Картина Рафаэля Санти "Сон рыцаря"
Рафаэль является одним из трех мастеров эпохи Высокого Возрождения, наряду с Леонардо и Микеланджело. Известный итальянский художник родился в 1483 году. Прожив 37 лет, он оставил после себя не менее 200 картин.
Жизнь Рафаэля была трудной с самого детства: он потерял родителей в 11 лет. Однако даже за такое небольшое время отец дал ему первые уроки рисования, тем самым определив его дальнейший жизненный путь. По стечению обстоятельств Рафаэль скончался в день своего рождения, причина смерти так и остается загадкой. Наибольшую популярность он получил за ряд написанных им мадонн. Рафаэль впервые наделил мадонн не отчужденностью, а наоборот, нежным, проникновенным выражением.
Волшебство его работ выражается в непростом геометрическом вычерчивании пространства, акцентировании внимания и генерировании ситуации. Он обладает способностью возбудить интерес и погрузиться целиком в созерцание сюжета картины, которая поражает своей изысканностью, грациозностью и чарующей силой.
Характеристики картины
Картина Рафаэля "Сон Рыцаря", написанная в 1504-1505 годах, является ярким примером Высокого Возрождения. Она относится к миниатюре, так как имеет небольшие размеры: ее высота – 17 см. Картина также называется "Сон Спициона", или "Аллегория". Произведение является одной из частей диптиха и составляет пару с картиной "Три грации", ее высота также 17 см, она находится в музее Шато-де-Шантильи. Диптих Рафаэля представлен Сципиону ди Томмазо Боргезе. Данное полотно занимает свое почетное место в Лондонской галерее.
Существует ряд теорий относительно того, что должно представлять панно. Некоторые историки искусства считают, что спящий рыцарь представляет римского генерала Сципиона Африканца (236-184 гг. до нашей эры).
Интерпретация полотна
Картина Рафаэля Санти "Сон рыцаря" демонстрирует зрителю юношу в доспехах, который задремал около лаврового дерева рядом с двумя прекрасными дамами. В своих руках первая держит книгу и меч, а вторая - цветок. Эта миниатюра относится к аллегорической живописи, когда художник иллюстрирует абстрактную идею с помощью образов.
Источником сюжета полотна, как утверждают многие искусствоведы, является аллегория о выборе, взятая из отрывка поэмы «Пуника», которая повествует о Второй Пунической войне и написана латинским поэтом Силием Италиком. Они предлагают следующее описание "Сна Рыцаря" Рафаэля Санти: молодому рыцарю Сципиона, покоящемуся в тени бухты, приснился сон о двух женщинах, Венере и Минерве, между которыми он должен был выбирать.
Проблема выбора
На картине Рафаэля Санти "Сон рыцаря" внешний облик и стиль одежды женщин помогает наиболее ярко раскрыть те идеалы, которые они собой представляют.
Минерва, которая стоит слева, была римской богиней мудрости и покровительницей искусств, торговли и обороны. Ее волосы покрыты, а платье очень скромно. Она является воплощением благородства и величия. Позади нее есть четкая тропа. Это крутой и скалистый путь, ведущий к замку, который символизирует покорную работу, и каждому рыцарю нужно пройти его.
Венера, стоящая справа в более свободной одежде, с пышными вьющимися локонами, является римской богиней любви. За ней - более мягкий путь, ведущий к далеким землям или к морю, где и родилась сама Венера.
Предметы, принадлежащие девушкам, представляют собой их идеалы. Книга и меч являются символами совершенства эрудиции, права и защиты. Цветок является символом любви, любовных утех, удовольствия. Таким образом, юноша должен выбирать между Добродетелью (тропа рассудительности и битвы) и Наслаждением (тропа наслаждения, умиротворения, любви). Однако Рафаэль Санти в картине "Сон рыцаря" выходит за рамки сюжета поэмы и не делает двух девушек соперницами. Юноша может выбрать третий путь, который сочетает в себе два полюса судьбы.
Лавровое дерево
Полотно Рафаэля Санти "Сон рыцаря" делит на две равные части изящное вечнозеленое лавровое деревце. Оно использовалось для изготовления лаврового венка в древней Греции, символа высшего статуса. Более того, оно олицетворяет бесконечность и нетленность. В качестве приза на Пифийских играх награждают лавровым венком, потому что эти игры проводились в честь Аполлона, а лавр был одним из его символов. Корона из его листьев и шлем, украшенный лавром, были символом триумфа и победы.
В картине "Сон рыцаря" Рафаэль использовал обширную палитру красок, чтобы изобразить эту красочную сцену. Экспертами были идентифицированы разные пигменты, такие как желтый свинцовый, ультрамарин и охра.