Катер "Амур": характеристики, описания, правила эксплуатации, особенности обслуживания и отзывы владельцев
Первое серийное производство советских катеров «Амур», характеристики которых рассмотрим ниже, было начато в 1970 году небольшой партией в 400 экземпляров. Изготовление плавательного средства наладили в Комсомольске-на-Амуре. Основное назначение судна – эксплуатация на пресноводных водоемах и реках. Рабочая разрешенная высота волн – не более 1,2 метра, штормовое волнение – до четырех баллов. В дальнейшем модификация была доработана, появились несколько версий, в том числе и вариант для моря.
Конструкционные особенности
Согласно общим характеристикам катера «Амур», его корпусная часть состоит из дюралюминия у начальных версий и сплава АМг – у поздних вариаций.
Конструкционные особенности:
- Большинство соединений выполнено способом клепки, некоторые швы – сварного типа.
- За непотопляемость и герметичность отсеков отвечает несколько переборок.
- Предусмотрен открытый кокпит, при необходимости закрывающийся складным тентом. Он натягивается при помощи трубного каркаса, вставляемого в специальные разъемы на палубе. Модификация «Амур-2» оборудуется рубкой-убежищем.
- Вместимость пассажиров – пять человек.
- Параметры по длине – 5500 мм.
Форпик судна выполнен герметично, для доступа к этому элементу потребуется применение предусмотренного на палубе люка с плотными фиксаторами. Кокпит оснащен двумя рядами сидений с усиленной конструкцией и мягкой обивкой.
Оснащение
С учетом характеристик катера «Амур», водительское место оборудовано по стандартной схеме. Здесь имеется штурвал и специальные приспособления для дистанционного управления силовым агрегатом. Также имеется щиток с разными приборами, служащими для контроля работы основных узлов. Под крышкой моторного отсека предусмотрено пространство с поддоном для хранения инструментов и небольших элементов экипировки.
В кормовой части находится моторная камера, под пассажирскими сидениями – редуктор, передающий вращения угловой конфигурации. В этом же отсеке размещены следующие элементы:
- Аккумуляторная батарея, питающая стартер и габаритные огни.
- Охлаждающие резервуары для масла и рабочей жидкости.
- Емкость с водой.
- Блок системы охлаждения силовой установки.
Отсек закрывается двумя крышками, которые откидываются в стороны бортов. Плавательное средство в стандартной комплектации управляется при помощи алюминиевого гребного винта диаметром 275 миллиметров и шагом 312 мм. Судно может эксплуатироваться для хождения на веслах. Фиксация элементов осуществляется посредством специальных крепежей по бортам.
Недостатки
Судя по отзывам потребителей и характеристикам катера «Амур», у него отмечается ряд существенных недостатков. Среди них:
- Подверженность при глиссировании ощутимым ударам, в том числе и при малом волнении воды. Подобное поведение способствует появлению дискомфорта и некоторой тревоги у пассажиров. Нередко волны приводят к ослаблению заклепок. Детали необходимо своевременно закреплять, иначе может появиться течь.
- Рекомендуется изменение обводов и повышение килеватости лодки, особенно в носовой части. Такую процедуру своими руками проделать довольно проблематично. Оптимальный вариант снижения воздействия ударной волны – укрепление днища или приобретение модернизированного аналога.
- Выход двигательной конверсии за пределы установленных норм.
- Узел охлаждения имеет один контур, который не справляется в должной мере с поддержанием нормальной температуры эксплуатации судна. Такая проблема чревата образованием коррозийных процессов на металлических частях мотора. В связи с этим владельцы часто проводят тюнинг катера «Амур» и в части охладительной системы.
- Конструкция плавсредства не предусматривает реверсивный ход.
- Для разобщения передаточного момента вала и «движка», используется автомобильная муфта сцепления, не рассчитанная на длительное нахождение в неактивном состоянии. Присутствие подобного узла способствует дополнительной сложности в управлении и дискомфорту водителя.
