Церковный устав колокольного звона

Особенный момент дня, когда в городе слышен колокольный звон местного храма. Говорят, что в это время Ангелы спускаются на Землю, настолько благодатной становится атмосфера в пространстве.

Но колокольный звон также подчиняется своим правилам (уставу) и может быть разным в зависимости от времени суток, дня недели, праздника. Более подробнее об этом изложено в нашей статье.

Значение для русского народа

Еще до Рождества Христова верующим людям был знаком колокольный звон. Особенно на территории земель русских. Но тогда религии были языческими, из-за чего колокола некоторое время не принимались первыми христианами.

Даже апостол Павел не очень позитивно упоминает в Священном писании о "меди звенящей", то есть о колокольном звоне, как пустом звуке.

Но в эпоху рассвета христианской религии, православия, главным символом духовной жизни русского народа становится этот величественный звенящий инструмент.

Колокола выливали только настоящие мастера, которые владели данным искусством в совершенстве.

И до сих пор, когда русский верующий человек неожиданно слышит звон церковных колоколов, то рука непроизвольно сама тянется совершить крестное знамение. Наверное, это уже "в крови" у народа.

Вообще, колокольный звон очень созвучен с душой и высоким духом жителей России. Такой же величественный, чистый, светлый...

Описание

А еще колокольный звон является важной частью богослужения в православной церкви. И регулируется он Типиконом – церковно-богослужебным уставом.

Это документ, который одобрен синодальной богослужебной комиссией, а также утвержден Патриархом Московским Алексием II в августе 2002 года.

Согласно уставу, церковный звон подразделяется на 3 основные вида:

  1. Благовест (когда совершают единичные удары в большой колокол).
  2. Трезвон (когда единовременно звонит несколько колоколов).
  3. Перезвон (последовательные удары в колокола – от самого большого до самого маленького).

Также есть: перебор (последовательные удары в колокола – от большого до малого, включая «во вся»), "звон в двои" (в два колокола – постовой и тот, что следующий от него, а затем в оба одновременно) и водосвятный перезвон (последовательные удары в колокола: от самого крупного до малого по 7 раз в каждый).

Например, по уставу о колокольном звоне на Пасху звучат и благовест, и трезвон. Так же и в другие праздничные и будничные дни.

Благовест

Это удары, которые звучат один за другим. Но между ними есть паузы: после первого и второго раза (до полного исчезновения звука), а следующие - в ритме музыкальной размерности ¾.

В зависимости от времени суток, вида богослужения и дня определяется время начала, периодичность и, собственно, продолжительность благовеста (например, на всенощном бдении – по продолжительности чтения Псалмов 50 или 118 – 12 раз, что равняется примерно 15 минутам).

Благовест также подразделяется на:

  • воскресный (вес колокола - 3,25 тонн);
  • полиелейный;
  • повседневный (1,64 т);
  • праздничный (6 т);
  • великопостный.

Трезвон

Это одновременный звон во все колокола – за три подхода. Способ трезвона, в основном, зависит от мастерства самого звонаря, поскольку конкретных положений о нем в уставе нет.

Как правило, трезвон начинает всенощные бдения (после окончания благовеста) и снова звучит перед перерывом. Также, на утреннем богослужении: перед чтением Евангелия, перед началом Литургии, в момент выноса Плащаницы и Святого Креста, при совершении Крестного хода.

При трезвоне в колокола ударяют дважды (двузвон), трижды, шесть и девять раз.

Таким образом, если благовест сообщает о начале богослужения, то трезвон – о важных событиях (несет звук духовной радости!).

Также может осуществляться в разные колокола: воскресный, будничный и так далее.

Перезвон

Здесь характерно ударение в каждый колокол по 3 раза – от самого большого до самого маленького.

Звучит перезвон во время произнесения Великой славы Господу, после которой выносится Крест (в праздничный день Воздвижения), также в Крестопоклонную неделю, перед Крестным ходом, освящением воды и первого августа. В Страстную Пятницу перед выносом Плащаницы звучит перезвон.

Этот вид колокольного звона подготавливает верующих к восприятию особенно важных событий.

Все звоны обязательно совершаются в зависимости от знака богослужения и только по благословению настоятеля.

