Компакт-кассета: история развития, особенности изобретения, годы популярности и интересные факты

Что такое компакт-кассета? Если вы зададите этот вопрос современной молодежи, то вряд ли получите правильный ответ. А вот люди старшего поколения с удовольствием и даже неким чувством ностальгии расскажут вам о том, как слушали музыкальные композиции любимых исполнителей на компакт-кассетах и мечтали достать несколько чистых кассет, чтобы иметь возможность самому записать хороший сборник песен на любой случай жизни. Ведь купить качественный носитель информации в нашей стране было практически невозможно. Поэтому счастливчики, которые имели доступ к аудио-компакт-кассетам импортного производства, могли рассчитывать на шквал популярности среди сверстников. Все эти рассказы кажутся современным детям и подросткам просто невероятными. А ведь история компакт-кассеты является историей целой эпохи. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Что такое кассета?

Как только не называли этот носитель информации во времена его популярности! Но все же большинству он известен под тремя названиями:

  • компакт-кассета;
  • кассета;
  • аудиокассета.

Все перечисленные формулировки обозначают один предмет, пик использования которого пришелся на период с шестидесятых до девяностых годов. В момент его появления на территории Советского Союза не единожды можно было услышать споры среди молодежи на тему того, что лучше передает качество звука – привычная бобина или компакт-кассета. Обычно чаша весов всегда склонялась в пользу новинки. Но что же она представляет собой на самом деле?

Аудио-компакт-кассета – это носитель информации на магнитной ленте. Его предназначением изначально была запись звуков, а также их хранение. Так как новинка требовала и особенных приспособлений для воспроизведения записи, то распространение кассет породило и скачок в развитии компаний, производящих звукозаписывающее оборудование.

Визуально кассета представляет собой коробочку из пластика с двумя катушками, на которые наматывается магнитная лента, и колесиками для ее свободного движения. В продаже существовали аудиокассеты с двумя или четырьмя дорожками для записи и воспроизведения звука. Также они различались временем звучания, толщиной магнитной ленты, скоростью воспроизведения и иными параметрами. Однако подобные отличительные черты появились у этого носителя информации уже спустя годы его использования. А изначально никто и не мог подумать, что этот простой предмет, представленный публике в шестидесятых годах прошлого века, мгновенно завоюет массового потребителя и столь же молниеносно канет в Лету.

Предыстория появления кассеты

Для большинства обывателей история компакт-кассеты началась в шестидесятые годы двадцатого века. Однако если заглянуть немного глубже, то можно выяснить любопытные детали о ее создании.

Впервые о создании носителя информации, собранного в корпус, задумались немцы. Это произошло еще в тридцатые годы прошлого века. И буквально спустя пять лет в немецких магнитофонах, выпущенных компанией «Лоренц», стало активно использоваться изобретение. Можно сказать, что оно представляло собой некий прототип современной компакт-кассеты. Разрабатывалась новинка для проволочных магнитофонов, а потому представляла собой запаянные в металлический корпус два шпуля. По тому же типу работали и магнитофоны других немецких фирм. Данное решение считалось эталонным практически до пятидесятых годов.

В этот период немецкие компании разработали новый формат кассеты. Теперь в пластмассовый корпус на двух катушках была помещена магнитная лента, что значительно облегчило вес изделия и расширило варианты его использования. Примечательно, что в первых кассетах лента образовывала петлю и могла прокручиваться до бесконечности. Патент на это изделие был получен в пятьдесят втором году. За последующие несколько лет некоторые изобретатели пытались усовершенствовать кассету, но все варианты не стали близки потребителю. Данная форма спросом не пользовалась.

В начале шестидесятых годов в Северной Америке появились кассеты, более всех остальных приближенные к компакт-кассетам нового поколения, выпущенным чуть позже. Они имели четыре дорожки и предназначались в общей массе только для воспроизведения звука. Самостоятельная запись либо стирание информации на них не предусматривались. Они получили распространение в качестве носителя для автомагнитол. Однако их механизм имел массу недостатков из-за чего в первую очередь страдало качество звука. Если потребителю было необходимо перескочить с одной композиции на другую, то головка воспроизведения начинала двигаться под наклоном, что с течением времени приводило к ее расшатыванию. Звук начинал «плавать», что не прибавляло кассетам популярности.

Однако в шестьдесят третьем году все изменилось, и история кассеты сделала новый виток.

Современный формат кассеты

До сих пор ведутся споры о том, какая фирма разработала компакт-кассету в привычном для большинства виде. Ведь она имела множество прототипов, которые претендуют на пальму первенства. Однако официально родоначальниками аудиокассеты признана фирма Philips. Именно она представила на суд специалистов абсолютно новый формат аудиокассеты, отличающийся простотой и удобством использования.

