Эго-идентичность - это что такое... Понятие, определение, процесс роста и развитие

«Познай самого себя, и ты познаешь мир». Так говорили философы. На протяжении жизни люди задают себе вопросы: «Кто я на самом деле?», «Кем я стану, преодолевая трудности жизни?», «Как меня видят другие?» В 20 веке люди стали больше уделять внимания собственной душе, осознанию своей личности, поэтому в психологии появилось направление Я-концепции, или эго-идентичности. Это определение мало кому известно.

Как ее понимают психологи

Эго-идентичность – это субъективное чувство, когда личность осознает себя внутренне и внешне. Скорее, это понимание цельности своей натуры в процессе роста или падения в разных сферах жизни.

Простыми словами, эго-идентичность - это сочетание человеком социальных ролей на основе образа своей личности и взаимодействия с обществом. То есть кем бы человек ни был в данный момент, например, на работе он врач, дома - муж и отец, это все та же личность.

В то же время эго-идентичность - это защита личности от окружающего влияния. Если у человека цельная натура, то он не попадает под чужое влияние, так как осознает свою индивидуальность.

Эго-идентичность - это развитие человека на протяжении всей жизни. Как правило, оно оканчивается лишь в момент его смерти.

Психоанализ и эго-идентичность

Это понятие впервые применил немецкий психолог Эрик Эриксон. Его работы посвящены теории идентичности личности. Взгляды Эриксона отличались от теорий Фрейда, но они являлись схематичным продолжением основных концепций психоаналитика. Если Зигмунд Фрейд считал, что Эго решает конфликт между инстинктами и моралью, то Эриксон в своих работах показывает, что эго-идентичность – это самостоятельная система, так сказать механизм, который взаимодействует с реальностью при помощи мышления и памяти.

Эриксон уделял важное внимание не только проблемам детства, но и жизни человека, историческим особенностям, в которых развивался индивидуум в социальной сфере.

Также отличие между взглядами Фрейда и Эриксона в том, что первый ограничился лишь влиянием родителей на формирование личности ребенка. Эриксон учитывал культурные особенности, условия, в которых происходит развитие личности.

Не стоит путать психоанализ и идентичность личности. Эго-идентичность - это без психоанализа как такового осознание своей сути, то есть это два совершенно разных направления. В этом и есть ключевое отличие между теориями Эриксона и Фрейда.

Стадии развития

Эриксон выделил 8 стадий развития эго-идентичности, через которые проходит каждый человек. Они наступают в определенное время. При переходе на новую ступень человек переживает кризис, который означает, что он достиг психологической зрелости в своем возрасте. Кризис разрешается положительно или отрицательно. При позитивном разрешении конфликта Эго обретает новые навыки, и тогда личность здорова. Для позитивного преодоления кризиса близкие люди должны помогать человеку переходить на новую стадию.

Стадия Возраст Психологический кризис Развивающаяся сторона Личности
Младенчество От рождения до 1 года Доверие - недоверие Надежда
Раннее детство 1-3 года Самостоятельность - стыд и сомнение Сила воли
Возраст игры 3-6 лет Инициативность - вина Цель
Школьный возраст 6-12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность
Юность 12-19 лет Эго-идентичность - смешение ролей Верность
Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность - изоляция Любовь
Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность - застой Забота
Поздняя зрелость 65 лет - смерть Осознание Личности - отчаяние Мудрость

Первая стадия – младенчество

Это первый период в жизни человека. У ребенка происходит формирование чувства доверия и защищенности от окружающих людей. Доверие возникает не из-за заботы, с которым относятся к нему родители, а от постоянства действий, узнавания материнского лица. Когда родители играют с малышом, уделяют ему время, нежно относятся, тогда ребенок в ответ доверяет уже другим людям. При таком развитии младенец спокойно переносит отсутствие матери и не впадает в истерики.

Недоверие возникает от невнимания со стороны родителей, если он не видит любовь окружающих. Когда мать прекращает уделять малышу много времени, возвращается к прерванным делам, ребенок испытывает тревогу.

Иногда разрешение первого кризиса происходит не в первые годы жизни ребенка, а чуть позже. Проблема доверия и недоверия будет проявляться на остальных стадиях развития, но она основная в период младенчества.

Вторая стадия – раннее детство

От 1 года и до 3 лет у ребенка появляется самостоятельность действий. Дети начинают самостоятельно исследовать окружающий мир, знакомиться со сверстниками, пробовать предметы «на зуб», пытаются проявлять самостоятельность. К ребенку приходит понимание, что родительский контроль бывает поощряющим и наказывающим.

Если родители делают что-то вместо ребенка: убирают игрушки или кормят с ложечки, то у него возникает чувство стыда. Также стыд появляется и при возвышенных родительских ожиданиях того, чего ребенок еще не может сделать, например быстро бегать, плавать в бассейне и др. Малыш становится неуверенным и боится осуждения окружающих.

