Опросник родительского отношения (Варга, Столин). Методика диагностики родительских отношений
Данный опросник представляет собой проверенный поколениями способ, позволяющий выявить родительское отношение к ребенку, наклонности матери или отца к конкретному виду воспитания. Тест позволяет определить меру гармоничности отношений с ребенком, возможные трудности в отношениях и способы их разрешения.
Понятие о родительской позиции в тесте
Родительская позиция в опроснике родительского отношения Варги и Столина понимается в качестве совокупности определенных стереотипов, практикуемых в общении с ребенком. Также к этому понятию относятся и особенности восприятия ребенка, понимания его характера и личности.
Разработан опросник отечественными психологами А. Я. Варгой и В. В. Столиным. Можно встретить и другие названия данного теста. К примеру, «Методика ОРО», «Опросник родительского отношения» и другие.
Материалом для создания данного теста послужили результаты масштабного опроса, проведенного среди 197 родителей здоровых детей. Возраст детей в семьях составлял от 7 до 11 лет. Также принимали участие и 93 семьи, которые обратились за помощью к психологам в Консультативный центр при факультете психологии МГУ.
О создателях теста
Анна Варга в то время впервые за историю СССР вела психологическую консультацию. Прием проводился при том же факультете. Ею было и организовано Общество семейных консультантов и терапевтов. Много лет Анна Варга занималась преподаванием в Ленинском институте. Но при первой же возможности оставила госслужбу и занялась консультированием.
Владимир Викторович Столин – отечественный психолог, а также предприниматель. Под его научным руководством проводилась разработка описываемого теста. В 1970 г. В. В. Столин окончил факультет психологии МГУ. Обладает учебными степенями: профессор, доктор наук. Его кандидатская диссертация была выполнена под руководством А. Н. Леонтьева. В работе исследователь изучал вопросы восприятия пространства.
В 1989 году В. В. Столин основал консалтинговую компанию «Экопси консалтинг». Главное направление ее деятельности – управление человеческими ресурсами, а также мотивационные программы для менеджеров. Исследователь является автором более чем 100 научных работ, включая 3 монографии.
Инструкция
Опросник родительского отношения Варги и Столина содержит в себе 61 вопрос. Отвечать на вопросы необходимо согласием или же несогласием. Предназначен тест для родителей малышей в возрасте от 3 до 10 лет. Данный тест надежен и достаточно точно отображает особенности отношения родителя к ребенку.
Однако следует помнить, что опросник родительского отношения Варги и Столина позволяет выявить только наиболее общие моменты в отношениях с сыном или дочерью. Для того чтобы интерпретировать результаты наиболее точно, необходимо обсудить их с психологом, специализирующимся на семейных отношениях. Но и это еще не все.
Участники опросника родительского отношения должны давать исключительно правдивые ответы. Это позволит получить наиболее точный результат в тестировании. Ответы на вопросы записываются, а затем результаты подсчитываются по каждой шкале.
Вопросы
Тест состоит из следующих вопросов:
- Я всегда испытываю сочувствие к моему малышу.
- Мой долг – быть осведомленным о том, что он думает.
- На мой взгляд, поведение моего ребенка существенно отклоняется от нормы.
- Детей следует держать подальше от реальных жизненных трудностей, так как они могут травмировать их.
- Я испытываю искреннее чувство симпатии по отношению к моему ребенку.
- Я уважаю свое чадо.
- Нормальные родители должны ограждать ребенка от трудностей повседневной жизни.
- Нужно признать, что мой сын (моя дочь) нередко вызывает у меня раздражение.
- Я всегда стремлюсь помочь моему ребенку.
- Иногда бывает и так, что строгое, недоброе отношение идет ребенку на пользу.
- По отношению к нему я постоянно испытываю разочарование.
- Кто-кто, а мой ребенок вряд ли в этом мире добьется успеха.
- На мой взгляд, другие дети любят потешаться над моим сыном (дочерью).
- Иногда мое чадо творит такое, за что можно только отругать.
- В психологическом развитии мое чадо не догоняет сверстников.
- Он (она) намеренно выводит меня из себя.
- Мой ребенок, подобно губке, впитывает в себя только плохое.
- Как ни старайся, а моего ребенка крайне сложно научить хорошим манерам.
- Детей надо с самого мальства держать в жестких рамках. Только в таком случае из них смогут вырасти хорошие люди.
- Мне нравится, когда друзья моего ребенка приходят в гости.
- Я с удовольствием участвую в играх моего сына (дочери).
- Все дурное мой ребенок схватывает на лету.
- Мое чадо вряд ли добьется в жизни существенных высот.
- Когда мои знакомые говорят о своих детях, в душе мне становится неловко, что мой ребенок не так умен и талантлив.
- Я часто жалею свое чадо.
- В сравнении с другими детьми мой ребенок намного менее умен и воспитан.
- Мне нравится проводить с ребенком выходные и вечера.
- Я нередко сожалею о том, что скоро мой ребенок повзрослеет, и с нежностью вспоминаю те времена, когда он был еще младенцем.
- Нередко я ловлю себя на мысли, что ненавижу ребенка.
- Я мечтаю, чтобы мой ребенок смог достичь успеха в тех сферах, в которых мечтал реализоваться я сам.
- Родители должны и быть строгими к ребенку, и относиться к нему с уважением.
- Я стремлюсь исполнять все мечты моего ребенка.
- Во время принятия решений в семье нужно учитывать мнение сына (дочери).
- Мне интересна жизнь моего чада.
- В своих претензиях мой ребенок часто бывает по-своему прав.
