Воспитание ребенка в Японии: особенности, актуальные методы и традиции
Не секрет, что Япония является страной, в которой одним из главных принципов общества считается соблюдение традиций. С ними человек знакомится уже с самого рождения. После традиции идут рядом на протяжении всей его жизни. И несмотря на то что на современное социальное устройство Японии оказывает свое влияние Запад, перемены, принесенные в Страну восходящего солнца, вовсе не касаются глубинных общественных структур. Они проявляются лишь во внешнем подражании модным веяниям и тенденциям.
То же самое можно сказать и о воспитании ребенка в Японии. Оно коренным образом отличается от тех педагогических приемов, которые применяются в России. Например, на японских игровых площадках для детей невозможно услышать грубые фразы типа «я тебя сейчас накажу» или «ты ведешь себя плохо». И даже в тех случаях, когда эти малыши начнут драться с мамой или, взяв в руки фломастеры, обрисовывать белую дверь магазина, никаких выговоров со стороны взрослых не будет. Ведь ребенку до 5 лет в Японии позволительно все. Подобные либеральные традиции воспитательного процесса никак не укладываются в представление российских людей.
В этой статье будет рассмотрено кратко воспитание детей в Японии. Чем же примечательна эта система?
Роль матери
Забота о воспитании ребенка в Японии ложится, как правило, на плечи женщины. Отцы в этом процессе участия практически не принимают. Особенно это касается первых лет жизни малыша.
Статус мам в Японии выделен особо. Этих женщин принято называть «амаэ». Перевести на русский язык значение этого слова довольно трудно. Оно выражает собой желанную и очень глубокую зависимость малыша от самого главного и любимого человека в его жизни.
Конечно, японские матери делают для своего чада все, что зависит от них. Увидеть в этой стране плачущего ребенка практически невозможно. Мама делает все, чтобы не давать ему для этого повода. На протяжении первого года своей жизни малыш постоянно находится с женщиной. Мать носит его на груди или за спиной. А для того чтобы это было возможным при любой погоде, японские магазины одежды предлагают специальные куртки, в которых есть отделения для детей, пристегивающиеся с помощью молний. Когда малыш подрастает, вставка отстегивается. Таким образом, куртка становится обычной одеждой. Мать не оставляет свое дитя даже ночью. Карапуз всегда спит возле нее.
Японские мамы никогда не станут утверждать власть над своими детьми. Считается, что это может привести к возникновению чувства отчуждения. Мать никогда не станет оспаривать желания и волю ребенка. А если она захочет выразить свое недовольство тем или иным поступком своего чада, то сделает это косвенно. Она просто даст понять, что ее огорчает его поведение. Стоит отметить, что большинство японских детей буквально боготворят своих мам. Именно поэтому, совершив некий проступок, они непременно прочувствуют раскаяние и вину за свои действия.
Знакомясь с интересными фактами о воспитании детей в Японии, стоит отметить то, что при возникновении конфликтной ситуации мать никогда не станет отдаляться от своего малыша. Напротив, она попытается быть к нему как можно ближе. Считается, что это позволит усилить столь необходимый в подобной ситуации эмоциональный контакт.
Также в Японии дети не помогают своим мамам мыть посуду. Не убирают они и в комнате. Подобное в стране просто не принято. Работа по дому полностью ложится на плечи хозяйки. Считается, что женщина, попросившая о помощи, не способна справиться со своей основной функцией – содержать в порядке жилище и быть матерью. Не помогают в хозяйственных делах друг другу даже самые близкие подруги.
Материнство считается основной функцией женщины в Японии. Причем она непременно превалирует над остальными. Даже при общении между собой женщины этой страны редко обращаются друг к другу по именам. Они указывают именно на семейный статус своей собеседницы, говоря: «Здравствуй, мама такого-то ребенка, как твои дела?»
Ступени воспитания
Основными элементами японской системы педагогики являются три модуля. Это своеобразные ступени, по которым малышу предстоит пройти в различные периоды своей жизни.
Итак, основными фазами, которые существуют в традиционном воспитании ребенка в Японии, являются:
- Ступень «император». При воспитании детей в Японии до 5 лет считается, что им дозволено практически все.
- Ступень «раб». Она длится в течение 10 лет, когда ребенок находится в возрасте от 5 до 15 лет.
- Ступень «равный». Эту фазу дети проходят после своего пятнадцатилетия.
Стоит отметить, что принятый в Японии метод воспитания детей эффективен только в этой стране. Ведь его принципам следуют все взрослые, которые проживают на территории государства - от мегаполисов до провинций. Применительно к другой среде подобная методика будет нуждаться в некоторой корректировке с целью адаптации ее к местным условиям.
«Император»
Первая фаза предназначена для воспитания детей до 5 лет. В Японии в этом возрасте взрослые практически ничего не запрещают ребенку.
