Полифонии Баха: виды, особенности, специфика, великие произведения, анализ и разбор
Полифония - вид многоголосия, в котором звучание инструментальных мелодий или вокальных голосов происходит одновременно. Она является одной из самых важных средств музыкальной выразительности и художественной композиции в целом.
Полифония в творчестве Баха занимала весомое место, он сумел повлиять на нее как с художественной, так и с педагогической стороны.
Терминология
Полифония базируется на правилах мелодики, лада, гармонии и, конечно же, самой важной части - ритма.
Ниже представлен список жанров и музыкальных форм, в которых многоголосие служит неотъемлемой частью:
- вариации на основе полифонии (Бах - один из ярких примеров);
- канона (повторение);
- инвенции;
- фуга;
- фугетта и др.
Противоположным полюсом для полифонии является гомофонно-гармонический склад. Он более типичен для широкого использования, для него характерно:
- аккордовое сопровождение;
- наличие одной главенствующей мелодии (чаще всего в самом верхнем голосе).
Полифонии Иоганна Себастьяна Баха - великое наследие и гениальный пример многоголосия.
Краткая история
Ранние профессиональные образцы, обнаруженные в Европе, относят к IX веку. Полное трехголосие сформировалось к XIII столетию. К этому же времени был совершен ряд достижений:
- голос, веденный третьим по счету, получил название "дисканта" (затем образовалась трехступенчатая вертикальная фактура);
- рождается имитация - важнейший элемент для создания формы музыки (с помощью нее второй и последующие голоса повторяют тему первого).
Жанры, родившиеся в этот период: органум, дискант и кондукт.
- Органум - раннее многоголосье периода Средневековья.
- Дискант - техника многоголосья. Отличался от органума точной метрикой и противоположным направлением голосовых партий.
- Кондукт - жанр вокального многоголосья. Не содержал мотивы григорианского происхождения. В XIII вытеснился мотетом.
В XIV-XVI веках полифония входила в мадригалы, мотеты и другие вокальные жанры.
На протяжении всей истории становления шла постоянная борьба за равенство между голосовыми классами. В итоге выделилось три основных этапа.
- Строгий стиль (религиозный). Признаки: церковное хоровое пение а капелла (без инструментального сопровождения), опора на диатонические ступени ладов, небольшие и от этого удобные скачки интервалов, а также отсутствие реприз.
- Свободный стиль (вокально-инструментальный). Черты: обновленная система ладов, свободный ритм, широкий диапазон, большие скачки на трудно интонируемые интервалы.
- Новая полифония. Особенности: синтез гомофонного склада с полифоническим, отсутствие повторений полифонии прошлого времени и приобретение самостоятельного статуса с точки зрения стилистики.
Фуги И. С. Баха
Фуги и полифонии Баха были неразрывным мощнейшим жанровым звеном.
Фуга - одна из наиболее популярных полифонических форм, которая основывается на конкретной главенствующей теме, проходящей во всех голосах. Несмотря на широкий диапазон содержания, в ней всегда преобладает некий интеллектуальный начальный замысел.
Классический вид она приобрела с помощью композитора И. С. Баха. Его фуги по сей день являются непревзойденным образцом полифонии и эталоном ее эстетики.
И. С. Бах - мастер полифонии, который смог реализовать этот жанр во всевозможных аспектах музыкальной жизни.
Композитор писал фугу в трех изложениях:
- органном;
- клавирном;
- хоровом.
Каждая была непохожа на другую, имела индивидуальный замысел и присущий только ей характер, но несмотря на это, у всех них была единственная общая черта:
- присутствие одной музыкальной темы.
Встречаются произведения, состоящие и из большего количества тем, но замысел остается прежним:
- все существующие подчиняются одной главной теме, которая несет в себе основной замысел фуги.
Содержание
Если оттолкнуться от анализа фуги Баха по полифонии, можно сделать несколько выводов:
- присутствие в большинстве случаев трех голосов;
- для структуры характерно наличие экспозиции, затем средней части (или разработки), а после нее репризы (повторения).
Экспозиция - демонстрация музыкального образа с помощью многократного проведения полифонии во всех существующих голосах.
Принцип:
- сколько присуще голосов для сочиненной фуги, столько раз и будет звучать ее главная тема.
Фуга начинается с показа главной темы в основной тональности при помощи одного голоса. Затем после нее вступает следующая (в музыке зовется "ответом"). С момента показа основного мотива в остальных голосах зачинщик не смолкает, а начинает играть роль противосложения.
Каждый раз, когда появляется демонстрация темы в другом голосе, начинается и новое противосложение. Когда основная тема совершает переход в новую тональность, наступает звездный час средней части.
