Мастер карате Гичин Фунакоши (Funakoshi Gichin): биография, цитаты

Если и есть человек, благодаря которому карате сегодня занимает ведущее положение в Японии, то это Фунакоши Гичин. Мэйдзин (мастер) родился в центральном городе острова Окинава Сюри и свою вторую жизнь в качестве борца за официальное признание этого вида спорта начал, только когда ему исполнилось 53 года.

Ранняя биография

Фунакоши Гичин родился в 1868 г. в известной в Сюри семье преподавателей. Его дед учил дочерей деревенского наместника, владел небольшим наделом и имел привилегированный статус. Отец злоупотреблял алкоголем и растратил большую часть имущества, поэтому Гичин рос в бедности.

История Фунакоши (Funakoshi Gichin) очень похожа на историю многих великих мастеров боевых искусств. Он начинал слабым, болезненным мальчиком, которого родители привели к Ясуцунэ Итосу, чтобы тот обучил его карате. Доктор Токашики назначил ему лечение на основе целебных трав, которые должны были укрепить его здоровье.

Под руководством Адзато и Итосу Ясуцунэ Фунакоши расцвел. Он стал хорошим учеником. Другие его учителя – Аракаки и Соконом Мацумура – развивали его потенциал и дисциплинировали ум.

Сам мастер Фунакоши Гичин в последствии вспоминал, что свой первый опыт он получил, когда жил у дедушки. Учась в начальной школе, он тренировался под руководством отца своего одноклассника, которым оказался знаменитый мастер серин-рю Ясуцунэ Адзато.

Преподавание

В 1888 г. Фунакоши стал помощником школьного учителя и тогда же женился. Его супруга, также занимавшаяся местным вариантом китайского рукопашного боя, поощряла его продолжить занятия. В 1901 г., когда этот вид боевого искусства в Окинаве был легализован, занятия им стали обязательными в средних школах. Заручившись поддержкой Адзато и Итосу, Фунакоши объявил о том, что начинает обучать карате. Ему было 33 года.

Переезд в Токио

После того, как Фунакоши покинул Окинаву в 1922 году, он жил в студенческом общежитии в Суидобате в маленькой комнате рядом со входом. Днем, когда ученики находились в своих классах, он занимался уборкой комнат и работал садовником. Вечерами он учил их карате.

Спустя короткое время он накопил достаточно средств для открытия своей первой школы в Мейседзуку. После этого был открыт его Сетокан в Медзиро и у него, наконец, появилось место, откуда вышли многие ученики, такие как Такаги и Накаяма из «Ниппон Каратэ Киокай», Есида Такудай, Обата из Кейо, Сигеру Эгами из Васеды (его преемник), Хирониси из Тюо, Ногути из Васеды и Хиронори Оцука.

Популяризация карате

Известно, что в поездках Фунакоши Гичина по Японии, во время которых он читал лекции и проводил показательные выступления, его всегда сопровождали Такеси Симода, Еситака (его сын), Эгами и Оцука. При этом первые два являлись его основными инструкторами в 30-40-е годы.

Симода был экспертом из школы Нен-рю-кендо, а также изучал ниндзюцу, но после одного из туров заболел и умер молодым в 1934 г. Его заменил Гиго (Еситака) Фунакоси, человек превосходного характера, обладавший техникой высокого класса. По мнению Сигеру Эгами, не было никого другого, кто бы мог продолжить обучение этому стилю карате. Из-за его молодости и энергичных методов обучения (иногда называемых жесткой силовой тренировкой) у него возник конфликт с Оцукой Хиронори. Говорят, что он не мог выдержать тяжелых тренировок, поэтому оставил школу, чтобы основать свой собственный стиль "Вадо-рю" («Гармоничный путь»). Совершенно очевидно, что это название ссылается на конфликт с Еситакой. Влияние последнего было очень важным для будущего сетокан-карате, но он очень рано умер. В 1949 г. в возрасте 39 лет он скончался от туберкулеза, которым болел всю жизнь.

Официальное признание

Мир боевых искусств в Японии, особенно с начала 20-х гг. и до начала 40-х, находился под влиянием ультранационалистов. Многие презрительно относились ко всему, что не было в этом смысле достаточно чистым, называя его языческим и диким.

Фунакоши удалось преодолеть этот предрассудок и, наконец, к 1941 году он добился официального признания карате одним из японских боевых искусств.

В стране процветало множество спортивных клубов. В 1924 г. этот вид боевого искусства был представлен в Университете Кейо в первом каратэ-клубе. Следующими были Тюо, Васеда (1930), Хосей, Токийский университет (1929) и др. Еще один клуб был открыт в Сити-Токудо казарме, расположенной на углу дворцовой площади.

Самодостаточность

Фунакоши каждый день посещал Сити-Токудо, чтобы обучать сетокан-карате. Однажды, когда тренировку вел Оцука, ученик Когура из Университета Кейо, у которого был черный пояс 3-й степени в японском фехтовании кендо и черный пояс в карате, взял меч и вступил в бой с тренером. Все смотрели, что же произойдет. Они чувствовали, что никто не может противостоять обнаженному мечу в руках знатока кендо. Оцука спокойно наблюдал за Когурой, и как только тот сделал движение оружием, сбил его с ног. Поскольку это не было отрепетировано заранее, это подтвердило его умение. Это также подтверждало философию Фунакоши, согласно которой практики ката более чем достаточно и для изучения техники карате, и она имеет не меньшее значение, чем тренер.