Праздники

Согласно устава колокольного звона, различают:

  1. Звоны будничные.
  2. Воскресные.
  3. Полиелейные.
  4. Великого Поста.
  5. На храмовые, великие и двунадесятые праздники.
  6. Нерядовые подготовительных недель и Великого поста.
  7. Нерядовые годичного круга.
  8. На Пасху и Великую седмицу.
  9. При встрече и отъезде архиерея.
  10. Венчальные.
  11. Крестильные.
  12. На отпевание.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Звоны на Пасху и Страстную Седмицу

В канун светлого христианского праздника, начиная с Чистого четверга и до субботы, полностью отсутствует какой-либо колокольный звон. И это не просто так.

По церковному поверью считается, что это время противостояния сил света и тьмы. После чего первые одерживают победу и начинается праздник Пасхи.

Устав колокольного звона в этот день особенный: звучит и благовест, и перезвон, и трезвон. В самой колокольне зажигают свет и начинается священное музыкальное действо, которое совершает звонарь, сообщая миру, таким образом, о победе добра и света.

Порядок совершения колокольного звона на Пасху изложено далее.

Литургия:

  • Полунощница, при которой слышен едва совершаемый благовест в праздничный колокол;
  • Крестный ход под звуки перезвона;
  • Пасхальное начало – вхождение в храм при трезвоне (с праздничным колоколом);
  • Евхаристический канон, при котором звучит благовест (12 медленных ударов) в праздничный колокол;
  • Целование Креста – трезвон с воскресным колоколом.

Пасхальная вечерня:

  • благовест, сообщающий о начале Вечерни (40 ударов в праздничный колокол);
  • трезвон с праздничным колоколом;
  • через 1 час снова звучит трезвон, сообщающий об окончании.

Литургия:

  • до начала слышны звуки благовеста (40 ударов), а потом и трезвона;
  • Евхаристический канон при благовесте (12 медленных ударов);
  • Крестный ход при трезвоне (при остановке звуки прекращаются);
  • целование Креста – трезвон с воскресным колоколом.

Есть такая традиция: в Пасхальную неделю всем желающим прихожанам можно подняться на колокольню и попробовать позвонить в колокола. Особенно это любят дети.

Что касается устава о колокольном звоне в Страстную Седмицу, то особенно важными являются такие дни, как Страстный Четверг и сам светлый праздник Пасхи (о котором информация выше).

На Успение Пресвятой Богородицы

В этот торжественный день также есть своя последовательность исполнения колокольного звона. На Успение уставом предусмотрено следующее:

  • перед началом Вечерней службы звучит благовест в праздничный колокол (40 раз, причем, первые три – долгие);
  • в момент выноса Плащаницы звучит перезвон;
  • при положении Плащаницы в храме – трезвон;
  • при погребении Плащаницы совершается Крестный ход при перезвоне;
  • при поставлении Плащаницы – трезвон;
  • Литургия совершается при звоне колоколов двунадесятого праздника.

На Радоницу

Пасхальная неделя оканчивается поминальным днем. Еще его называют Радоница. Устав колокольного звона в родительский день имеет также свою последовательность. Звучит скорбный перезвон и трезвон.

На Руси, согласно древним поверьям, радоницы и тризны – это божества, которые оберегали души усопших. В христианстве все едино, то есть нет разделения на живых и мертвых – для Бога все живы.

Радоница происходит от давнего предписания, согласно которого поминовение тех, кто ушел с земного плана в Великий пост (по случаю традиционных 3, 9 и 40 дней), не совершенное в свой час (из-за великопостного периода), переносится на ближайший будничный день, в который совершается Литургия. Это день Фоминой седмицы – вторник.

Вообще, поминание в Радоницу может быть совершено аж до 9 дня после Пасхи. А религиозные празднования в храмах еще длятся до Вознесения Господня (то есть, еще 32 дня).

Звоны на Литургии

На вечерние и утренние службы, согласно уставу колокольного звона на Литургии, есть следующая последовательность его осуществления:

  • за 10 минут до вечерни звучит благовест (причем, 40 ударов, первые три из которых медленные) и трезвон (колокол будничный в обоих случаях);
  • по завершении – трезвон;
  • за 10 минут до начала Литургии также звучит благовест (40 ударов) и трезвон;
  • при Евхаристическом каноне – благовест (12 ударов в медленном темпе);
  • по завершении Литургии (при целовании Креста) – трезвон.