Интермедия для фуги - важное, но нечто выпадающее по звучанию из ее основного замысла, так как в ней отсутствует полное проведение основной темы. Подобный метод придает композиции новизну и свежесть. Интермедия служит связующим звеном между экспозицией и средней частью. В ней происходит подготовка произведения в другую тональность. Средняя часть - рассадник для более широкого роста темы в динамическом плане.
Момент перехода от средней части до завершающей порой настолько незаметен, что определить его является достаточно трудной задачей. Реприза играет роль восстановления и закрепления потерянной в интермедии основной тональности. С помощью нее фуга снова приобретает гармонический баланс и соразмерность.
Лучшие фуги
Фуги и присутствующие в них полифонии Баха считаются вершиной многоголосного жанра.
Токатта и следом звучащая фуга ре минор являются композициями, которые в состоянии узнать каждый, даже далекий от музыки человек.
Фуга была написана методом скрытой полифонии, благодаря которой звучание фактуры приобрело густой и плотный характер.
Сборники произведений для клавира - два тома ХТК (хорошо темперированный клавир). Включает в себя 24 прелюдии и 24 фуги. Они написаны во всех существующих в музыке тональностях, начиная от до мажора и заканчивая си минором. ХТК - главная книга и энциклопедия для деятельности всех последующих композиторов. Прелюдии и фуги расположены парами по одноименному принципу (до мажор/до минор и другие).
Например, фуга соль минор - произведение, служащее примером скорбной полифонии в музыке Баха. Два противоречивых образа образуют один интересный тематический дуэт. Печальное воодушевление первого прекрасно дополняется сосредоточенностью второго элемента.
В экспозиции главная тема проводится 4 раза. Сначала она прослушивается в голосе альта, затем в сопрано звучит неким ответом. С каждым последующим вступлением эмоциональное напряжение увеличивается. Оставшиеся тематические проведения проходят в низком регистре.
Последовательность вступления голосов, как и во всех полифониях Баха, несет в себе особый выразительный замысел. Противосложения и все интермедии базируются на оборотах мелодики и ее ритмики.
Полифонические вариации
Вариация на основе полифонии - музыкальная форма, в которой проходит неоднократное проведение темы с контрапунктными изменениями.
- контрапункт - звучание нескольких самостоятельных голосов одновременно.
Сочинения Баха - это целая энциклопедия из полифонических вариаций.
Ярчайшие примеры:
- циклы хоральных полифонических вариаций;
- "Канонические вариации на рождественскую песню" (BWV 769);
- "Гольдберговские вариации", которые насыщены полифоническим варьированием;
- фуги и фугетты, начинающиеся с номера BWV 944 и заканчивающиеся BWV 962 по списку;
- пассакалья до минор (BWV582) и еще множество других произведений.
Инвенции
Инвенция - сочинение небольшого размера полифонического характера, написанное в двух- или трехголосном складе. Такое название относится только к 15 пьесам, остальные Бах прозвал фантазиями или симфониями. Они представляли особые жанры, но при этом не соответствовали статусу "самостоятельного полифонического произведения". Некоторые относились к фугам, другие же были канонами.
В нескольких сочинениях, сближенных с фугой, тема в начале звучала не в том виде, к которому все привыкли по баховской классике жанра. Одному голосу сразу сопоставлялась отдельная от основной темы мелодия.
Как и в других многочисленных произведениях, полифонии Баха в инвенциях также обладали характерными только для них чертами. Например, симфония фа минор имела элементы двухчастной формы сонаты.
Известен факт о том, что композитор, сочиняя инвенции, ставил на первый план не только художественный аспект, но и педагогический. С помощью них было возможно оттачивать технику полифонии и наглядно демонстрировать методы певучего, связного и мелодического проведения голосов.
Инвенции представляют собой свободу форм, даже если и промежуточную. Они считаются эталонными образцами полифонии Баха.
Двухголосная инвенция фа мажор № 8.
Месса си минор
Произведением, явившимся величайшим достижением композитора и его исповедью, стала месса си минор. Она была написана для вокалиста, хора и оркестра. Хоровые номера пропитаны полифонической фактурой.
Она состоит из 5 текстов:
- "Господи, помилуй" - 3 номера.
- "Слава" - 9 номеров.
- "Верую" - 9 номеров.
- "Свят" - 4 номера.
- "Агнец Божий" - 2 номера.
При жизни И. С. Баха произведение не было исполнено целиком ни разу. Только в 1859 году в городе Лейпциге месса смогла дебютировать под дирижированием Карла Риделя.
Итог
Полифонии фугах и хоралах музыки Баха были неким бесконечным родником вдохновения, который продолжал изливаться в работах последующих композиторов.