Регламент переговоров при маневровой работе. Инструкция по движению поездов и маневровой работе
Действующий ныне регламент переговоров при маневровой работе пришел на смену устаревшему регламенту (от 1999 года) и был введен в действие приказом министра путей сообщения от 26 сентября 2003 года Морозовым. В соответствии с действующим законодательством, начальники отделений железной дороги Российской Федерации, равно как и начальники железной дороги, обязаны приводить всю служебную документацию к соответствующему новому регламенту виду. Заместители начальников железных дорог обязаны контролировать выполнение регламента сотрудниками и служащими.
Регламент переговоров при маневровой работе: общие положения
Упомянутым документом определяется последовательность действий и переговоров экипажа поезда (машинист и его помощник) или иного транспортного железнодорожного средства, а также порядок радиопереговоров экипажа поезда с сотрудниками транспортного хозяйства. Переговоры осуществляются при производстве маневровых работ на станции и при движении состава транзитом через транспортный узел.
Выполнение всех положений Регламента строго обязательно для всех сотрудников железной дороги, чья деятельность связана с организационной работой и обеспечением безопасной эксплуатации транспортного хозяйства.
Общие положения о маневровых работах
Любой маневр, как в пределах железнодорожной станции, так и вне ее, должен осуществляться по заранее составленному плану. Подача вагонов и формирование составов, перевалка грузов и посадка (высадка) пассажиров планируются соответствующими логистическими подразделениями железной дороги. Существует определенный порядок маневровой работы, который не может нарушаться и обязателен к выполнению всеми должностными лицами и служащими железной дороги.
Крупные железнодорожные узлы делятся на районы, за которыми закреплены дежурные маневровые локомотивы. Данные тягачи должны быть в идеальном и технически исправном состоянии, с рабочими сигнальными и габаритными огнями, с радиостанцией.
Практически вся сеть железных дорог Российской Федерации прошла модернизацию, стрелки в основном переключаются оператором с централизованного пульта управления в автоматическом режиме. Однако на некоторых отдаленных станциях движение поездов до сих пор регулируется дежурным сотрудником, который вручную переключает стрелки. Прежде чем переключить направление дороги, ответственный сотрудник должен убедиться в том, что путь не занят другим составом. Несоблюдение мер предосторожности грозит катастрофой и может обойтись жертвами среди людей.
Ответственность за планирование маневровых работ возлагается на дежурного по станции. На него же, а также на машиниста и его помощника возлагается ответственность за проведение работ и обеспечение бесперебойного движения поездов.
В тех случаях, когда видимость ограничена плохими погодными условиями, все маневры должны осуществляться с особой осторожностью и повышенным вниманием всех без исключения сотрудников.
Работа всего вспомогательного транспорта курируется начальником соответствующей службы. Любое перемещение таких локомотивов должно проходить согласование с диспетчером и дежурным по станции.
Для проведения работ по составлению вагонов и подсоединению коммуникаций (в том числе тормозных рукавов) привлекаются соответствующие бригады. А вот присоединение и отсоединение коммуникаций к локомотиву входит в обязанности экипажа (бригады) тягача.
Руководство маневровыми работами
Право отдавать приказ (указание) на проведение маневровых работ имеет только одно лицо – дежурный по железнодорожной станции. В некоторых случаях (при наличии соответствующего распоряжения вышестоящего руководства) правом отдавать подобные распоряжения могут наделяться диспетчер маневровых работ либо дежурный по сортировочному отделу.
Сами работы осуществляются составителем. На многих крупных узлах железной дороги составителю выделяется помощник. Это позволяет более оперативно формировать составы и минимизировать нежелательные простои подвижного состава.
Нередко бывают ситуации, когда в ходе маневров приходится по тем или иным причинам отступать от заранее намеченного плана. Ведь обстоятельства в реальной жизни бывают самые разные. В таком случае о внесенных изменениях незамедлительно должны быть проинформированы все сотрудники и участники этого сложного процесса. История знает множество случаев, когда самовольство работников на местах обернулось гибелью людей и крупными авариями.
Любые передвижения локомотива, осуществляющего маневровые работы, допускаются лишь при прямом указании на то дежурного по станции. Причем дежурный, прежде чем дать разрешение на передвижение, обязан согласовать все действия с дежурным станции, на которую отправляется состав.
Перед тем как заступить на дежурство, составитель обязан ознакомиться с расстановкой подвижного состава на вверенном ему участке пути и выслушать своего сменщика, лично убедиться в надежности крепления составов. В любом случае, даже если все идеально, составитель обязан доложить обстановку дежурному по железнодорожной станции.
Служащий, руководящий маневровыми работами на железной дороге, перед осуществлением любых действий обязан лично убедиться в том, что сотрудники, участвующие в работах, в полном составе находятся на посту. Также руководитель должен ознакомить весь персонал, который планируется задействовать, с подробным планом предстоящих работ, лично убедиться в отсутствии препятствий для передвижения составов.
