Сила голоса – это... Основные характеристики и свойства голоса

Оказывается, существует негласная характеристика человека, на которую каждый из нас зачастую не обращают внимания. Это голос. Сила его, частота звучания, тембр и так далее. Еще острый на язык писатель Антон Павлович Чехов в свое время обозначил, что по голосу и смеху можно судить об уме человека.

Характеристика голоса

Красивый, ласкающий ухо голос говорит, что его обладатель — это гармоничная личность, уверенная в себе, добрая натура и так далее. Монотонный, невыразительный голос на подсознательном уровне ведает о неразрешенных проблемах в личной жизни, комплексах, неуверенности в себе.

О многом говорит и сила голоса или его громкость. Обычно громко говорят люди, желающие контролировать ситуацию, например, учителя, военные и многие другие. Актерам, певцам и людям других профессий также свойственно говорить громко. Если же голос звучит тихо, это вовсе не означает, что его обладатель – неуверенный в себе, робкий человек. Скорее всего, его обладатель информирован обо всех нюансах голоса и не желает излишне загружать связки.

В чем выражается сила голоса?

Сила голоса — это совместное проявление работы вокальных и дыхательных органов. Каждый из нас должен уметь изменять силу голоса в зависимости от ситуации. Не нужно путать силу голоса с ее высотой. От длины диапазона зависит высота звука. Чем больше диапазон, тем выразительнее речь. В теории любой человек в состоянии менять тональность в полторы октавы, однако на практике обычно используются две-три ноты.

Какими же качествами должен обладать голос человека, профессия которого связана с выступлениями на публике? Сила и высота голоса должна быть:

  • Выразительной.
  • Звучной.
  • Привлекать внимание.
  • Энергичной.

Многие начинающие вокалисты и ораторы совершают одну и ту же ошибку. Им кажется, что сила голоса — это в первую очередь громкость, которая, безусловно, важна, но для ее развития необходимо правильно поставленное дыхание, а также умение владеть всеми регистрами тела. Без этих знаний пение или ораторство на одних связках приводит к болезням горла.

На связках появляются узлы или, как говорят вокалисты, «мозоли», убрать которые достаточно проблематично.

Как развить силу голоса?

Иметь спокойный, приятный, уверенный голос — это огромное преимущество, но далеко не все этим обладают. Даже если у человека довольно тусклый, гнусавый тон, отчаиваться не нужно. При желании голос можно значительно улучшить, причем самостоятельно. Для этого существует множество приемов или уроков, используемых актерами.

В качестве примера можно привести актрису Мэрил Стрип, которая на одном телешоу так прочла скучнейшие тексты, что заставила смеяться всю аудиторию. Кулинарный рецепт она прочла сексуальным тоном, а дорожную сводку — голосом женщины, у которой начались роды. Текст из Википедии она произнесла тоном подростка, которому надоело читать.

Любой из нас может управлять голосом, охарактеризовать который можно темпом, тоном, тембром, высотой, артикуляцией и другими критериями, влияющими друг на друга.

Упражнения для управления голоса

Во-первых, нужно сделать короткий вдох и на выдохе тянуть звук «а-а-а». Высота звука свободная. Лучше использовать примарный (естественный) тон. В течение десяти секунд, пока гласная будет звучать, нужно прислушаться к ней, чтобы она была устойчивой. Это упражнение необходимо повторять по пять минут два раза в день, постепенно увеличивая время, но не напрягая при этом гортань.

Во-вторых, звук «а-а-а» надо тянуть сначала тихо и переходить до хорошей слышимости, затем вновь переходить на тихий тон. Повторять в течение дня несколько раз, пока тон не станет устойчивым.

В третьих, сила голоса и речь зависят от дыхания. Чтобы его развить, рекомендуют в течение дня громко читать отрывки из художественных произведений. При этом необходимо следить за дыханием, фиксировать запасы воздуха при произнесении наиболее выразительных слов и так далее.

Темп речи

Зачастую темп речи выдает собеседника с головой. Слишком быстрая речь говорит о внутреннем напряжении, нервном состоянии говорящего. Чтобы его понять, необходимо напрягать внимание, а это вызывает дискомфорт. В то же время медленная, вялая речь приводит к потере внимания. Для корректировки темпа существуют некоторые методики, часто используемые при оттачивании актерского мастерства.