- Дети очень рано понимают, что и родители делают ошибки.
- Я считаюсь с моим ребенком.
- По отношению к моему чаду я испытываю дружеские чувства.
- Причины, по которым мой ребенок капризничает – это самовлюбленность, лень и упрямство.
- В отпуске с ребенком невозможно отдохнуть по-человечески.
- Главное, чтобы у моего чада детство было спокойным и счастливым.
- Нередко мне кажется, что мой ребенок совершенно неспособен ни на что дельное.
- Мне тоже интересны хобби моего ребенка.
- Мое чадо кого угодно может вывести из равновесия.
- Огорчения моего сына (дочери) мне близки, я их понимаю.
- Нередко мой ребенок вызывает во мне агрессию.
- Воспитание детей – это одна нервотрепка.
- Дисциплина с ранних лет развивает характер.
- Я не доверяю своему чаду.
- За строгое воспитание уже взрослые дети всегда благодарны родителям.
- Иногда кажется, что я испытываю только ненависть к нему (ней).
- В моем ребенке больше минусов, нежели плюсов.
- Хобби моего ребенка вызывают интерес и у меня.
- Мое чадо ничего не может сделать как следует.
- Он (она) вырастет неприспособленным к реальной жизни.
- Я люблю ребенка таким, какой он есть.
- Я стараюсь тщательно следить за здоровьем моего ребенка.
- Мой сын (дочь) вызывает у меня восхищение.
- У ребенка не должно быть своих секретов от родителей.
- Я невысокого мнения о талантах моего чада, и не скрываю этого.
- Водить дружбу ребенок должен с теми детьми, которых одобряют его родители.
Обработка результатов теста-опросника родительского отношения
Состоит тест из пяти шкал. За каждый из полученных положительных ответов испытуемому начисляется 1 балл. За ответ «нет» - 0 баллов. Если перед номером вопроса стоит знак «-», то, наоборот, за ответ «нет» за данный вопрос начисляется 1 балл, а за ответ «да» - 0 баллов.
- Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
- Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
- Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
- Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
- Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
Описание шкал: «Принятие-отвержение»
Высокими считаются баллы по первой шкале опросника родительского отношения Варги и Столина – «Принятие – отвержение», начиная от 24 и до 33. Это указывает на то, что у тестируемого сложилось положительное отношение к своему малышу. Взрослый не отвергает ребенка даже в том случае, если у чада есть очевидные недостатки. Он также способен хвалить чадо за достижения, что позволяет ребенку чувствовать себя любимым вне зависимости от своих действий. Низкие баллы – от 0 до 8 – указывают на негатив по отношению к ребенку.
Данная шкала в методике диагностики родительских отношений позволяет оценить общее эмоциональное отношение к ребенку. На одном из полюсов родитель любит и принимает ребенка таким, какой он есть. Мать или отец уважает неповторимую личность ребенка, испытывает к нему симпатию. На другом полюсе данной шкалы чадо всегда представляет плохим. Родитель думает, что ребенок не сможет добиться жизненного успеха по причине наличия дурных склонностей.
«Кооперация»
Данная шкала обнажает желательный образ отношения матери или отца к ребенку. Родитель заинтересован в делах ребенка, всеми силами старается помочь малышу. Умственные и творческие способности оцениваются высоко. Инициатива поощряется родителем, общение происходит практически на равных.
Высокие показатели по шкале «Кооперация» - 7-8 баллов. Это говорит о том, что родитель интересуется жизнью ребенка, хорошо оценивает его способности. Низкие показатели говорят о том, что из родителя вряд ли получится хороший педагог.
Шкала «Симбиоз»
Отражает дистанцию в общении. Если по данной шкале баллы высоки, то можно считать, что мать или отец стремится к психологическому слиянию с ребенком. Он чувствует себя с чадом единым целым, стремится удовлетворить любые его потребности.
Статистические показатели опросника родительского отношения в 6-7 баллов по шкале «Симбиоз» считаются достаточно высокими. В таком случае родитель не способен выстроить психологической дистанции между собой и ребенком. А небольшие цифры – 1-2 балла – указывают на большую дистанцированность родителя от ребенка.
Шкала «Контроль»
Отражает уровень контроля поведения ребенка. Если показатели по данной шкале высоки, то в поведении родителя просматривается авторитаризм. От чада требуется безоговорочное послушание. За любые проявления своеволия чадо наказывают.
Высокие показатели по шкале «Контроль» - 6-7 баллов – говорят о том, что родитель ведет себя чересчур авторитарно по отношению к своему чаду. Он постоянно требует от него безоговорочного послушания. Низкими считаются показатели 1-2 балла. В таком случае контроль за действиями ребенка практически не осуществляется.
Шкала «Маленький неудачник»
Позволяет оценить особенности воспитания родителем. Если по данной шкале баллы высоки, родитель чрезмерно инфантилизирует ребенка. Мать или отец уверены, что их дитя никогда психологически не повзрослеет и не станет достойным членом общества. Ребенок представляется родителю совершенно неприспособленным к внешнему миру.
Что касается результатов шкалы «Маленький неудачник», то здесь высокими считаются цифры 7-8 баллов. В таком случае мать или отец действительно расценивают своего ребенка как мало на что способного. А низкие показатели, напротив, свидетельствуют о вере родителя в силы чада. Такие матери и отцы могут стать хорошими учителями и воспитателями.
Данный тест может широко использоваться как психологами и педагогами, так и для самодиагностики. При чрезвычайно низких показателях авторитарности, психологического слияния или же непринятия ребенка рекомендуется обратиться к специалисту за консультацией.