Обязанности руководителя маневровых работ:
- заблаговременная подача сигналов и указаний для обеспечения безопасности и эффективности работ;
- контролировать и проверять подготовку путей (своевременность и правильность переключения стрелок), подачу сигналов другими задействованными в операции сотрудниками железной дороги;
- при стыковке вагонов должен находиться на специальной подножке (площадка для перехода) крайнего вагона;
- в том случае, если нет возможности находиться на площадке, должен сопровождать движения состава пешим ходом;
- в плохих погодных условиях должен предпринимать дополнительные меры по обеспечению безопасности (подача специальных звуковых и визуальных сигналов при маневровой работе).
Правила стыковки и крепления вагонов
При размещении составов на железнодорожных путях они должны размещаться в установленных границах, которые обозначены специальными столбами. Для предотвращения произвольного скатывания вагонов, которые стоять на пути без локомотива, они должны фиксироваться специальными стопорными устройствами (на сленге обслуживающего персонала – «башмаки»).
Все вагоны, которые стоят на путях и не участвуют в погрузке-разгрузке, должны быть закрыты на замок.
Если предполагается поставить вагоны на длительную стоянку, то угол уклона путей, отведенных под такую стоянку, не может превышать 25 десятитысячных одного градуса. Причем такой путь должен быть изолирован от магистральных путей. Для фиксации вагонов используются башмаки, на которые накатываются колеса.
Скоростные режимы маневров
Скорость при маневровой работе строго регламентирована. Машинисту позволено развивать высокую скорость (25, 40 или 60 километров в час) лишь в том случае, если диспетчер станции дал на то разрешение и подтвердил информацию о том, что пути свободны. Если экипаж маневрового поезда не располагает информацией о свободности путей, то любое, пусть даже самое незначительное его действие должно производиться с особой осторожностью. Скорость при этом должна быть минимальной, чтобы иметь возможность остановиться в любой момент с минимальным тормозным путем.
Скорость в 60 километров в час разрешено развивать одиночным локомотивам при движении по свободным путям и с исправной системой торможения. Причем локомотив должен двигаться впереди вагонов (тянуть их за собой). Если же локомотив толкает вагоны, то скорость движения ограничена 25 километрами в час (и это при условии, что состав перемещается свободным путям).
В тех случаях, когда в вагонах находятся люди, или же осуществляется перевозка негабаритных грузов, допустимый скоростной режим составляет 15 километров в час.
Ну и, наконец, если осуществляется маневр толчками, то скорость движения локомотива не должна превышать пяти километров в час. При этом при подъезде локомотива к вагонам с целью стыковки не допускается развивать скорость более трех километров в час.
Переговоры и действия экипажа перед началом движения
Перед тем как состав тронется со станции (при разрешающем сигнале жд светофора), машинист и его помощник обязаны, в соответствии с Регламентом, провести диалог с сотрудниками станционных служб на предмет готовности и отсутствия препятствий для перемещения состава. Причем диалог должен состояться в любом случае. При этом совершенно неважно, выполняется ли маневровая работа на станциях, или же поезд должен проследовать транзитом без остановки на большой скорости.
В том случае, если на станции к составу были присоединены или отсоединены вагоны, то перед тем, как поезд тронется с места, машинист и его помощник должны провести между собой диалог, в ходе которого они сообщают друг другу о наличии всей необходимой документации и бланка для предупреждений. Кроме того, машинист в обязательном порядке должен убедиться в наличии упомянутой документации, а помощник обязан ее предоставить своему начальнику. В ходе данного диалога, в соответствии с инструкцией по движению поездов и маневровой работе, машинист и его заместитель (помощник машиниста) обязаны также сообщить друг другу об исправности приборов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию оборудования, а также об исправной работе радиостанции, о положении тормоза-ручника, о наличии документации, подтверждающей результаты испытаний тормозной системы состава и свидетельствующей о ее полной исправности, о соответствии нумерации вагонов заявленной в путевой документации, о разрешенной скорости движения на протяжении всего предстоящего участка пути.
Как только поезд тронулся с места, машинист и помощник машиниста обязаны в открытые окна визуально осматривать сам состав и дорожную обстановку на предмет наличия сигналов, запрещающих дальнейшее движение, а также состояние самого состава. В соответствии с действующими правилами, при выполнении маневровых работ разрешается проводить осмотр через зеркала заднего вида, не открываю окон и не выглядывая в них.
Кроме того, помощник должен контролировать правильность подготовки пути со стороны станционных служб. Когда помощник лично убедится в том, что маршрут поезда проложен правильно, он обязан доложить об этом машинисту. Последний, в свою очередь, обязан перепроверить информацию, поступившую от помощника, и подтвердить получение сведений.
