Игротерапия для дошкольников: цели, методы и средства

Игра у детей всегда связана с яркими эмоциями. Ребенок, чувствуя себя свободным, раскрывает свои представления о реальности. Но часто в ней присутствуют страхи, переживания и комплексы, с которыми сложно справиться маленькому человеку. Игротерапия поможет выявить проблему, найти причины и мягко устранить.

Роль игры в жизни ребенка

Чтобы понять детей и найти правильный подход, нужно увидеть мир их глазами, ведь так часто взрослые воспринимают малышей своей уменьшенной копией! Но люди старшего возраста способны выразить мысли словами, а для дошкольников, особенно самых маленьких, это умение недоступно. Пока их язык – игра. И именно на нем они рассказывают о тревогах, радостях и мыслях.

Нет необходимости заставлять или учить детей играть. Все происходит спонтанно, с удовольствием, без какой-либо цели - это абсолютно естественный процесс. Но это не только развлечение, а также способ, с помощью которого малыши начинают знакомиться с окружающим миром и учатся в нем жить.

Что такое игротерапия

Для дошкольников – это один из эффективных методов работы. Именно игры и игрушки оказываются инструментами разрешения конфликтов и выражения чувств. С ними связаны моменты жизни, когда малыш чувствует себя в безопасности и может контролировать собственную жизнь. Манипулируя ими, дети более точно выражают отношение к ровесникам, взрослым или событиям.

Малыш начинает лучше разбираться в своих чувствах, учится принимать решения, повышает самооценку и практикует навыки общения. Игротерапия у дошкольников – это и физическая активность. Через игру они расходуют энергию, учатся взаимодействовать с окружающими.

Результаты и возможности

Игротерапией успешно корректируются:

  • агрессивность и тревожность;
  • страхи и низкая самооценка;
  • проблемы с обучением и коммуникацией;
  • сверхэмоциональное напряжение и переживания личного характера (несчастные случаи, развод родителей и другие).

Благодаря терапии игрой можно добиться того, что ребенок:

  • научится справляться с психологическими травмами и текущими проблемами;
  • получит возможность выразить и преодолеть накопленные эмоциональные переживания и трудности;
  • станет более уверенным, спокойным и доброжелательным;
  • сможет выражать эмоции правильным способом.

Как проходят консультации

Игротерапия для дошкольников проводится в присутствии психолога или педагога. Он направляет ребенка, акцентируя проблему, или помогает решить ее самостоятельно. Иногда во время сеанса выявляются проблемы, которых взрослые не замечали до настоящего момента.

На консультациях нередко присутствуют и родители - этот момент особенно важен тревожным или застенчивым детям.

С чего начинать игру

Есть несколько особых моментов и, чтобы получить максимум пользы, их нужно соблюдать.

Самое важное – уважать личность малыша. Учитывать его желания, не заставлять играть в то, что ему не хочется. Потому игра должна быть естественной и проходить в приятной атмосфере уважения и доверия друг к другу. В процессе обязательно наблюдать за ребенком и его эмоциональной нагрузкой. Нельзя допустить переутомления!

Участие взрослого в игротерапии

  1. Активное. Организатором является игротерапевт. Например, он предлагает выбрать игрушки, которые вызывают ассоциации с тревогой или страхом. После разыгрывается проблемная ситуация, в которой дошкольник проявляет себя. Игра идет по заранее составленному плану с четким распределением ролей. В результате создаются конфликтные моменты, а ребенок успешно решает их.
  2. Пассивное. Терапевт не направляет игру и не участвует в ней. Ведущая роль предоставляется ребенку, который проигрывает ситуацию. Конечно, в результате он самостоятельно приходит к решению проблемы, ведь когда проблему можно увидеть со стороны, то и решение дается легче. Цель участия взрослого в упражнениях игротерапии для дошкольников – дать детям оставаться собой, благодаря чему возможно их самовыражение, освобождение от страхов и эмоционального напряжения.

Групповая и индивидуальная игротерапия

Каждый из вариантов призван решить свои задачи.

Групповая форма помогает каждому ребенку оставаться собой, параллельно выстраивая отношения со взрослым и остальными участниками. Наиболее эффективна работа в группе из 5-8 человек примерно одного возраста.

