Царица савская: наследие легендарной правительницы

Легендарная царица Савская, чей образ вдохновлял поколения художников и писателей. Рассказ о тайнах и загадках этой необычной правительницы.

Источники легенды о царице Савской

Образ царицы Савской восходит к библейскому упоминанию о ее визите к царю Соломону в Иерусалим. Согласно Третьей книге Царств, царица прибыла, чтобы «испытать его загадками» и преподнесла ему богатые дары - 120 талантов золота, драгоценные камни и пряности (3Цар.10:1-10). Этот эпизод пересказан и во Второй книге Паралипоменон (2Пар.9:1-12).

Впоследствии легенда о царице Савской развивалась в иудейских, арабских и эфиопских преданиях. В иудейской традиции появляются подробные рассказы о ее загадках, чудесных ногах и даже о любовной связи с Соломоном.

Эфиопские легенды повествуют о сыне царицы Савской Менелике, который вывез из Иерусалима Ковчег Завета и основал новую династию в Эфиопии. Ассирийские хроники VIII-VII вв. до н.э. подтверждают существование аравийских цариц. Археологические раскопки в Йемене обнаружили дворец царицы и храм богини Балкис, отождествляемой с Савской.

Возможное историческое происхождение

Существует несколько версий происхождения царицы Савской.

  • Южная Аравия (царство Саба). Подтверждается археологическими данными.
  • Северная Аравия. Гипотеза ряда исследователей.
  • Древний Египет. Отождествление с фараонами Хатшепсут или Нитокрис по И. Великовскому.

Также высказывались предположения о параллелях между царицей Савской и другими историческими личностями:

  1. Зенобия, царица Пальмиры (III в. н.э.)
  2. Семирамида, легендарная ассирийская царица (IX в. до н.э.)

По одной из версий, визит царицы Савской был торговой миссией, связанной с развитием караванной торговли между Южной Аравией, Сирией и Израилем в X-IX вв. до н.э.

Образ царицы в иудаизме и исламе

В поздних иудейских источниках образ царицы постепенно демонизируется. Появляется мотив греховной связи с Соломоном, от которой рождается Навуходоносор - разрушитель Первого Иерусалимского Храма.

Согласно преданию, царица пробыла с Соломоном девять месяцев, и через некоторое время после отъезда родила сына по имени Байна-Лехем («Сын Мудреца»).

В некоторых легендах царицу Савскую испытывают волосатыми ногами и стеклянным полом во дворце, чтобы проверить ее демоническую сущность.

Так формируется образ коварной чародейки, прибывшей поставить под сомнение мудрость Соломона и божественный порядок.

Христианские легенды о царице Савской

В христианской традиции царица Савская отождествляется с Церковью Христовой. Ее визит к Соломону рассматривается как прообраз поклонения волхвов младенцу Иисусу.

Согласно легендам, царица молилась перед Животворящим Древом Креста. Она также отождествлялась с пророчицей Сивиллой, предсказавшей рождение Христа.

«Как царица Савская пришла в Иерусалим послушать мудрости Соломона, так и волхвы пришли ко Христу, который есть Божия премудрость», - писал Иероним Стридонский.

Почитание царицы Савской было особенно распространено в Эфиопии, где ее считали родоначальницей царской династии.

Образ царицы в литературе

Литературные произведения разных эпох обогащали легенду о царице Савской новыми деталями.

В иудейских источниках подробно описываются загадки, которые она задавала царю Соломону. Например, о молодых и старых, о садах и детях.

Арабские сказания вводят мотив любовной связи царицы и Соломона. Персидские поэты Низами и Джами воспевают ее красоту и мудрость. У Данте в «Божественной комедии» она символизирует созерцательную жизнь.

Боккаччо включил царицу Савскую в сочинение «О знаменитых женщинах», назвав ее Никаулой. Английский поэт Джон Мильтон упоминает ее в поэме «Потерянный рай».

Так образ царицы обогатился поэтическими красками и философскими толкованиями.

Изображения царицы Савской в искусстве

Образ царицы Савской получил широкое распространение в изобразительном искусстве.

В Средневековье и эпоху Возрождения популярен сюжет «Встречи царя Соломона с царицей Савской». Царица изображалась преклоняющей колени перед Соломоном на троне.

Яркие образы царицы созданы во фресках Пьеро делла Франческа и на полотнах Тинторетто, Веронезе, Рубенса.

В искусстве барокко и классицизма ее часто изображали в окружении пышной свиты с дарами. В XIX веке появляются романтические образы царицы в восточных нарядах.

