Лудовико Ариосто: биография, произведения
Лудовико Ариосто - это популярный драматург и поэт, который жил в Италии в эпоху Возрождения. Его самое известное произведение - поэма "Неистовый Роланд", которая оказала большое влияние на развитие литературы Нового времени в Европе.
Биография писателя
Лудовико Ариосто родился в 1474 году. Он появился на свет в небольшом итальянском городке под названием Реджо-нель-Эмилия. Его отец был правоведом, а вот сын выбрал творческую специальность. Юноша с детства не находил у себя пристрастия к юриспруденции, посвятив образование изучению классической литературы.
К этому у Лудовико Ариосто оказался настоящий талант. Он хорошо усвоил для себя размеры и формы римской поэзии, успешно писал стихи на латинском языке на любые темы. Одно из них было посвящено бракосочетанию герцога Альфонса I с Лукрецией Борджиа. После этого при дворе стали уважать и ценить молодого поэта. В 1503 году Лудовико Ариосто начал служить у кардинала Ипполита д´Эсте, который приходился братом тому самому герцогу Альфонсу I. Ариосто занимался организацией всевозможных празднеств при дворе, это у него тоже получалось блестяще.
Личная жизнь
В биографии Лудовико Ариосто много интересных страниц. В 1522 году его назначили губернатором Гарфаньяны. Оставив эту должность, он поселился вместе со своей возлюбленной по имени Алессандра Бенуччи в небольшом домике с огородом и садом. В нем они и прожили до самой смерти.
Алессандра была на 7 лет младше своего мужа, она происходила из семьи богатых флорентийских купцов. Брак с Ариосто стал вторым в ее жизни, до этого она была замужем за Титом ди Леонардо Строцци, который приходился двоюродным братом популярному поэту эпохи Возрождения Тита Веспасиана Строцци.
Отношения с Ариосто
Алессандра родила своему мужу шестерых детей, в 1513 году начались отношения с Ариосто, которые долгое время оставались тайными для большинства окружающих. В 1515 году ее муж скончался, но и тогда влюбленные не стали афишировать свою страсть. Брак между Лудовико и Алессандрой был заключен только в 1528 году, но и он официально был тайным. По самой распространенной версии историков и исследователей, это было сделано для того, чтобы Алессандра могла сохранить права на наследство своего первого мужа. Ариосто поддерживал эту тайну, ни разу так и не назвав имя возлюбленной в своих трудах.
Творческое наследие
Творчество Лудовико Ариосто богато и весьма разнообразно. Над своим самым известным произведением он трудился на протяжении практически четверти века. Это поэма "Неистовый Роланд". Лудовико Ариосто начал над ней работать в 1507 году и закончил только в 1532-м.
Сюжет этого произведения основывается на каролингском эпосе, это императорская и королевская династия, которая правила в государстве франков. После того как оно распалось, каролинги были замечены в Западном и Восточном Франкских королевствах, в Италии и в некоторых других небольших государствах. Династия просуществовала с 751 по 987 год. В поэме явно можно проследить желание автора перенять романтический стиль романов о рыцарях Круглого стола, которые в то время были весьма популярны.
Сюжет "Неистового Роланда"
В этом произведении Лудовико Ариосто обращается к классическим сюжетам французских рыцарских романов, а также итальянским народным сказаниям. И это совсем не случайно. Соединить подвиги рыцарей короля Артура и приключения отважных паладинов Карла Великого впервые удалось предшественнику героя нашей статьи по имени Маттео Мария Боярдо. Он это сделал в поэме с похожим названием "Влюбленный Орландо".
Над созданием этой поэмы Боярдо трудился около десяти лет - с 1483 по 1494 год. Но она так и осталась незавершенной до конца из-за смерти автора. Ариосто принимает решение продолжить многие сюжетные линии "Влюбленного Орландо" уже в своей поэме. При этом стоит отметить, что они весьма стереотипны и типичны для итальянских народных поэм, которые можно отнести к бретонскому или каролингскому циклам.
Герои поэмы
В центре повествования в "Неистовом Роланде" три эпизода. Это нашествие на Францию мавров, безумие самого Роланда и романтические отношения, которые возникают между Брадамантой и Руджерио. Эти три основные части произведения сопровождаются большим количеством второстепенных эпизодов, а все вместе они составляют полноценную картину, благодаря которой можно оценить талант поэта.
Героями поэмы являются истинные искатели приключений, которые сражаются с сарацинами, а также мифическими чудовищами и великанами. В произведении хватает лирических мотивов, большинство героев благородны, остаются до конца жизни верными своим возлюбленным, совершают подвиги в их честь.
Сам Орладно безумно любит Анджелику, это, кстати, черта многих героев средневековых романов. Сразу вспоминается Тристан, который без ума от Изольды, страсть, которую испытывает знаменитый Ланселот.
