Варяжская гвардия. Армия Византийской империи. Военная история Средневековья

Византийская империя, став наследницей Великой Римской империи, простиралась от Италии до Малой Азии, включая в себя территорию Греции и Балканский полуостров. Ее богатство, мощь раздражали соседей, поэтому приходилось вести постоянные войны. Самой боеспособной единицей в византийской армии по праву считалась варяжская гвардия – спецназ Древнего мира. Это были не просто наемники. Их опыт, воинские традиции, дисциплина, верность и структура делали этих варягов похожими на воинское формирование, каким его представляет себе современный человек. Однако обо всем по порядку.

Варяги

Для начала необходимо ответить на вопрос, кто такие варяги. Это слово пришло в греческий язык в значении «норвежец». Однако следует понимать, что образованные византийцы прекрасно различали норманнов, викингов, руссов и варягов. С последними они чаще контактировали. Кроме того, первая гвардия варангов, или варяжская гвардия императора была сформирована из викингов и руссов. Их направили как дар князя в знак уважения. Некоторые филологи утверждают: слово «варанга» пришло из древнего скандинавского языка и означало «дар». А Татищев и Страленберг были уверены, что «варяги» - производное от слова varg - «волк» или «разбойник».

Макс Фасмер не соглашается с этими выводами. В его интерпретации наименование «варяги» произошло от древнегерманского слова wara («клятва»). Варяги – воины, давшие клятву. Довольно смелое утверждение, если учесть, что воинские культуры многих народов полны священных обетов, ритуалов, но надо почему-то выделить варягов.

В древнем норвежском есть слово «вераль», означающее сплоченность, способность постоять не только за себя, но и за брата по оружию. Учитывая условия жизни таких людей и их приоритеты, можно утверждать, что эта версия также имеет право на существование.

В целом вопрос о том, кто такие варяги, остается открытым. Анализ исторических источников также не способствовал единству мнений по этому вопросу. Скандинавские летописи варягов ассоциируют с военной службой в Византии. Русские хроники выделяют их в отдельный народ, а «Русская Правда» Ярослава Мудрого закрепляет их социальный статус.

Версий об этимологии этого слова множество, и спор далек от завершения.

Необходимость в надежных воинах

Византийский император Василий 2 Болгаробойца прекрасно понимал, какую опасность в себе таят дворцовые интриги и мятежи военных наместников. Восстание Варды Фоки настолько впечатлило басилевса, что он принял судьбоносное решение окружить себя не просто надежными телохранителями, но и создать самодостаточную военную единицу, способную подавить бунт в любом уголке огромной империи.

Где же взять таких «чудо–богатырей»? На своих ромейцев император не возлагал больших надежд. Римская культура хоть и рождала великих воинов, но они были в корне порочны, продажны. Решено было сделать ставку на «варваров». Тем более что у Василия 2 было что предложить.

Выбор пал на киевского князя Владимира Святославовича - будущего крестителя Руси, которого Русская православная церковь объявила равноапостольным (особо отличившиеся святые в деле обращения народов в христианскую веру и проповедовании Евангелия). Летописи, хроники оставили о нем память как о жестоком садисте, насильнике и убийце (убийство не только своего брата Ярополка, но и полоцкого князя Рогволода с сыновьями, изнасилование Рогнеды прямо на глазах у родителей) и множество других не менее «великих» деяний.

При этом он не раз оказывал военную помощь, прекрасно понимая, что собой представляет армия Византийской империи. Более того, он ее не боялся. Именно на такого человека решил опереться византийский император.

Сделка с киевским князем

Каждая сторона при заключении определенных договоренностей преследует свои цели. Басилевс остро нуждался в надежных ратниках, поскольку военная мощь Константинополя значительно поубавилась. Трон зашатался. У Владимира Святославовича были две насущные проблемы: укрепить свою власть над русскими землями, а для этого монотеистическая христианская религия, по его задумке, подходила лучше всего. Вторая причина – это избавиться от буйных союзников.