В современном искусстве образ царицы воплощает темы женской мудрости, таинственности Востока, роскоши и власти.

Так художники разных эпох претворяли легенду о царице Савской в яркие произведения искусства.

Атрибуты царицы Савской в искусстве

Художников вдохновляли загадочные атрибуты царицы Савской.

  • Таинственные ноги, поросшие шерстью или имевшие копыта.
  • Прозвище «Королева Гусиная Лапа» в европейском фольклоре.
  • Приношение богатых даров царю Соломону.
  • Экзотические восточные наряды и украшения.

Эти необычные детали вошли в произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства. Они придают образу царицы таинственность и символическое значение.

Места, связанные с царицей Савской

С именем царицы Савской связаны различные географические объекты.

  1. Ее дворец в Марибе (Йемен).
  2. Храм богини Балкис в Марибе, раскопанный археологами.
  3. Города Северной Аравии, возможное место происхождения.
  4. Иерусалим, куда совершался легендарный визит.

Путешественники и археологи по сей день пытаются разгадать тайны этих мест, связанных с загадочной царицей.

Таким образом, в первых частях статьи представлены различные аспекты легенды о царице Савской - источники, исторические версии, образ в религиях и культуре. Статья написана с использованием цитат, списков, отрывков из литературных внимания читателей.

Наследие царицы Савской сегодня

Образ легендарной правительницы до сих пор жив в культуре.

  • В Эфиопии в XX веке был учрежден Орден Царицы Савской, которым награждались члены королевских семей и государственные деятели разных стран.
  • Царица Савская упоминается в литературе, кинофильмах, компьютерных играх.
  • Она остается символом Эфиопии и Йемена, изображается на монетах и почтовых марках.
  • Археологи продолжают поиски ее дворца и сокровищ в Йемене.

Так образ царицы Савской вдохновлял поколения и не теряет актуальности в наши дни.

Царица Савская: реальность или миф

Среди историков нет единого мнения о реальности существования царицы Савской.

С одной стороны, она могла быть основана на исторических прототипах:

  • Правительница царства Саба в Южной Аравии.
  • Египетские фараоны Хатшепсут или Нитокрис.
  • Царица Пальмиры Зенобия.

С другой стороны, образ царицы несет большую символическую нагрузку:

  1. Олицетворяет мудрость, богатство, власть.
  2. Воплощает стремление к знаниям, познанию мира.
  3. Символизирует признание языческими народами монотеистических религий.

Поэтому легенда о царице Савской будет жить в веках, вдохновляя новые поколения своей загадочностью и глубинным смыслом.

Наследие царицы Савской в искусстве Нового времени

Необычный образ царицы Савской продолжал вдохновлять художников в последующие века.

В эпоху Просвещения появляются изображения царицы как олицетворения Африки или Азии, преклоняющихся перед европейской цивилизацией. Она становится символом экзотики и таинственности Востока.

Романтики XIX века создают образ царицы Савской как вольнолюбивой восточной красавицы. Ее изображают в окружении пальм, верблюдов, роскошных тканей.

В XX веке появляются модернистские и постмодернистские трактовки этого персонажа. Царица Савская становится символом женской силы и независимости.

Царица Савская в музыке и танце

Образ легендарной правительницы вдохновлял и композиторов.

Гендель написал оперу «Соломон», где одну из главных партий исполняет царица Савская. В балете Сен-Санса «Видение царицы Савской» она предстает в галлюцинациях царя Соломона.

Экзотические восточные танцы, посвященные царице Савской, вошли в репертуар артистов бродвейских ревю и кабаре.

Так музыка и хореография открыли новые грани образа легендарной правительницы.

Царица Савская в киноискусстве

Яркий женский образ царицы Савской привлекал и кинематограф.

В немом фильме Бетти Блайт «Королева Савы» (1921) она предстает femme fatale, соблазняющей царя Соломона.

Царица появляется в таких фильмах, как «Соломон и царица Савская» (1959) и «Великолепная афера» (1973) с Одри Хепберн.

Недавние экранизации - «Царица Савская» (2014) и сериал «Царство» (2020) - исследуют тему женского лидерства и власти.

Царица Савская и феминизм

Сегодня образ легендарной правительницы приобретает новое феминистское звучание.

Царица Савская воспринимается как символ женской силы, ума и независимости. Она путешествует в одиночку, проверяет на мудрость великого царя, правит своим народом.

Современные переосмысления этого образа подчеркивают равенство полов, критику патриархата, право женщины на власть и знания.

Так древняя легенда обретает новое феминистское звучание в эпоху борьбы за права женщин.

Комментарии