Мама все разрешает делать своему чаду. От взрослых ребенок может услышать лишь предостережения «плохо», «грязно» или «опасно». Однако если он все же обжегся или ушибся, мама считает, что виновата в этом только она. При этом женщина просит у ребенка прощения, что не смогла уберечь его от боли.
Дети, начав ходить, находятся под маминым присмотром постоянно. Женщина следует за своим карапузом буквально по пятам. Часто матери организуют для своих детей игры, в которых сами принимают активное участие.
Что касается пап, то их можно увидеть на прогулке лишь в выходные дни. В это время семья стремится выехать на природу или посетить парк. Если же погода не позволяет сделать этого, то местом для проведения досуга становятся игровые комнаты в крупных торговых центрах.
Японские родители никогда не станут повышать на своих детей голос. Не будут они и читать им нотации. О телесных наказаниях и вовсе не может быть никакой речи.
В стране нет никакого общественного порицания действий маленьких детей. Взрослые не станут делать замечаний ни малышу, ни его матери. И это несмотря на то что на улице ребенок может вести себя по меньшей мере невоспитанно. Многие дети пользуются этим. Исходя из того, что воспитание детей в Японии до 5 лет происходит при отсутствии наказания и осуждения, малыши очень часто ставят свои прихоти и капризы превыше всего.
Сила личного примера
Особенности воспитания детей в Японии на ступени «император» для американских и европейских родителей кажутся баловством, потаканием капризам, а также полным отсутствием контроля со стороны взрослых. Однако это совсем не так. Власть родителей при воспитании ребенка в Японии намного сильнее, чем на Западе. Дело в том, что в ее основе традиционно лежат обращения к чувствам, а также личный пример.
В 1994 г. был проведен эксперимент, результаты которого должны были указать на разницу в подходах к воспитанию и образованию детей в Японии и в Америке. Ученым Азума Хироши было предложено мамам, представительницам обеих культур, собрать со своими детьми конструктор-пирамидку. Наблюдения выявили интересный факт. Японки вначале показывали своим малышам, каким образом можно выстроить конструкцию. Только после этого они позволяли ребенку повторить свои действия. Если дети ошибались, то женщины начинали показывать им все с начала.
Американские матери шли совершенно другим путем. Вначале они объясняли своему чаду алгоритм необходимых действий, а после выполняли их вместе с малышом.
Замеченная исследователем разница в воспитательных методиках была названа «вразумляющим типом родительствования». Его придерживались японские матери. Они «вразумляли» детей вовсе не словами, а воздействовали на их сознание поступками.
Особенности воспитания детей в Японии заключаются в том, что с младенчества их приучают проявлять внимание к своим чувствам, а также к чувствам окружающих людей и даже предметов. Мама не станет отгонять маленького проказника от горячей чашки. Однако если ребенок обжегся, то «амаэ» непременно попросит у него прощения. При этом она обязательно упомянет о том, что поступок ее карапуза причинил ей боль.
Еще один пример. Разбаловавшись, ребенок ломает свою любимую машинку. Европейка или американка в таком случае отберет игрушку. После этого она прочитает нотацию малышу о том, что ей пришлось долго трудиться, чтобы купить ее в магазине. Японка же в таком случае скажет ребенку, что он сделал машинке больно.
Итак, традиции воспитания детей в Японии до 5 лет разрешают им практически все. При этом в их сознании происходит формирование образа «я – хороший, любящий родителей и воспитанный».
«Раб»
Данная фаза системы воспитания детей в Японии является более продолжительной, чем предыдущая. С пяти лет ребенку приходится сталкиваться с реальностью. Ему предъявляются жесткие ограничения и правила, не соблюдать которые он просто не может.
Объяснить данную фазу можно тем, что японское общество по своей сути является общинным. Экономические и природно-климатические условия этой страны всегда заставляли ее население жить и работать сообща. Только благодаря самозабвенному служению делу и взаимовыручке люди получали хороший урожай риса, чем обеспечивали для себя пропитание. Этим и объясняется сильно развитое групповое сознание японцев. В традициях этой страны выражение общественных интересов является приоритетным. Человек осознает, что он не более чем один из элементов в большом и очень сложном механизме. И если он не нашел своего места среди людей, то непременно станет изгоем.
В связи с этим, согласно правилам воспитания ребенка в Японии, его с 5 лет учат быть частью общей группы. Для жителей страны нет ничего более страшного, чем социальная отчужденность. Именно поэтому малыши довольно быстро привыкают к тому, что им необходимо жертвовать своими личными эгоистическими интересами.
Любимые занятия маленьких японских «рабов»
Малыши, которых отдают в детский сад или в специальную подготовительную школу, попадают в руки к воспитателю, который играет роль вовсе не учителя, а своеобразного координатора. Этот специалист использует целый арсенал педагогических методов, одним из которых является «делегирование полномочий по присмотру за поведением». Своих подопечных воспитатель разбивает на группы, каждой из которых не только дает задание по выполнению определенных действий, но и предлагает им проследить за своими товарищами.
