня носит название «Шах Исмаил Хатаи». Теперь поезда курсировали по двум направлениям: по первоначальному и по новому, с ответвлением на станцию «Шаумян».

Следующего открытия станций пришлось ждать два года: в мае 1970 «красная» ветка была продлена до станции «Улдуз», а уже в сентябре от той же станции «Нариман Нариманов» было запущено вилочное движение до остановочного пункта «Платформа Депо», который ныне называется «Бакмил». Еще через два года первая ветка Бакинского метрополитена была значительно увеличена: проложены почти пять километров новых путей и открыты три новых станции: «Кероглу», «Кара Караев» и «Нефтчиляр». На этом ее строительство остановилось на 17 лет, а внимание было уделено новой «зеленой» ветке метрополитена.

Первоначально новая ветка метро открылась как очередное ответвление в Бакинском метро. В 1976 году был открыт перегон «28 мая» - «Низами», к которому через девять лет были присоединены пять километров путей и четыре новые станции: «Элмляр Академиясы», «Иншаатчылар», «20 января» и «Мемар Аджеми». Последнее продление при СССР состоялось в 1989 году: была продлена «красная» ветка и открыты две новые станции на трех километрах пути.

Постсоветский период

После распада СССР темпы строительства метро были заметно снижены. В 1993 году была открыта новая станция «Джафар Джаббарлы» в составе «зеленой» ветки. Теперь эта остановка исполняет роль «28 мая» - именно сюда приходят поезда с «Шах Исмаил Хатаи».

Следующие открытия станций случались уже в 21 веке. В 2002 году последний раз была продлена первая ветка Бакинского метро и отрыта станция «Ази Асланов». В 2008, 2009 и 2011 годах последовательно продлевалась «зеленая» ветка и были открыты станции «Насими», «Азадлыг проспекти» и «Дарнагюль». В 2016 открылась новая «фиолетовая» ветка Бакинской подземки. На данный момент она насчитывает две станции: «Автовокзал» и пересадочную «Мемар Аджеми», с которой можно перейти на одноименную станцию «зеленой» ветки.

Схема метро Баку

Подземка в столице Азербайджана на данный момент включает в себя 34,6 километров путей и 25 станций.

Комментарии