Чистота стиля

Однако в 1927 году трое мужчин: Мики, Бо и Хираяма решили, что одних боев с тенью недостаточно и попытались представить дзию-кумитэ (свободный бой). Для проведения своих матчей они разработали защитную одежду и использовали маски кендо. Это позволило проводить полноконтактные бои. Фунакоши услышал об этих поединках, и когда ему не удалось отговорить их от таких попыток, которые он считал унизительными для искусства каратэ-до, перестал посещать Сити-Токудо. Ни он, ни Оцука больше там не появлялись. Именно после этого события Фунакоши запретил спортивный спарринг (первые соревнования начали проводиться только после его смерти в 1958 г.).

Система обучения

Когда Фунакоши Гичин приехал на материк, он учил 16 ката: 5 пинан, 3 найханти, кусянку-дай, кусянку-се, сэйсан, патсаи, вансю, тинто, дзюттэ и дзион. Он обучал своих учеников основным приемам, пока они не переходили к более сложным техникам. Фактически, по меньшей мере, 40 ката были включены в учебную программу, позже они вошли в ограниченное издание монументальной работы Сигеру Эгами «Каратэ-до для специалиста». Тренировки, основанные на многократном повторении, которые учредил мастер Фунакоши, очень хорошо себя показали. Его ученики продолжали демонстрировать наиболее точный тип карате из всех преподававшихся.

Почитатели и критики

Дзигоро Кано, основатель современного дзюдо, однажды пригласил Гичина Фунакоши и друга Макото Гиму выступить в Кодокане. Около 100 человек наблюдали за выступлением. Гима, который в юности учился у Ябу Кенцу на Окинаве, исполнил наихансю-седан, а Фунакоши – косекун. Сенсей Дзигоро Кано наблюдал за выступлением и спросил Гичина о его приемах. Он был очень впечатлен и пригласил Фунакоши и Гиму на обед.

Несмотря на все усилия Фунакоши преподавать истинное искусство карате, не обошлось без его хулителей. Критики презирали его настойчивость в отношении ката и осуждали то, что они называли «мягким» карате, которое занимало слишком много времени. Фунакоши настаивал на том, что обучение одному комплексу движений должно длиться 3 года.

Человек Дао

Фунакоши Гичин был скромным человеком. Он проповедовал и практиковал смирение. Не как добродетель, а смирение человека, который знает истинную ценность вещей, полного жизни и осознания. Он жил в мире с самим собой и со своими собратьями.

Всякий раз, когда упоминается имя мастера карате Гичина Фунакоши, это напоминает притчу о «Человеке Дао и маленьком человеке».

Один ученик однажды спросил учителя: «В чем разница между человеком Дао и маленьким человеком?» Сэнсэй ответил: «Это просто. Когда маленький человек получает свой первый дан, он не может дождаться, когда сможет побежать домой и прокричать во весь голос об этом. Получив свой второй дан, он взбирается на крыши домов и громко говорит об этом всем. Получив третий дан, он прыгает в свой автомобиль и ездит по городу, сигналя, и рассказывая каждому встречному о своем третьем дане. Когда же человек Дао получит свой первый дан, в благодарность он склонит голову. Получив второй, он склонит голову и плечи. Получив третий, он поклонится в пояс и тихо пойдет вдоль стены, чтобы никто его не видел».

Фунакоши был человеком Дао. Он не придавал значения соревнованиям, поединкам или чемпионатам. Он делал упор на индивидуальном самосовершенствовании. Он верил в общую порядочность и уважение, с которым один человек относится к другому. Он был мастером мастеров.

Фунакоши Гичин умер в 1957 году в возрасте 89 лет, смиренно сделав свой бесценный вклад в карате.

Наследие

Кроме ряда книг по этому виду боевого искусства, мастер написал автобиографию «Карате: мой жизненный путь».

Фунакоши Гичин изложил свою философию в «20 принципах карате». Все, кто обучается этому виду боевого искусства, должны изучить и соблюдать их, чтобы стать лучшими людьми.

Цитаты Гичина Фунакоши

  • Конечная цель карате заключается не в победе или поражении, а в совершенствовании характера его участников.
  • Услышанное забудется очень быстро; но знание, обретенное всем телом, запомнится на всю оставшуюся жизнь.
  • Только через тренировку человек узнает о своих слабостях ... Тот, кто осознает свои слабости, владеет собой в любой ситуации.
  • Ищите совершенство характера. Верьте. Дерзайте. Уважайте других. Воздерживайтесь от агрессивного поведения.
  • Истинное карате таково: в повседневной жизни ум и тело должны обучаться и развиваться в духе смирения, а во времена испытаний человек должен полностью посвятить себя делу справедливости.
  • Тот, чей дух и умственная сила усилены стойким характером, без труда справится со всеми препятствиями на своем пути. Тот, кто годами терпел физическую боль и страдания, чтобы выучить один удар, должен уметь решать любую задачу, как бы сложно ни было довести ее до конца. Только о таком человеке действительно можно сказать, что он изучил карате.
  • Во время боя не думай о том, что ты должен победить. Думай лучше о том, что ты не должен проиграть.

Комментарии