Примечательно, что в тот момент никто не смог посулить новинке большого будущего, но ею все же заинтересовались. Главным соперником Philips на рынке звукозаписи в шестидесятые годы была компания «Сони». Ее специалисты тоже работали над созданием своей кассеты и вполне могли разработать нечто более интересное. Чтобы раз и навсегда прекратить соперничество и больше никогда не возвращаться к теме того, какая фирма разработала компакт-кассету первой, «Филипс» решила не брать плату за лицензию на производство своего изобретения. Это стало решающим моментом в судьбе аудиокассеты.

Уже через год после ее первого показа в Германии было налажена массовое производство новинки, а затем она разошлась по всему миру. Повсеместно стали организовываться производства кассет, что сделало их довольно дешевым продуктом. Он ушел в массы и в рекордные сроки завоевал признание своего потребителя.

История развития компакт-кассет

Так как современный формат аудиокассеты – это детище компании «Филипс», но именно она и ввела определенную маркировку, которой стали пользоваться и другие компании. Практически на все новые носители информации наносилась буква «С». К ней добавлялись цифры, обозначающие продолжительность записи. Чаще всего это были сорок пят, шестьдесят и девяносто минут. Реже встречались кассеты продолжительностью воспроизведения в сто двадцать минут. Однако все они имели один существенный недостаток, перекрывающий массу достоинств – отвратительное качество звука. К тому же прослушать записи можно было только на диктофоне. Технические устройства для новых кассет в тот момент еще не поступили в продажу, но потребность в них была высока.

Приблизительно через восемь лет после выпуска первой компакт-кассеты компании «Филипс» удалось устранить главный недостаток своего изобретения. Они представили потребителю кассеты с новым видом магнитной ленты. Она покрывалась оксидом хрома, что в разы улучшало качество звука. Данный вариант пользовался огромным спросом, поэтому в продаже стали появляться первые модели магнитофонов для компакт-кассет. Этот ход позволил фирме «Филипс» закрепить свои позиции лидера в звукозаписывающей индустрии.

Конечно, первые магнитофоны были далеки от их более современных моделей, выпущенных десятилетиями позже. Они имели неудобные размеры, но позволяли не только прослушивать музыку, но и делать записи. На компакт-кассеты записывали любимые композиции не только обыватели, но и профессионалы. С этим носителем работали в студиях именитые музыканты, создавая самые известные в восьмидесятые годы хиты.

Отметим, что популяризация кассет была бы невозможна без эволюции магнитофонов. В первую очередь производитель старался сделать их доступными и многофункциональными. Благодаря этому продажа кассет в мире стремительно росла. Годы популярности компакт-кассет пришлись на период с семидесятых по девяностые. Это время ознаменовалось и бурным развитием технических устройств для прослушивания звукозаписей.

Производство проигрывающих устройств

Бум популярности компакт-кассет пришелся на короткий пятилетний период. С восьмидесятого по восемьдесят пятый год прошлого века практически каждый цивилизованный житель планеты имел в своем доме приличную фонотеку, состоящую из большого количества кассет. Они продавались миллионами и на тот момент являлись единственным носителем информации, вытеснившим из обихода все остальные, когда-то использовавшиеся ранее.

Компакт-кассеты нового поколения требовали от мировых компаний производства специальных прослушивающих устройств. И здесь на первый план вышли японские корпорации и мелкие фирмы. В восьмидесятые годы они смогли выпустить на рынок три вида магнитофонов, которые мгновенно стали пользоваться огромной популярностью:

  • стационарные прослушивающие устройства;
  • переносные магнитофоны;
  • плееры.

Каждый из перечисленных видов имел свои плюсы и минусы, а потому всегда находил своего пользователя.

«Деки»

Именно так стали называть стационарные магнитофоны, имеющие отличные технические характеристики. Благодаря им устройства были весьма популярны, однако были доступны далеко не всем. Мечтой большинства потребителей являлись «деки» компании Nakamichi. Японский производитель быстро сориентировался в меняющихся мировых тенденциях и выпустил в семьдесят третьем году прошлого века на рынок первый магнитофон. Уже эти не совсем совершенные во всех смыслах слова модели стали настоящим стандартом и образцом для всех остальных компаний.

Проблемой флагманских моделей потребители считали несовершенство звучания, однако уже через семь лет практически все недочеты были исправлены и Nakamichi начали выпускать устройства для прослушивания звукозаписей самого высокого качества. Им были полностью удовлетворены рядовые покупатели и профессионалы. Единственной проблемой оставалась по-прежнему крайне высокая стоимость техники.