Школы в Японии – это то место, где дети ходят в одинаковой строгой форме, ведут себя довольно сдержанно и почтительно относятся к своим учителям. В этом возрасте им прививается принцип равенства. Маленькие японцы начинают понимать, что все они одинаковые члены социума, вне зависимости от происхождения или финансового состояния родителей.
Самые любимые занятия японских детей – хоровое пение, эстафеты и командные спортивные игры.
Начинать следовать законам общества помогает малышам и их привязанность к маме. Ведь если они начнут нарушать нормы, принятые в коллективе, то это сильно расстроит «амаэ». При этом на ее имя ляжет позор.
Итак, фаза «раба» предназначена для обучения ребенка быть частичкой микрогруппы и действовать слаженно с коллективом. При этом происходит формирование социальной ответственности подрастающей личности.
«Равный»
Начиная с 15 лет ребенка считают уже взрослым человеком. Он уже вполне готов к ответственности, которую должен нести и за себя, и за семью, и за все государство.
Молодой японец, вступивший в эту фазу воспитательного процесса, должен знать, а также безукоризненно соблюдать те правила, которые приняты в обществе. Следовать всем нормам и традициям ему необходимо при посещении учебных заведений. Но в свободное время ему позволительно вести себя так, как заблагорассудится. Молодому японцу разрешено носить любую одежду из западной моды или самурайских традиций.
Сыновья и дочери
Традиции воспитания детей в Японии отличаются в зависимости от пола ребенка. Так, сын считается опорой семьи. Именно поэтому воспитание ребенка (мальчика) в Японии тесно связано с традициями самураев. Ведь они позволят дать будущему мужчине умение и силу переносить невзгоды.
Согласно традициям японского народа, мальчиков не допускают к работе на кухне. Считается, что это чисто женское дело. Но при этом сыновей непременно записывают на различные занятия и кружки, что не является обязательным для девочек.
Основу воспитания детей в Японии составляют многочисленные праздники. Есть среди них день посвященный мальчикам. Отдельный праздник существует и для девочек.
В день мальчиков в небо поднимают разноцветные изображения карпов. Ведь только эта рыба способна длительное время плыть против речного течения. Именно поэтому ее считают символом готовности мальчика – будущего мужчины – к тому, что он непременно преодолеет все жизненные трудности.
Что характерно для воспитания девочки в Японии? Ребенка уже с самых ранних лет растят для выполнения функции матери и хранительницы домашнего очага. Девочек учат быть терпеливыми и покорными, а также слушаться во всем мужчину. Малышек обучают готовить, стирать и шить, красиво ходить и одеваться, чувствуя себя полноценной женщиной. После уроков им не обязательно посещать кружки. Девочкам дозволяется посидеть в кафе с подружками.
Секреты воспитания в Японии
Тот подход, который жители Страны восходящего солнца применяют в педагогике, достаточно интересен. Однако его можно рассматривать не просто как воспитание. Это целая философия, основное направление которой – упорство, заимствование и уважение к личному пространству.
Педагоги многих стран мира уверены, что японская система, которая носит название Икудзи, позволила стране за самое непродолжительное время добиться ошеломляющих успехов, чтобы занять свое место в списке ведущих стран мира.
Каковы основные секреты подобного подхода?
- «Не индивидуализм, а только сотрудничество». Этот метод в воспитании детей применяется для направления «дитя Солнца» по верному пути.
- «Каждый ребенок – желанный». Происходит это потому, что считается, что женщина, будучи матерью, может быть уверена, что займет определенное положение в социуме. Для мужчины считается большим несчастьем, если он не будет иметь наследника.
- «Единство матери и ребенка». Воспитанием своего малыша занимается только женщина. Она не выходит на работу, пока сыну или дочке не исполнится 3 года.
- «Всегда рядом». Мамы следуют за своими детьми повсюду. Малюток женщины носят всегда с собой.
- «Отец тоже участвует в воспитании». Это происходит в долгожданные выходные.
- «Ребенок делает все, как родители, и учится делать это еще лучше их». Папы и мамы постоянно поддерживают свое чадо в его успехах и начинаниях, приучая его имитировать их поведение.
- «Воспитательный процесс направлен на развитие самообладания». Для этого используются различные методы и специальные приемы. Один из них – «ослабление контроля со стороны педагога».
- «Основная задача взрослых – воспитать, а не дать образование». Ведь в дальнейшей жизни детям придется самим быть в какой-то группе. Именно поэтому с ранних лет они учатся анализировать возникающие в играх конфликты.
Задача японского образования
Основной целью педагогики Страны восходящего солнца является воспитание члена коллектива. Для жителей Японии интересы корпорации или фирмы стоят превыше всего. В этом и кроется успех товаров этой страны, которым они пользуются на мировых рынках.
Подобному здесь учат с самого детства, то есть быть в группе и приносить обществу пользу. При этом каждый житель страны непременно будет считать, что в ответе за качество того, что он делает.