Бас-кларнет: история создания и настоящее время

Бас-кларнет - музыкальный инструмент, сделанный из дерева и относящийся к группе духовых. Он является родственником своего старшего брата - кларнета. Здесь такая же самая аналогия, как и с электрогитарой, где ей младшей сестрой приходится бас-гитара.

История

Классический вид кларнета был создан в начале XVIII столетия в немецком городе Нюрнберге Кристофом Деннером - мастером производства музыкальных инструментов.

Попытки создать сородича - бас-кларнета - начались в середине этого же века. Самой древней, сохранившейся по сей день является работа двух братьев - Антона и Михаэля по фамилии Майрховеры (примерно 1770 год).

Нынешний вид бас-кларнет получил благодаря Адольфу Саксу (мастеру из Бельгии, знаменитому изобретением саксгорна и саксофона).

Его заслуга заключалась в следующем:

  • улучшил систему самих клапанов;
  • усовершенствовал интонирование (звучание);
  • увеличил диапазон (количество музыкальных ступеней).

В 1836 году состоялся дебют бас-кларнета благодаря Джакомо Мейерберу. Он впервые проявил себя в "Гугеноте" (опере).

Внедрение инструмента в музыкальный свет оказалось успешным, и с XIX столетия он становится участником практически всех симфонических оркестров.

Сольная карьера

В первый дебют инструмента ему довелось сразу же получить свою особую роль: соло на бас-кларнете зазвучало в 5-ом действии.

Его характерной особенностью можно считать необычное плотное и "темное" звучание, которое ценили такие иностранные композиторы:

  • Вагнер, 2-ое действие в опере "Тристан и Изольда";
  • Верди, 3-е действие в опере "Эрнани";
  • Лист, поэма "Тассо";
  • Барток, концерт для оркестра.

Из отечественных:

  • Чайковский, опера "Пиковая дама", балет "Щелкунчик" и симфония "Манфред";
  • Шостакович, симфонии 7, 10, 13 и др.;
  • Стравинский, балет "Весна священная".

В начале XX столетия бас-кларнет внедряется в небольшой состав камерных ансамблей, а со времен авангарда (экспериментальная эпоха) выступает уже в сольной позиции.

Первым сочинением для единоличного исполнения является соната, написанная в 1931 году Отмаром Шеком. Затем его дело продолжили: Кагель, Губайдулина, Екимовский, Карев, Картер и др.

Отдельную роль бас-кларнета можно отметить в жанре джаза. В этом роде музыки духовые инструменты выступают в качестве главных героев, и представить джазовую композицию без их присутствия невозможно.

Одним из знаменитых бас-кларнетистов являлся музыкант Эрик Долфи. В настоящее время известен отечественный исполнитель Николай Рубанов.

Возможности

Изначально по строению и характеристикам бас-кларнет напоминал своего еще одного сородича - бассетгорна, который был создан во второй половине XVIII столетия. Однако бас имел крону в дополнении, которая позволяла ему брать нижнюю ноту "до" (С), наряду с этим клавиша "ре" не существовала (D).

К концу XVIII века инструмент был настроен на си-бемоль и по характеру звучания имел увеличенный диапазон до ля контроктавы. Бас-кларнет можно было сравнить на то время с фаготом - духовым инструментом из дерева, игра на котором осуществляется с помощью "язычка" - особой пластины.

Басовый вид отличается от своего сородича не только тембром, но и внешним строением. У него загнут наверх сам раструб, а также присутствует трубка для соединения, находящаяся между корпусом и мундштуком.

Диапазон бас-кларнета

Широта звучания инструмента включает в себя:

  • Си-бемоль (Hb) контроктавы (предпоследняя октава снизу) до ми-бемоль (Es) 2-ой октавы. Запись нот проводится в скрипичном ключе или в басовом с повышением на один тон.
  • Диапазон от ре (D), но уже большой октавы, и до 1-ой октавы си-бемоля.

На практике

Оркестр нуждается именно в средних и нижних регистровых возможностях бас-кларнета. Это один из фундаментов для духовых инструментов. Однако в сольных выступлениях ему дается возможность показать все свои возможности, включая верхний регистр. Как правило, в симфонических оркестрах используется только один вид инструмента, но бывают ситуации и с присутствием большего количества бас-кларнетов.

Техника воспроизведения практически аналогична игре на кларнете, но в связи с большими размерами имеет меньшую скорость. Однако, несмотря на это, инструменталист должен обладать безупречными техническими навыками.

Ниже представлено фото бас-кларнета в разобранном виде.

Инструмент обладает широким динамическим выбором: от пианиссимо (очень-очень тихо) до мощного звучания фортиссимо (неимоверно громко).

А пришелся ли вам бас-кларнет по вкусу?

Комментарии