Особенность подхода в том, что оценивается не группа в целом, а каждая личность отдельно. Дети наблюдают друг за другом, стремятся участвовать в игре, примеряя на себя различные роли. Они получают свободу и самостоятельно оценивают свое поведение и возможности.

Такой вариант игротерапии для дошкольников является наиболее предпочтительным, поскольку в нем отсутствуют общие задачи, но важны отношения участников друг с другом.

Индивидуальная форма применяется, если у малыша отсутствует потребность в общении со сверстниками или он находится в стрессовом состоянии. Эффективно проводить ее в присутствии родителей, чтобы помочь им наладить отношения с ребенком, совершенствовать их, а также понять и принять его.

При индивидуальной работе игротерапевт взаимодействует с дошкольником. Отказ от доминирования, ограничений, оценивания, любого вида агрессии или вмешательства поможет установить с ребенком дружеские отношения, а он, почувствовав себя свободнее, сможет более четко выразить свои чувства и эмоции.

Родители, поняв принцип, смогут подключиться позже или дома.

Примеры занятий в групповой и индивидуальной форме

Упражнения и игры для игротерапии дошкольников могут быть направлены на коррекцию различных проблем.

Например, для приобретения опыта сотрудничества отлично подойдет задание „Построим домик”. Используют картонные коробки, краски, ножницы, клей. Совместное занятие в группе предполагает распределить роли, а дело по силам найдется для каждого.

Чтобы выстроить доброжелательные взаимоотношения, можно поиграть в „Комплимент”. Дети ходят по залу, а сталкиваясь, говорят друг другу приятные слова, глядя в глаза. Позже добавляются рукопожатия или объятия.

Для создания сплоченности группы подойдет задание „Паутина”. Участники садятся по кругу. Взрослый, сообщив какую-либо интересную деталь о себе, зажимает край нити в руках и передает клубок ребенку напротив. Тот должен назвать имя и/или рассказать про себя.

Так, в результате бросания нити из рук в руки, получается запутанная паутина. Распутывая, каждый передает клубок в обратном порядке, называя следующего участника. Завершая, можно обсудить, чья история понравилась больше или произвела впечатление.

Индивидуальные игры для игротерапии дошкольников не менее эффективны. Например, ребенку предлагается обвести руку и на каждом пальце написать качество, которое в себе нравится. На месте ладони добавить, что не нравится. Упражнение дает возможность лучше понять себя, а терапевту – проблему, с которой продолжит работать.

Домашняя игротерапия

Родители нередко задаются вопросом о том, возможно ли использование дома игротерапии для дошкольников. Упражнения и игры абсолютно реально подобрать и в этом случае. В привычной обстановке ребенок чувствует себя максимально расслабленным, и сеанс окажется более действенным.

Можно попросить ребенка изобразить членов семьи. При этом важны использованные цвета, расположение людей, появление посторонних или отсутствующие близкие. Обсуждение рисунка поможет понять переживания.

Психологи приводят множество примеров, когда благодаря такому способу удалось предотвратить множество проблем и сгладить конфликты в семье. Например, девочка рисовала одного из родителей маленького размера и в стороне от других. Оказалось, она не чувствовала любви и поддержки этого близкого человека.

Или мальчик изображал девочку без рук. Когда выяснилось, что его постоянно обижает старшая сестра, родители сумели немедленно отреагировать. Многие проблемы „вырастают” в семье, и никогда не поздно заняться их решением.

Доступна в домашних условиях и ролевая игра. В ней несложно определить, что нравится ребенку, а что пугает или беспокоит. Например, если куклы или прочие герои дружат, находятся в отличном настроении, как правило, его ничего не беспокоит. В случае если на протяжении игры у игрушек между собой часто возникают конфликты, скорее всего, придется искать проблему в реальной жизни. Можно задавать ребенку наводящие вопросы, чтобы узнать о нем больше. К примеру - что любит делать эта кукла? Что для нее самое вкусное? Чего она боится?

Доступные совместные занятия помогают создать эмоциональную близость, успокоить малыша и развеять его тревоги.

Может ли игра научить общаться?

Многие родители и педагоги отмечают, что современным детям становится все сложнее найти общий язык друг с другом. В результате они не могут выстраивать отношения, чаще ссорятся и замыкаются в себе.