Преимущества
Судя по отзывам, характеристики катера «Амур» обладают рядом положительных качеств, а именно:
- Довольно современный и продуманный экстерьер.
- Хорошо спланированная «архитектура» и конструкция катера с плавными обводами.
- Неплохая вместительность в плане размещения багажа.
- Надежная работа привода дистанционного управления.
- Грамотная разработка защитного тента.
- Высокий показатель скорости (40 км/ч).
Катер «Амур»: технические характеристики
Расход топлива водомета рассматриваемого судна зависит от загрузки плавсредства. Стоит отметить, что в качестве силовой установки выступает двигатель от автомобиля «Москчич-412». Прочие параметры катера:
- Длина/ширина/высота – 5500/1870/820 мм.
- Показатель осадки по габаритам – 270 мм.
- Вес судна с полным снаряжением без пассажиров – 630 кг.
- Вместимость – пять человек.
- Параметр грузоподъемности – 500 кг.
- Особенности двигателя – использует топливо АИ-92.
- Мощность рабочая – 60 л. с.
- Тип соединения – заклепки и сварка.
- Скоростной порог с нагрузкой – 40 км/ч.
Электродуговая точечная сварка применяется для обустройства палубных и днищевых стрингеров. Толщина обшивки в районе днища составляет до 2,5 миллиметров, в областях пониженной нагрузки – 1,5 мм. Основу поперечного комплекта составляют десять шпангоутов. Для ночлега предназначен раскладной диван и передние сидения. Вдоль обоих бортов предусмотрены багажники для хранения шанцевого инструмента. Топливо заправляется в два одинаковых бака, объем каждого из которых составляет 50 литров.
Охлаждение
Двигатель катера «Амур» имеет одно- или двухконтурную систему охлаждения. Во втором случае используется втягивающий насос, вода после забора направляется по двум векторам. Один поток идет к реверсивному редуктору (для контроля температуры), далее – в выхлопную трубу. Второе направление поступает в рубашку коллектора, радиатор, обеспечивая термическое снижение параметров масла. После этого жидкость поставляется в холодильник, где осуществляется обмен тепла с хладагентом из внутреннего контура. На финише отработка сбрасывается за борт.
Технические характеристики катера «Амур-2»
Ниже приведены основные параметры указанной модификации судна:
- Габаритные размеры – 5620/1830/930 мм.
- Конструкционная осадка – 232 мм.
- Килеватость – 18 градусов.
- Вместимость – 5 чел.
- Показатель грузоподъемности – 500 кг.
- Скорость на полном ходу – 47 км/ч.
- Силовая установка – бензиновый мотор от «Москвича-412».
- Мощность – 60 «лошадок».
- Тип соединения – заклепки.
Обеспечение комфорта
Внутренняя часть каюты оснащена парой мягких сидений, которые, раскладываясь, образуют три спальных места. Также освобождается доступ к рундукам, посредине предусмотрен трансформируемый столик. Длина рубки – 1800 мм, высота – 1150 мм.
Устойчивость судну обеспечивает набор пенопластовых блоков, закрепленных на корпусе, изготовленном из сплава алюминия и магния. Благодаря повышенной устойчивости к коррозийным процессам, плавательное средство можно эксплуатировать в соленой воде. от непогоды пассажиров и груз защищает съемный тент, который монтируется по стандартному принципу, характерному для этой линейки плавательных аппаратов.
«Амур-М»
Основное предназначение указанного водного транспортного средства – прогулочные и туристические путешествия по пресным водоемам и рекам. Допускается максимальная удаленность от береговой зоны до пяти тысяч метров, при высоте волны до 75 сантиметров. По сравнению с первой модификацией лодка получила иные обводы, умеренный показатель килеватости в районе транца и у скулы форштевня.
Характеристики катера «Амур-М»:
- Размеры по длине/ширине/высоте – 5500/1870/820 мм.