Эриксон считает, что чувство самостоятельности укрепляет доверие ребенка к окружающим. При недоверии дети будут бояться принимать решения, станут робкими. В зрелости они ищут поддержку в лице партнера или друга, возможно развитие мании преследования.

Третья стадия – возраст игры

В этом возрасте ребенок чаще предоставлен самому себе, и он придумывает игры, сочиняет сказки и задает вопросы родителям. Так начинает развиваться инициативность. В этом возрасте дети понимают, что взрослые считаются с их мнением, они совершают не бессмысленные действия.

Когда родители поощряют ребенка за его действия, поддерживают, тогда ребенок строит планы о будущем, кем станет, как будет жить.

Параллельно с инициативностью в ребенке развивается чувство вины, что он неправильно поступает. При строгих родителях, которые запрещают детям совершать самостоятельные поступки, чувство вины преобладает над предприимчивостью ребенка. Он будет чувствовать никчемность и одиночество. Эти ощущения будут проявляться и в зрелом состоянии.

Четвертая стадия – школьный возраст

Ребенок идет в школу и приобретает базовые навыки культуры общества. С 6 до 12 лет ребенок любознателен и стремится узнать новое об окружающем мире. В этом возрасте у детей проявляется и развивается трудолюбие не только к наукам, но и к хозяйству: уборка дома, мытье посуды и др.

Наряду с трудолюбием появляется чувство неполноценности. Когда ребенок видит, что знания неважны в его стране, он сомневается в своих силах или понимает, что обучение не гарантирует безопасность. В итоге школьник не хочет учиться, понижается успеваемость, из-за чего больше проявляется ощущение неполноценности, которое он пронесет во взрослую жизнь.

Пятая стадия – юность

Это наиболее важный период, так как ребенок вышел из детства, но еще не стал взрослым.

Подросток знакомится с другими, незнакомыми социальными ролями и учится совмещать их в себе: ученик, сын или дочь, музыкант, спортсмен и т. д. Он учится пропускать через себя роли и создавать единую личность. На этот процесс влияет и общество, и сверстники.

Подростки думают о том, как выглядят в глазах других людей. Именно в этот период проявляется эго-идентичность. Выполнение социальной роли сопоставляется с прошлым опытом жизни.

Чтобы быть уверенным в своей эго-идентичности, подросток сравнивает свою внутреннюю целостность и оценку окружающих о себе.

Шестая стадия – ранняя зрелость

В раннюю зрелость или молодость человек получает профессию и заводит семью. В плане интимных отношений Эриксон солидарен с Фрейдом. В период от 19 до 30 лет молодые люди готовы к интимной жизни и в социальном, и в сексуальном плане. До этого времени человек занимался поиском идентичности личности. Теперь он полностью готов к созданию долговременных межличностных отношений, а также появляется опасность оградиться от близких отношений.

Для Эриксона определение «интимность» значит не только сексуальную жизнь, но и чувство полного доверия, которое человек испытывает к близким людям. В своей работе психолог говорит о сексуальной интимности, способности узнать истинную сущность партнера. Это важно сделать в ранней зрелости, потому что подростковая любовь часто является проверкой собственной идентичности с помощью другого человека.

Слить воедино вашу идентичность с личностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе, это важное условие для достижения полной целостности.

Противоположно чувству интимности одиночество или изоляция. Тогда человек создает только формальные отношения с окружающими людьми. Он ограничивает круг общения до минимума, становясь мизантропом. Такие люди не разделяют собственную идентичность с другими, из-за чего не вступают в продолжительные отношения.

Для выхода из изоляции нужна любовь. Это романтическое и эротическое чувство сформирует долговременные и прочные отношения.

Седьмая стадия – средняя зрелость

Продолжительная стадия в жизни человека. Тогда у него появляется выбор: продуктивность или инертность.

Появляется чувство заботы о вещах, интересующих человека. Долг и желание улучшить мир - черты здоровой зрелости.

Если человек не становится продуктивным, то посвящает больше времени себе. Удовлетворение собственных желаний, лень в конечном итоге приводят к утрате смысла жизни и безнадежности.

Восьмая стадия – поздняя зрелость

Это последняя стадия в жизни человека. Время осмысления прожитой жизни.

Человек оглядывается в прошлое и отвечает на вопрос: «Доволен я тем, как прожил свою жизнь?» Когда он отвечает утвердительно, тогда приходит полноценная зрелость и мудрость. В таком состоянии человек не боится смерти, он к ней спокойно относится.

Мудрости противоположно чувство отчаяния и страха смерти. Приходит понимание, что не осталось времени для изменения жизни. Пожилые люди становятся раздражительными и ворчливыми. Эриксон предполагает, что такие сожаления приводят к старческому маразму, депрессии и паранойе.

Комментарии