Для начала лучше всего взять отрывок из классической литературы и попробовать прочитать его партнеру в максимально быстром темпе, затем со средней скоростью и, наконец, в медленном темпе. При этом партнер должен охарактеризовать голос в том или ином случае.

Этот же прием дает отличный результат и при записи своего голоса на диктофон. Иногда мнение друга не совпадает с собственным. В любом случае каждый вправе выбирать тот темп, тембр и силу голоса, которые ему по душе.

Интонации

Давно стало известным, что человек больше реагирует на интонацию, чем на слова. Страстные слова, показывающие силу любви и голос, дрожащий от эмоций, не оставят никого равнодушным. Бывает и наоборот: добрые слова, сказанные с презрением, вызовут отрицательную реакцию.

Владеть интонацией — значит во многом владеть собой. На практике используют следующие приемы: нужно взять отрывок стихотворения Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору я из леса вышел…» и декларировать его с разной интонацией:

  • С любопытством.
  • С равнодушием.
  • С умиротворением.
  • С отвращением.
  • С гневом.
  • С тревогой.

При этом, как и в предыдущих методах, используется диктофон или партнер, высказывающий собственное мнение. Интересно, что эмоции выражаются понижением или повышением голоса. Если интонация падает быстро, то это говорит о категоричности, медленные и постепенно поднимающиеся интонации характеризуют недоумение, сомнение. Глубокие эмоции обычно плавно сменяют друг друга, а вот подозрение или угроза характеризуются понижением голоса.

Вибрации и тональности

Тембр голоса, сила, высота и полетность во многом зависят от навыка владельца. Выразительность голоса во многом определяется и тем, насколько используются вокальные регистры тела. Дело в том, что при разговоре или при пении очень желательно, чтобы вибрировали все участки тела. Если голос выходит изнутри, тогда он будет поставленным, и его легко контролировать.

Важно правильно выбрать тональность, которая делится на три вида:

  • Ищущая или нуждающаяся.
  • Нормальная.
  • Рваная.

Ищущая или нуждающаяся тональность характеризуется поднятием тона в конце разговора вверх. Так обычно говорят люди нуждающиеся или просящие что-то. Эту тональность следует использовать крайне редко, так как она вызывает отрицательные эмоции.

Нормальная тональность — это нейтральный разговор, без особых эмоций. Человек спокойный тоном рассказывает о чем-то. Например: «Сегодня хорошая погода.»

Рваная интонация похожа на то, как будто человек не хочет особо разговаривать, несколько пренебрежительно. Никто не старается произвести впечатление, меньше напрягается и так далее. Если правильно использовать все три тональности, можно достигнуть нужного результата. Голос будет звучать ровно, свободно и в то же время забавно.

Влияние голоса на организм

Не все знают, но от голоса, особенно от умения правильно интонировать (петь), во многом зависит духовный рост человека. Если научиться говорить и петь так, чтобы резонировали все мышцы и органы тела, — это значит понимать себя, вести полноценную жизнь. Шаляпин пел так, что «аж до пяток доставало».

Сила голоса — это показатель того, насколько человек вписывается в настоящую жизнь, это продолжение человеческого «Я». Чем больше мы владеем голосом, тем больше искренности и любви будет вокруг нас.

Зачастую люди, увлеченные одной идеей или находящиеся в полном согласии друг с другом, начинают говорить в одной манере. Это «присоединение» к голосу партнера действует намного сильнее, чем логичные слова.

В настоящее время, когда приходится много общаться с людьми по телефону, можно с помощью голоса составить представление о человеке. Иногда деловой партнер вызывает симпатию только благодаря тому как он говорит, либо наоборот — он не вызывает доверия. Чем больше мы знаем о своем голосе, тем лучше ориентируемся в голосах других. Как бы человек не владел своим телом и лицом, голос может быть «предателем». Поэтому, чем больше развиты навыки «слушать» и «слышать», тем ярче будет образ другого человека.

Комментарии