Черты произведения
Сюжеты и характеры кажутся традиционными только на первый взгляд, потому что в поэме они обретают новое прочтение. Автору удается создать гармоничный синтез, который свойственен стилистике и эстетике эпохи именно Высокого Возрождения. Хотя Ариосто и использует хорошо всем знакомые мотивы и сюжеты средневековых романов, у него они находят новое прочтение. Поэт категорически отказывается от морализаторства, при этом много иронизирует, создавая действительно героико-комическую поэму.
Ариосто максимально вольно обращается с композицией своего произведения, сюжетные линии то переплетаются между собой, то развиваются параллельно. При этом начинают зеркально отражать друг друга. В результате образуется единство, которое имеет черты соразмерности, больше присущей Ренессансу.
Значение "Неистового Роланда"
Взяв за основу материал средневекового рыцарского романа, Ариосто принимает его жанровые правила, но не его идеологию. Его героям присущи свежие ренессансные черты, искренние человеческие чувства - это земная любовь, радость от ощущения жизни, сильная воля, которая является залогом победы в любых драматических ситуациях.
Исследователи говорят, что в поэме Ариосто присутствуют так называемые "золотые октавы", благодаря которым он вносит огромный вклад в формирование литературного итальянского языка. В XVI столетии поэма "Неистовый Роланд" пережила множество переизданий и в результате стала доступна любому грамотному читателю.
"Комедия о сундуке"
Практически все произведения Лудовико Ариосто пользовались большой популярностью у современных ему читателей. Долгое время он практически официально служил придворным комедиографом в Ферраре. Именно там он написал свои комедии, которые стали основой его литературного наследия.
"Комедия о сундуке" Лудовико Ариосто считается первой "ученой" комедией, написанной в Италии. Ее действие разворачивается на острове под названием Метеллино в стародавние античные времена. В стихотворной форме в ней рассказывается о юноше Эрофило, который отдает приказ своим рабам отправляться в Филострато. При этом он сильно ругается на Неббью, который отказывается покидать дом.
Оказывается, причина этого в том, что у сводника Лукрано, который живет по соседству, есть две прелестные девушки, в одну из которых влюбился Эрофило. Торговец установил за сводничество высокую цену, намереваясь хорошо заработать на этой сделке. Но Эрофило не имеет возможности свободно распоряжаться деньгами, так как целиком зависит от отца.
Эрофило пользуется случаем, когда отец уезжает по делам ненадолго, выпроваживает всех рабов из дома и запускает руку в отцовское добро, намереваясь все свалить как раз на Неббью. Это завязка уморительной комедии Ариосто, которую полюбили многие читатели.
Когда влюбленный молодой человек и его приятель, которой заинтересовался второй девушкой, встречается с ними, те начинают их упрекать, что они щедры только на вздохи и клятвы, а сами ничего не предпринимают, чтобы их вызволить. Юноши пеняют на скупых родителей.
В это время торговец девушками думает, как бы за них выручить как можно больше денег. Однако появляется корабль, который собирается на днях отправиться в Сирию. Лукрано договаривается с капитаном о том, чтобы тот пустил его на борт вместе со всем своим имуществом и родными. Только после этого Эрофило решает раскошелиться.
После этого в комедии на первый план выходят слуги молодых людей - это Фульчо и Вольпино. Последний придумал план - он предлагает Эрофило украсть небольшой сундук из комнаты его отца, который украшен золотом. Приятель Вольпино переоденется купцом и вручит эту вещь в качестве залога за Эулалию. А когда появится стража, и Лукрано станет отпираться, ему никто не поверит, потому что за красавицу хотят около 50 дукатов, сундук же будет стоить не меньше тысячи. Все решат, что Лукрано его попросту сам украл, и отправят в тюрьму. Эрофило недолго колеблется, но все же соглашается на этот план.
Трапполо переодевают купцом и отправляют с сундуком к Лукрано. Тот все проворачивает очень быстро, но дальше события неожиданно для большинства персонажей комедии начинают развиваться совсем по другому сценарию.
"Подмененные"
В комедии "Подмененные" Лудовико Ариосто рассказывается о жизни в Италии в эпоху Возрождения. В пьесе можно проследить явную антиаскетическую направленность, а также дерзкую непочтительность к религии и жизнерадостность, которой проникнуто все произведение. Впервые эта комедия увидела свет в 1519 году. Она была поставлена при дворе папы Льва X, который отличался либерализмом, поэтому позволял ставить произведения, в которых допускалось нелестно отзываться о религии.
Особенности творчества
В большинстве произведений героя нашей статьи можно выделить общие черты. Ариосто стремится искать источник комизма в окружающей действительности, узнаваемо создает образы реальных людей, которые встречаются на его пути, живо рисует, как их охватывает страсть к плотским удовольствиям и банальной наживе.
Это можно рассмотреть не только в уже перечисленных комедиях, но и, например, в "Чернокнижнике" Лудовико Ариосто. Вне критики остается только сам герцог Феррара, при дворе которого служит поэт. В результате именно здесь еще в 80-е годы XV столетия фактически родилась ренессансная комедия, так что Ариосто попал на благодатную почву. Большинство постановок были приурочены к карнавальным праздникам, которые проходили не один день. Постановки были масштабными и красочными, зрители чаще всего оставались в восторге.