На Рождество

Обычно звучат колокольные звоны, предназначенные для великих, двунадесятых и храмовых праздников. Слышны благовест и трезвон.

Согласно уставу колокольного звона на Рождество, удары совершаются в праздничный колокол.

Всенощная:

  • за 10 минут перед началом вечерни – благовест (40 ударов) с последующим трезвоном;
  • перед началом утреней звучит трезвон;
  • по Евангелию – трезвон;
  • по завершении – трезвон.

Литургия:

  • до начала за 10 минут звучит благовест (40 ударов), а после него – трезвон;
  • при Евхаристическом каноне – благовест (12 ударов);
  • по завершении (в священный момент целования Креста) – трезвон.

В Великий Четверг

В Чистый или Великий Четверг колокольный звон осуществляется в следующем порядке:

  • перед началом утреней – благовест (40 ударов);
  • перед началом чтения Евангелия – удары в колокол по числу читаемого (первое чтение – 1 удар, второе чтение – 2 удара), всего 12 Евангелий. Затем звучит короткий трезвон.

После чего до Пасхи наступает тишина. Но, согласно уставу о колокольном звоне в Великий Четверг, применяется воскресный колокол.

В Великий пост

Когда начинаются недели перед Пасхой, в храмах совершаются специальные службы, которые также сопровождает колокольный звон.

По уставу о Великом Посте, применяются: постовой колокол, звон «в двоих», благовест, трезвон.

При утреннем богослужении (с понедельника по пятницу):

  • перед 3-м часом – три удара в постовой колокол;
  • перед 6-м – шесть;
  • перед 9-м – девять;
  • перед началом вечерни (Литургия Преждеосвященных Даров) – «в двои».

В вечернем богослужении за 5 минут звучит благовест в постовой колокол (40 раз).

Литургия Иоанна Златоуста:

  • перед началом – благовест в будничный колокол (40 раз), после чего осуществляется трезвон;
  • при Евхаристическом каноне звучит благовест в будничный колокол (12 неспешных ударов);
  • при целовании Священного Креста бьют трезвон с воскресным колоколом.

Всенощная:

  • перед началом вечерни – благовест (40 ударов) с последующим трезвоном в воскресный колокол;
  • перед началом утренней службы трезвон (в воскресный колокол);
  • к Евангелию звучит трезвон (в момент Антифонов до чтения Евангелия);
  • по завершении – трезвон в воскресный колокол.

Литургия Василия Великого:

  • перед началом – благовест в воскресный колокол (40 раз), трезвон;
  • при Евхаристическом каноне – благовест (12 спокойных ударов продолжительностью 25 секунд);
  • при целовании Священного Креста – трезвон в воскресный колокол.

Интересная информация

Существуют современные колокола, а есть те, которым уже не одна сотня лет. Это такие, которые имеют историческое значение:

  • особо ценные (изготовленные до XVII столетия);
  • очень ценные (XVII- XVIII века);
  • ценные (XIX-XX века);
  • малоценные (после 1930 года).

На историческую ценность также влияют такие факторы, как: целостность формы, материал, вес, сама форма изделия, качество звучания, надписи, имя мастера.

Резюме

Вообще, устав колокольного звона (при Успении Пресвятой Богородицы, Пасхе, Рождестве и других праздниках, будничных служб) необходим для применения в храмах и монастырях Русской Православной Церкви.

А разработан он для того, чтобы:

  • сохранять традиции православного звона, которые являются важной частью жизни Русского Православия (как духовного и культурного наследия страны);
  • для правильного применения церковного звона;
  • для поддержания желания молодых звонарей в освоении данной специализации (есть в стране специальные школы, где обучаются данному мастерству).

В уставе все изложено кратко. Он содержит только самую необходимую информацию относительно колокольного звона. И ни в коем случает не накладывает ограничения на традиции отдельных храмов и монастырей, права их священнослужителей, проявление творчества и местную практику звонарей, если это не противоречит его положениям и Православной религии в целом.

Комментарии