- Осадка – 270 мм.
- Вес судна без пассажиров в экипированном состоянии – 630 кг.
- Показатель грузоподъемности – 500 кг.
- Вместимость – пять пассажиров.
- Тип двигателя – автомобильный мотор «Москвич-412», мощностью 60 лошадиных сил.
- Скорость – 40 км/ч.
- Соединение – клепано-сварочный тип.
Версия «Амур-3»
Этот вариант является аналогом 2-й серии. Единственное отличие заключается в увеличении габаритов кокпита за счет демонтажа рубки. Этот момент также повлиял на снижение стоимости судна. Прочие характеристики катера «Амур-3» идентичны предшественнику. Выход на таком плавсредстве допускается по удаленности до трех тысяч метров от берега, при волне высотой не более 1200 мм.
Для улучшения мореходных параметров модификации «Амур-2М» и «Амур-3» оснащены более острыми обводами, обладают повышенным показателем килеватости шпангоутов. В части форштевня скула слегка приподнята. Такое решение дало возможность уменьшить воздействие от ударов волн и нивелировать чрезмерную забрызгиваемость кокпита. Сниженная килеватость в области кормы позволила улучшить гидродинамические показатели с облегчением перехода в режим глиссирования.
Модификация «Амур-Д»
Указанная туристическая вариация отличается от версии «М» наличием движительно-рулевого приспособления в виде Z-образного привода с повторно-откидной колонкой. Корпусная часть сделана из дюралюминия методом клепки и сварки.
Прочие характеристики катера «Амур-Д»:
- Толщина обшивки днища – 2.5 мм.
- Аналогичный показатель настила палубы и бортов – 1,5 мм.
- Элементы корпуса – форпик, моторный отсек, кокпит.
- Поперечный набор – десять шпангоутов.
- Сиденья – два, с возможностью раскладывания в спальные места.
- Резервуары для топлива – пара емкостей общей вместимостью 100 л.
- Скорость – 40 км/ч.
- Габариты – 5500/1870/820 мм.
- Масса – 0,63 т.
Кокпит судна закрывается складным тентом, который в разобранном состоянии укладывается в заднюю часть отсека.
Силовая установка
Двигатель катера «Амур» серии "Д" представляет собой конвертируемую версию мотора «412ДЭ» и поворотно-откидную колонку (ПОК). Агрегат монтируется на трех мягких опорах, соединяется с ПОК при помощи карданного вала.
Параметры силовой установки:
- Тип мотора – четырехтактный карбюраторный двигатель с четырьмя цилиндрами.
- Мощность – 60 л. с.
- Средний расход топлива – 225 г/л с. ч.
- Используемое горючее – АИ-93.
- Оборотистость – 4500 вращений в минуту.
- Дополнительное оснащение – жидкостный и масляный холодильник, усовершенствованный выпускной коллектор, обновленная система смазки.
В процессе охлаждения забортная вода поступает во внешний контур при помощи самовсасывающей помпы. На выходе поток разделяется: одно направление – реверс-редуктор, вторая струя – пространство за рубашкой выпускного коллектора. Теплообменный процесс жидкости внутреннего контура и поступившей воды осуществляется в холодильнике (он сделан единым целым с расширительным бачком). Далее смесь через вентиль прерывного действия направляется за борт.
Что говорят владельцы?
Отзывы о катере «Амур» противоречивы. Особенно это касается первых версий. К недостаткам потребители относят плохую сопротивляемость волне, отсутствие реверсивного хода, ненадежную работу муфты сцепления и охлаждающей системы. Пользователи отмечают, что последующие модификации лишены этих недостатков, имеют оптимальное сочетание стоимости и качества. Большинство владельцев указывают на неплохую вместительность судна, комфортные сиденья, продуманную конструкцию кокпита с возможностью его ограждения при помощи тента, а также красивое внешнее оформление лодки.