Однако в конце восьмидесятых годов на рынок вышли многочисленные мелкие компании-производители. Они сумели скопировать устройства, выпускаемые Nakamichi, сохранив их качество, но значительно снизив себестоимость. В итоге «деки» стали доступны большей части покупателей и приобрели небывалую популярность. Самыми известными производителями того периода считаются такие компании, как Sony, Akai и Yamaha (компакт-кассеты последнего из перечисленных производителей со временем стали тоже весьма востребованы у потребителей).

Переносные «бумбоксы»

Этот вид прослушивающих звукозаписи устройств появился практически одновременно с «деками», но предназначался он совсем для других целей. Американские и европейские производители вовремя осознали, что потребитель желает слушать музыку не только в закрытых и изолированных помещениях. К тому же формат ауидиокассет нового поколения позволял сделать это безо всяких проблем. «Бумбоксы» стали фактором, подтолкнувшим развитие субкультуры хип-хоперов. Она подразумевала уличные выступления при большом скоплении народа. Высоко оценили переносные магнитофоны и рэперы. Данная субкультура зародилась именно на улицах и представляет собой своеобразный голос простого народа, рассказывающий об обыденной жизни. Поэтому неудивительно, что возможность организовывать импровизированные концерты с хорошим звуком стала стимулом для развития различных направлений в музыке.

Американским производителям быстро пришли на смену японские. Компании «Шарп» и «Хитачи», к примеру, мгновенно заняли лидерские позиции на рынке звукозаписывающих устройств. Покупатели оценили их «бумбоксы», отличающиеся необычным дизайном и широким функционалом. Однако в конце семидесятых годов конкуренцию им составили тайваньские фирмы. Они выпустили на рынок свои модели, отличительной чертой которых была идентичность европейским производителям. Продавая свои изделия под лейблом известных марок в несколько раз дешевле, компании быстро удовлетворили покупательский спрос на «бумбоксы». В итоге продолжилось снижение стоимости устройств, способствующее популяризации компакт-кассет.

Первые кассетные плееры

Конец семидесятых годов ознаменовался появлением революционных технологий. Компании «Сони» удалось выпустить на рынок поистине уникальный для того времени продукт – аудиокассетный плеер. Коммерческий успех этого продукта был просто ошеломляющим. Ведь плееры позволили меломанам прослушивать любимые композиции круглосуточно независимо от своего местонахождения.

Потребительский спрос на плееры одновременно спровоцировали бум популярности компакт-кассет. Практически до конца двадцатого века они покупались миллионами штук. Параллельно компании продолжали совершенствовать свои устройства, выпуская каждый год на рынок все более интересные модели плееров.

Виды кассет

Все компакт-кассеты, выпускающиеся с момента своего первого появления, имеют несколько видовых характеристик. В зависимости от них находилась стоимость носителя информации и его популярность. До сегодняшнего дня кассеты различаются по трем характеристикам:

  • Состав магнитной ленты. Первые компакт-кассеты страдали плохим качеством звука, что было исправлено с момента появления носителей на основе оксида железа. Многие называли этот раствор гематитом и на тот момент подобные кассеты были революционным продуктом. Однако по современным меркам эти устройства были далеки от идеала, это понимали и конкурирующие с «Филипс» компаниями. Поэтому вскоре появился новый тип кассет с магнитной лентой, покрытой кобальтом. Новинка предназначалась для профессионалов и полностью удовлетворяла их потребности. Но вот стоимость самих кассет и устройств для их воспроизведения была непомерно высока. Позволить себе приобрести нечто подобное могли далеко не все звукозаписывающие компании. Поэтому подобные кассеты так и не получили широкого распространения. К современным видам аудиокассет можно отнести те, чьи магнитные ленты покрыты диоксидом железа и другими чистыми металлами. Именно они и стали востребованы среди обывателей и профессионалов. Интересно, что магнитофоны разных компаний предназначались для проигрывания определенных видов кассет. Существовали те, которые способны были проигрывать только информацию с одного вида носителя, а вот некоторые предназначались для всех существующих аудиокассет.
  • Продолжительность записи. Специалисты знают о том, что в целом существует более семи вариантов длительности звукозаписи. У потребителей большим спросом пользовались кассеты с возможностью воспроизведения музыки в течение шестидесяти, девяноста и ста двадцати минут. Минимальная продолжительность – это сорок шесть минут, а максимальная – сто пятьдесят. Однако на пике популярности аудиокассет были попытки ввести в обиход и другие виды кассет. В продажу поступили носители, позволяющие делать записи длительностью сто восемьдесят и двести сорок минут. Но как показала практика, хрупкая магнитная лента на подобных кассетах быстро выходила из строя, а потому была ненадежной и не получила распространения. Кроме перечисленных стандартов, некоторые компании активно экспериментировали с продолжительностью записи. При желании можно было найти кассеты с маркировками «30», «10» или, к примеру, «74». Эти цифры обозначали минуты. К сожалению, востребованными эти форматы так и не стали.
  • Толщина магнитной пленки. Интересно, что длительность записи напрямую зависит от толщины пленки. Чем она дольше, тем толще магнитный носитель. К примеру, для производства двухчасовой кассеты используется пленка в девять микрометров, а вот для часовой – уже в шестнадцать микрометров. Данные показатели являются стандартом, однако компании-производители вносили свои корректировки. Поэтому магнитные пленки на кассетах разных брендов могли отличаться друг от друга.

