Карл Роджерс, "Я-концепция": концепция личности
«Я»-концепция – это определяющий конструкт в подходе американского исследователя и психотерапевта К. Роджерса. Фактически данный элемент является настолько неотъемлемой частью теории Роджерса, что многие психоаналитики просто называют ее «теорией Я».
Отличия теории исследователя
В отличие от таких психоаналитиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс в «Я»-концепции не создавал какую-либо схему критических стадий, через которые, преодолевая трудности и стресс, человек непременно должен пройти, чтобы сформироваться как личность. Роджерс в большей степени сосредоточивался на том, что положительная или же негативная оценка ребенка с самых первых месяцев влияет на его образ «Я».
Новорожденный воспринимает весь мир целостно, нерасчлененно. Младенец не выделяет себя в качестве отдельного сущего и поэтому не делает каких-либо различий между тем, что принадлежит ему, и что не принадлежит. А следовательно, и «Я» не существует для новорожденного.
Появление «Я» у младенца
Роджерс в «Я»-концепции говорил о том, что в процессе своего формирования «Я» регулируется только оценочным процессом в организме. Другими словами, младенец оценивает доселе незнакомые ему переживания с позиции того, помогают ли они или препятствуют его врожденному стремлению к актуализации. К примеру, холод или голод, жажда или жара или же неожиданный резкий шум воспринимаются в качестве угрозы биологической целостности. И поэтому они оцениваются негативно.
Еда, вода, пища, покой воспринимаются положительно, так как они помогают расти и развиваться. В определенном смысле такой биологический контролирующий процесс позволяет правильно и своевременно удовлетворять потребности малыша. Младенец оценивает собственные переживания на предмет того, нравятся они ему или же нет.
Впоследствии структура личности формируется посредством взаимодействия с социальным окружением. Наибольшую роль при этом играют значимые другие – мать и отец, сиблинги. «Я»-концепция появляется на основе взаимодействия с другими членами семьи. И поэтому в значительной мере наполняющие ее содержания представляют продукт социализации ребенка.
Самоактуализация
Отличительной характеристикой концепции Роджерса (и Маслоу, который также делал акцент на самоактуализации, стремлении к доброму в человеке) является тезис о том, что каждый человек изначально хорош и стремится к прекрасному. А стало быть, люди естественно движутся в направлении большей дифференциации, зрелости, автономности.
Исследуя природу личности, Роджерс приходит к выводу о том, что суть человеческой природы базируется на движении вперед к тем или иным целям. Она конструктивна, соотносится с принципом реальности. По мнению Роджерса, основатель психоанализа Фрейд создал картину совершенно иррационального человека, который не социализирован и обладает разрушающими тенденциями, направленными и на разрушение самого себя и на деструкцию всего окружающего. Когда личность ощущает психологическую свободу, она всегда открыта новому опыту и может действовать в доверительной и позитивной манере.
Психологические защиты
По большей части обыденное поведение человека всегда должно согласовываться с его Я-концепцией. Роджерс подчеркивал, что человек всегда стремится к тому, чтобы сохранять состояние определенного самовосприятия, согласованности переживания своей личности. Отсюда следует логический вывод о том, что все переживания, которые находятся в гармонии с Я-концепцией, могут осознаваться человеком, достаточно точно оцениваться. А что касается тех переживаний, которые находятся в конфликтной позиции по отношению к личности, то они образуют угрозу «Я». И поэтому такие переживания и мысли не допускаются к осознанию и точному восприятию. Необходимо отметить, что человеческая концепция представляет собой тот критерий, согласно которому все переживания либо сравниваются, либо проходят символизацию в сознании, либо такая символизация напрочь отрицается.
Столкновение концепций: пример
Например, религиозные родители убеждают молодого человека в том, что вступать в близкие отношения с девушкой до официального заключения брака – большой грех. Но при этом юноша посещает колледж и находит у своих сверстников другие установки и ценности. Его ровесники одобряют такое поведение, в особенности, если между молодыми людьми есть любовь, они верны друг другу. Молодой человек все равно придерживается тех принципов, которые прививались ему с детства. Он встречает девушку, которая придерживается мировоззрения других учащихся колледжа, и влюбляется в нее. При этом он уступает девушке, однако взаимоотношения становятся для него мучительными. Они попросту не вписываются в тот образ «Я», который создавался у него с самого детства.
Угроза целостности
В «Я»-концепции Карла Роджерса угроза может существовать в том случае, когда люди напрямую осознают несоответствие между их образом себя (а также связанными с этим образом ценностями) и определенным аспектом теперешнего переживания, актуального для них на данный момент. Переживания, которые совершенно не соответствуют их образу «Я», субъективно воспринимаются в качестве угрожающих. Они не допускаются до порога осознания, потому что в таком случае единство и целостность личности нарушается. Например, если человек считает себя порядочным и честным, и какой-то поступок у него не будет соответствовать этим его представлениям, то «Я» будет находиться под угрозой. Реакция обычно включает чувство вины, замешательство, тревогу.