Переговоры экипажа при движении поезда
После того как состав проедет станцию, помощник в обязательном порядке сообщает машинисту о скорости (фактической и установленной) на конкретном перегоне. Если на рассматриваемом участке пути установлены какие-либо ограничения по скорости (как временные, так и постоянные), то помощник машиниста локомотива обязан сообщить об этих обстоятельствах машинисту.
Правила движения железнодорожных составов лишь на первый взгляд кажутся предельно простыми. На самом же деле, движение состава регулируется множеством дорожных знаков и жд светофоров. Обо всех обстоятельствах и изменениях в дорожном движении, а также о нетипичных знаках помощник обязан незамедлительно сообщать машинисту. Этого требуют должностная инструкция и регламент переговоров при маневровой работе. Машинист подтверждает принятие и проверку информации повторением слов своего помощника.
Если состав приближается к участку пути, на котором должна проверяться тормозная система поезда, то помощник обязан сообщить своему начальнику о предстоящем испытании. При этом он указывает необходимые параметры испытания: скорость перед торможением, километр пути и так далее.
Кроме всего прочего, в обязательном порядке машинист поезда должен быть проинформирован своим помощником о приближении состава к пересечениям с автомобильными дорогами (переездам), к местам с ограничениями по скорости. Более того, когда состав преодолеваем участки пути, на которые распространяется действие ограничивающих скорость знаков, то помощник машиниста, в соответствии с общепринятыми международными правилами движения поездов, обязан находиться непосредственно на своем рабочем месте.
Внешний осмотр поезда посредством смотровых окон или зеркал заднего вида должен производится не только во время начала движения состава. Такой осмотр машинист со своим помощником обязаны проводить и при преодолении криволинейных участков маршрута поезда.
Когда по встречной железнодорожной ветке движется состав, то помощник машиниста обязан также осматривать и встречный поезд на предмет наличия неисправностей и всевозможных нарушений. Если таковые будут обнаружены, то машинист встречного состава предупреждается по рации о наличии неисправностей и нарушений в работе вверенного ему состава.
Если по ходу движения встречается светофор с горящим желтым сигнальным огнем, то помощник машиниста докладывает об этом и указать допустимую скорость состава.
Помощник машиниста не может покинут кабину управления локомотивом в период перемещения поезда по станции, в моменты снижения скорости (при приближении состава к соответствующему светофору), при проезде строительных сооружений (прежде всего тоннелей и железнодорожных мостов).
Действия и переговоры экипажа поезда при осуществлении маневровой работы
В соответствии с Регламентом переговоров при маневровой работе, машинист обязан сообщать и согласовывать со своим помощником все действия и план маневров. Осуществлять любые действия разрешено лишь при соответствующем распоряжении дежурного железнодорожной станции.
Перед тем как приступить к маневру, помощник должен напомнить машинисту о необходимости осуществить проверку работы и надежности системы вспомогательного торможения. Именно вспомогательный тормоз поезда используется при осуществлении маневровых работ на железной дороге. Испытание предшествует началу маневра. Скорость осуществления маневровых работ не должна превышать пяти километров.
Правила ведения переговоров посредством узла радиосвязи поезда
При необходимости обратиться по радиосвязи к сотруднику железной дороги, произносится его должность. В случае если ответ не последовал, то нужно повторить вызов несколько раз. Если необходимо проинформировать одновременно всех участников, то обращения ведется непосредственно к обозначенной группе лиц. То есть должна последовать команда: «Внимание все!!!»
Человек, к которому обращались, должен представиться и подтвердить, что он на связи. В любом случае участники разговора должны представляться и озвучивать занимаемую должность.
В ответ человек, который инициировал обращение, также представляется (называет свою должность и фамилию) и воспроизводит текст обращения или приказа (в зависимости от конкретного случая).
Работа системы радиосвязи проверяется в обязательном порядке перед каждым отправлением состава со станции жд. Маневровые работы не допускается осуществлять при нарушении в работе радиоузла. Это может привести к аварии и гибели людей.
Подача сигнала о возникновении аварии или неисправности в системе управления
Сигналом о возникновении аварии или существенной неисправности органов управления локомотива служа слова «Внимание! Всем!». Данный сигнал уполномочен посылать как машинист, так и его заместитель. Весь персонал железной дороги (в том числе дежурные по станциям и машинисты других поездов) при данной сигнале должны немедленно прекратить переговоры по рации и внимательно выслушать обращение и принять меры (если это возможно) к устранению возникшей аварии и минимизации ее последствий.
В данной форме производится обращение в случае обнаружения посторонних предметов и повреждения железнодорожного полотна, в случае поломки или неисправности тормозной системы поезда, а также в случае остановки железнодорожного состава в результате схода с рельсов.