Общие интересы, задания, совместные действия способствуют возникновению гармоничных отношений между сверстниками. Для этого важно уметь выражать собственное состояние словами, мимикой, жестами, а также распознавать эмоции окружающих.

К сожалению, не всегда ребенку удается с легкостью овладеть навыками коммуникативной компетентности. Недостаточное развитие подобных умений может стать барьером для свободного общения и познавательной деятельности, что замедлит развитие ребенка как личности.

Скорректировать проблему возможно средствами игротерапии. Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников происходит благодаря совместным занятиям. Дети легко начинают общаться, развивая речь и получая новые навыки.

Основные приемы включают объединение детей и создание доброжелательной обстановки вокруг них. Все предполагаемые игры строятся не на соперничестве, а на отношениях партнерства: хороводы, игры-забавы. Например, интересна игра „Секретик”, когда ведущий раздает каждому из волшебного сундучка маленький секретик (мелкую игрушку, бусину, красивый камушек), который нельзя показывать другим. Дети ходят и уговаривают друг друга показать свою „драгоценность”. Взрослый помогает, но в игре у участников просыпается фантазия и они пытаются найти общий язык и подходящие слова и доводы.

В игре „Рукавички” ведущий раскладывает несколько пар черно-белых бумажных рукавичек, а дети должны найти „свою пару”, а потом вместе раскрасить одинаково. Игроки, справившиеся первыми, побеждают. Участникам предстоит найти похожую деталь и договориться, какие цвета выбрать.

В игротерапии для дошкольников подобные задания помогают найти новые способы устанавливать контакты и партнерские отношения, а также получать удовольствие от общения. В дальнейшем такие умения пригодятся, чтобы жить комфортно в обществе людей, легко понимать других и самому быть понятым.

Для детей любого возраста и с любой проблемой, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, можно подобрать подходящие занятия.

Методы игротерапии

Для успешного достижения целей используются кукольные театры, подвижные игры, песочные столы. Одним из самых новых является такой метод игротерапии дошкольников, как настольная игра. Важны все этапы, начиная от подготовки. Например, для агрессивных детей будет полезно участвовать в ее создании – они придумывают правила, рисуют отдельные элементы, а замкнутые дошкольники уже на этапе подготовки включаются в игру.

Для развития коммуникации дошкольников с ОВЗ игротерапия также предполагается использование настольных игр. Они привлекают детей красочностью, способствуют формированию произвольного внимания, учат соблюдать правила. Можно немного усложнять игру, чтобы тренировать навыки счета, чтения, распознавания образов или цветов.

Поле представляет собой игру-ходилку с разноцветными кружками, каждый из которых предполает задание определенного вида (комплименты участникам, продолжить фразу или закончить короткий рассказ, загадать и изобразить с помощью мимики действие).

Песочная игротерапия

Простое, на первый взгляд, развлечение превратилось в эффективный терапевтический метод. Детские творения из песка связаны с их внутренним миром и переживаниями.

Песочная игротерапия, как форма здоровьесбережения дошкольников, полезна для снятия мышечного и эмоционального напряжения, развития тактильной чувствительности и зрительно-моторной координации. Занятия с песком – увлекательнейший процесс, пробуждающий к творчеству, расслабляющий и вдохновляющий.

С помощью различных мелких фигурок ребенок инсценирует ситуации, которые его волнуют, освобождается от внутреннего напряжения или раздражения. Главная задача психолога - построить доверительный контакт, чтобы стать частью игры и создать диалог. На следующем этапе, совместно, попытаться помочь справиться с проблемой.

Фигурки, природные материалы, любимые игрушки – это не только отражение мира ребенка, но и мостик, который поможет проникнуть в его внутреннее „Я”.

Для песочных занятий предлагается богатый выбор фигурок – герои сказок, люди различных профессий, животные и птицы, транспорт, мебель и многое другое. Другими словами – это мир малыша в миниатюре, который живет по его законам.

Возможности песочной игротерапии с дошкольниками позволяют создавать бесконечные сюжеты, поскольку песок – чудесный материал, через который психологическая помощь имеет заметный эффект. Подобные занятия нравятся детям, оказывая на их организм оздоравливающее действие.

Комментарии