Не всегда несоответствие между актуальным «Я» и его образом может восприниматься при этом на сознательном уровне. В теории «Я»-концепции Роджерс говорит о том, что нередки ситуации, когда человек ощущает угрозу, но никак этого не осознает. Когда имеется такое несоответствие, личность становится под угрозу различных психических расстройств.
Тревога тогда превращается в эмоциональную реакцию на угрозу личностному единству. Тревожный человек, таким образом, это тот, кто смутно понимает: признание тех или иных его переживаний приведет к радикальному преобразованию его теперешней личности. Осознание укоренившегося ощущения враждебности будет требовать глобальной реорганизации всей «Я»-концепции того человека, который доселе считал себя любящим и мягким. Он начнет тревожиться всякий раз, когда ощутит гнев.
В своей концепции личности Роджерс подчеркивает: если человеку в течение длительного времени ничто не угрожает, он становится открытым для взаимодействия и переживаний. Ему совершенно не нужно защищаться. Но если он поймет или почувствует на подсознательном уровне, что его теперешнее переживание каким-то образом не согласуется с «Я»-концепцией, то возникнет угроза. За ней по логике событий следует защитная реакция. К. Роджерс в «Я»-концепции определял защиту как конкретную поведенческую реакцию организма на угрозу извне. Ее основная цель заключается в том, чтобы сохранить личность целостной. Психолог писал о том, что такая цель достигается посредством осознанного искажения определенного переживания в сознании человека. Такое искажение помогает снизить разницу между негативным переживанием вины и структурой «Я». Иными словами, защита помогает сохранить самоуважение и хорошо защищает его от опасности чувства страха, вины, тревоги.
Механизмы защиты по Роджерсу
Психолог предложил всего лишь два защитных механизма. Они используются для того, чтобы свести к минимум информацию о несоответствии между «Я» и негативным переживанием. Это искажение восприятия, а также отрицание. Однако нужно отметить, что угрожающее личности переживание не допускается в осознании человека к символизации. Это происходит не потому, что оно каким-то образом противоречит устоявшимся у индивида нравственным нормам, или является «грешным». Символизация не происходит по причине несовместимости с «Я»-структурой. Поэтому защитное поведение сохраняет существующую структуру личности и позволяет индивиду не утратить самоуважение.
Искажение восприятия происходит в том случае, если несоответствующее переживание оказывается допущенным в сознание человека, но только в той форме, которая позволяет этому переживанию быть совместимым с определенным аспектом образа личности. Например, студент университета считает себя способным к химии. Однако внезапно он получает плохую оценку, и это происходит совершенно заслуженно. Студент может попытаться сохранить свою «Я»-концепцию, если исказит объяснение своей неудачи: «Преподаватель несправедливо ставит оценки», либо «Сегодня мне не повезло». Роджерс объясняет подобное выборочное восприятие в качестве рационализации. В данном примере переживание студента оказывается воспринятым студентом, но его настоящий смысл остается непонятным. Фактически отрицание возникает всякий раз, когда индивид не хочет признаться себе, что переживание действительно имело место.
Психопатология по Роджерсу
Описываемые положения «Я»-концепции Роджерса, кратко описанные в данной статье, могут быть применимы к каждому человеку. Даже самый благополучный психологически человек может иногда сталкиваться с неприятным переживанием, которое представляет угрозу его «Я»-концепции, и ему приходится ложно истолковывать то или иное переживание.
Большинство людей имеют адекватную психическую защиту, которая позволяет им справляться с умеренным уровнем стресса и тревоги и поступать таким образом, чтобы свести эту тревогу к минимуму. Однако если внутренние переживания совершенно не согласуются с «Я»- структурой, или же несогласующиеся переживания встречаются слишком часто, то человек начинает испытывать крайне сильную тревогу, нарушающую его повседневный распорядок дня. Как правило, такого человека называют невротиком.
Сам Роджерс стремился избегать подобных диагностических ярлыков. В таких случаях уровень дискомфорта у индивида таков, что он, по всей видимости, нуждается в помощи терапевта. Однако защита невротика тоже может в некоторой степени предотвратить разрушение его «Я». В результате невротизированная личность сохраняет свою структуру, однако человек оказывается неспособным адекватно оценить неустойчивость своего состояния. Он становится очень уязвимым в психологическом смысле.
Дидактическая концепция Роджерса
Исследователя не устраивала традиционная система образования. Он считал, что уроки и экзамены только мешают процессу обучения, а авторитет фигуры учителя должен быть подвергнут сомнению. Он предложил новую модель обучения. В ней учитель должен руководствоваться своим жизненным опытом, а ученики – выстраивать свою программу обучения. В классе должен создаваться благоприятный психологический климат для обучения. А строгую дисциплину должна заменить самодисциплина.
Критика идей К. Роджерса
Многие авторы подчеркивают, что К. Роджерс слишком позитивно смотрит на человека. Глупо проводить психотерапию, опираясь только лишь на стремление к самоакутализации и не признавая теневой стороны личности.
Подвергалась критике и концепция брака К. Роджерса, который постулировал правильность «открытых» отношения в браке (половые связи обоих партнеров вне семьи). Психолог считал, что подобный подход способствует развитию личности.