Величина спроса - это... Величина спроса и предложения: объем, факторы и теории

Спрос представляет собой экономическое понятие, которое отражает возможность и желание потребителей приобрести некое количество определенных товаров или услуг по конкретной цене в то или иное время. В то же время, если речь идет об этой категории относительно макроэкономики, то этот термин имеет более широкий смысл. В данном контексте рассматриваемая величина спроса — это параметр для всей экономики страны.

Основные принципы

Не только профильным специалистам, но и большому числу обывателей известно простое правило, согласно которому понижение стоимости товара или услуги ведет к повышению спроса на них, и наоборот. В то же время в истории зафиксировано немало случаев, когда в эту догму вносились определенные коррективы. В качестве примера можно привести ситуацию на рынке торговли нефтью и нефтепродуктами. Так, в период с 1973 по 1980 годы было зафиксировано повышение цены на данную продукцию. Но спрос при этом также увеличивался. А вот удешевление нефти и нефтепродуктов в 1981-1986 гг. сопровождалось его сокращением.

Значит ли это, что закона спроса не существует? Вовсе нет. Он есть, работает и дает вполне объективную картину событий, происходящих на тех или иных товарных рынках и в экономике в целом. Другое дело, что в сфере потребления товаров и услуг наблюдаются сложные и не всегда легкие для понимания процессы.

Отрицательная зависимость

Важнейшей характеристикой спроса является его обратная, или отрицательная, зависимость от стоимости на товары и услуги. При этом другие факторы должны оставаться неизменными. Такого рода зависимость, как уже было отмечено выше, называется законом спроса. Другими словами, если остальные обстоятельства являются неизменными, то можно утверждать, что увеличение цены товаров влечет за собой снижение величины спроса, и наоборот.

Кроме того, следует отметить еще один важный аспект. Каждому участнику того или иного рынка необходимо знать величину и цену спроса. Также следует подчеркнуть, что степень чувствительности спроса к изменению стоимости определяется посредством такого фактора, как ценовая эластичность.

Другие факторы, влияющие на величину спроса

Большинство экспертов, исследующих торговые рынки, действуют по одному и тому же алгоритму. Во главу угла они ставят задачу определить непосредственную величину спроса и предложения, а затем выразить их изменения в количественном измерении. Такая схема является классической при микроэкономическом анализе и широко используется в экономической теории. В то же время, на примере нефтяного рынка можно увидеть, что подобные исследования зачастую требуют более сложного подхода, учитывающего взаимосвязь огромного количества факторов, взаимодействий и интересов, представленных в отрасли.

Основой величины и объема спроса принято считать предельную полезность товара. Что это за категория? Под этим термином понимают прирост полезности некоего блага по мере потребления каждой новой единицы данного товара или услуги до достижения уровня насыщения. Кроме того, предельная полезность товара находится в корреляции с покупательной способностью граждан. Другими словами, их доходами. Двумя основными факторами величины спроса являются стоимость товара или услуги и неценовые обстоятельства. К последним относятся предпочтения потребителей, ожидания по уровню инфляции, покупательная способность граждан, цены на заменители данной продукции, а также стоимость других товаров и услуг.

В данном контексте важно понимать, что при изменении стоимости предмета торговли меняется и величина спроса. Это непреложное правило. В то же время колебания неценовых параметров приводят к сдвигу так называемой кривой спроса. Она, в свою очередь, является одной из характеристик величины спроса. Этот момент другими словами можно описать так. Кривая спроса демонстрирует количество товаров и услуг, которое могут купить потребители в зависимости от стоимости и, кроме того, показывает действие закона спроса.

Влияние эластичности на величину спроса

Большое значение в процессе анализа имеет эластичность. Данная категория характеризует динамику величины спроса на товары и услуги. Она описывает те колебания рассматриваемого явления, которые вызываются ростом или снижением стоимости предметов торговли. Кроме того, эластичность спроса показывает уровень реакции или чувствительности покупателей к изменению цен. Следует отметить, что данная категория зависит не только от стоимости, но и от покупательской способности потребителей. Именно поэтому разделяют эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам.

Трудно переоценить большую практическую пользу от знания степени эластичности спроса на тот или иной товар и услугу. Именно этот показатель является своего рода ориентиром для продавцов в процессе выбора стратегии продаж и формирования цен. Например, стоимость товара с высокой степенью эластичности можно снизить. При этом достигается увеличение объема продаж и рост прибыли. А вот для предметов торговли с низкой эластичностью спроса данная стратегия не выглядит целесообразной. Уменьшение стоимости продукции в этом случае не принесет сколь-нибудь существенного эффекта. При этом упущенная выгода не будет компенсирована.

Влияние конкуренции на величину спроса

Следует отметить, что при наличии на определенном товарном рынке значительного количества поставщиков спрос на любую продукцию будет обладать эластичностью. В данном случае работает следующий экономический механизм: даже незначительное увеличение стоимости одним из продавцов вынудит потребителей обратить свое внимание на аналогичные товары его конкурентов с меньшей ценой. Изложенное выше лишний раз подтверждает, что эластичность и величина спроса — это связанные и важные экономические критерии.

Комментарии