Плюсы и минусы кассет

Несмотря на то что в начале восьмидесятых годов советские заводы тоже начали производить носители на основе магнитной ленты, лучшие компакт-кассеты все же поставлялись из-за границы. Многие до сих пор помнят коробочки с надписью «ТДК», «БАСФ» и другие. Довольно распространены на территории нашей страны были компакт-кассеты «ЮСБ». Все торговые бренды имели в принципе схожие плюсы и минусы, в которых специалисты очень хорошо разбирались.

К преимуществам этого носителя можно смело отнести следующие пункты списка:

  • низкая стоимость носителя по сравнению с современными;
  • устойчивость кассеты к повреждениям, так как корпус надежно защищает магнитную ленту;
  • аудиокассеты дают возможность свободно перевозить их без упаковки;
  • звуки легко воспроизводить даже при значительной вибрации;
  • компакт-кассеты характеризуются как носители с высоким процентом перезаписи;
  • простота хранения в домашних условиях.

Однако, несмотря на большое количество плюсов, кассеты имеют и массу недостатков, о которых мы не можем умолчать:

  • чувствительность к высоким температурным режимам;
  • низкое качество звучания по сравнению с современными носителями;
  • возможность повредить запись при «зажевывании» пленки проигрывающим устройством;
  • не универсальность носителя (он предназначен только для звука);
  • невозможность произвольно проигрывать композиции.

Перечисленные минусы, а также появление новых более функциональных носителей в конце двадцатого века, привели к тому, что компакт-кассеты стали постепенно терять свою популярность, а процент продаж заметно падать.

Спад в индустрии производства аудиокассет

На Западе девяностые годы стали периодом, когда впервые наметился существенный спад в продаже кассет. Ежегодно продажи падали на тридцать - шестьдесят миллионов экземпляров в год и это стало причиной разорения многих компаний.

Начало этому процессу положило появление компакт-дисков. Данный носитель оказался более удобным, многофункциональным и не настолько дорогим, чтобы отпугнуть потребителей. Постепенно он начал вытеснять с рынка компакт-кассеты, а распространение МР3-плееров практически завершило этот процесс. Вскоре потребители стали скачивать музыкальные произведения из интернета и при необходимости прослушивать их на МР3-плеерах. Это стало концом эры аудиокассет и магнитофонов для них. По привычке некоторые меломаны еще использовали параллельно кассеты и компакт-диски, но все же к началу двухтысячных годов и они отказались от устаревших носителей.

Сегодня кассеты все же еще можно отыскать в магазинах, хотя и с трудом. Стоимость их, по последним данным, удивительно низкая, однако спрос на этот носитель не растет. Отчасти это связано с тем, что новейшие модели проигрывающих устройств не поддерживают кассетный формат. Считается, что последнее устройство, на котором можно было прослушать кассету, было продано приблизительно десять лет назад. Да и сами эти носители информации уже не производятся. В интернете и в некоторых магазинах распродаются их остатки.

Цифровые технологии уверенно вымещают с рынка все остальные форматы носителей и о них остаются только воспоминания, да пылящиеся на дальних полках коробочки с тщательно подобранными когда-то музыкальными сборниками, записанными на кассетах. Как ими распорядиться, никто не знает. Иногда в интернете можно найти запросы на тему того, что сделать из футляров для компакт-кассет. Но чаще всего они лежат без дела в кладовках. Некоторые меломаны надеются, что когда-нибудь кассеты вернутся в обиход, и их история сделает новый виток.

Комментарии
Если зажевалась аудиокассета, песни Савичевой можно с легкостью достать в интернете, а памятные записи со свадьбы вернуть никто не сможет.