Появление варягов в Византии было в большей степени связано с тем, что в свое время они не только предоставили опальному князю Владимиру убежище, но и поддержали в его борьбе с Ярополком. Теперь острая необходимость в них отпала. Удерживать в узде хорошо подготовленных, храбрых и сильных воинов, привыкших грабить, убивать, становилось все сложнее.

Вскоре Владимир Святославович на деле доказал, что с ним лучше дружить. Когда Анна Византийская отказалась выходить за него замуж, киевский князь осадил Корсунь (Херсонес в Севастополе). Появилась реальная угроза того, что следующим «под раздачу» попадет Константинополь. Естественно, в таких условиях сердце красавицы смягчилось. Русские земли, как это преподносится официально, были крещены «мирным путем», и на одного равноапостольного святого стало больше. Но это уже другая история.

Византия же получила варяжскую стражу (6000 отборных воинов, сформированных из варягов и руссов, присланных от киевского князя) – одних из самых опытных и умелых бойцов на планете. Далее необходимо уделить внимание некоторым вопросам, связанным с их вооружением и манерой боя.

Меч и щит

Судя по археологическим данным, мечи имели довольно широкое применение. Обычно это одноручный двухлезвийный клинок из тигельной стали. Его дол располагался по центру. Клинок имел в среднем 80 см длины и 5-6 см ширины. Три его четверти длины – обоюдоострые, а последняя четверть затачивалась только с одной стороны. Его рукоять была короткой. Расстояние между гардой и навершием – 9 см, иногда доходило до 10,5 см. Масса в раннем варианте составляла около 1 кг, а в позднем – 3 кг.

Судя по самой конструкции меча, варяжская гвардия использовала его для нанесения в основном рубящих ударов в верхнем и нижнем уровне. Последнее направление более перспективно. Ноги, как правило, не имели серьезной защиты. Там же расположены основные кровеносные артерии, при повреждении которых противник гарантированно выходил из строя в кратчайшие сроки.

Чаще всего попадаются щиты круглой формы кулачного хвата. Их диаметр составлял около 95 см. Значительно реже, но все же имеют место находки скоб, колец для ременного крепления такой защиты на плече. Но нельзя рассматривать щит только как средство защиты. Им можно было наносить удары краями или просто опрокидывать противника на землю. Такой способ боя был известен еще в Риме.

Боевые топоры

Очень часто в одном захоронении викингов одновременно присутствуют меч и топор. Их было два вида. Первый тип - короткий одноручный с небольшим обухом и узким лезвием. Второй тип боевого топора имел внушительные размеры, являясь двуручным оружием. Это знаменитый датский топор, или брайдекс с краями-полумесяцами. Ширина лезвия варьировалась от 30 до 45 см. Опытный боец мог легко снести голову противнику с одного удара. Оружие было удобно в использовании на длинных и средних дистанциях.

Копье

Это еще одно из самых любимых «орудий труда» наемников в Византии. Его можно было прикрыть щитом, нанося колющие удары. Такого копьеносца мог прикрыть любой щитоносец, и при условии слаженности действий их эффективность возрастала. Северное копье имело длину 1,5 метра. Его широкий наконечник имел листовидную форму.

Хитрость любого наконечника копья заключалась в стопоре, этот нехитрый «тюнинг» позволял при закалывании противника быстро извлечь оружие из тела. Вес такого копья был внушительным. Это было удобно в рукопашной, но при метании доставляло определенные неудобства. Поэтому отдельно стоит упомянуть метательные копья. Они были короче по длине и обладали узким наконечником.

Лук и стрелы

К стрелковому виду вооружения варяжская стража испытывала огромное уважение, не раз убедившись в его эффективности. Перед тем как сойтись в рукопашной, происходил обстрел противника стрелами, дротиками. Стрельба из лука велась не прицельно, а навесом. Сила натяжения, как уверяют археологи, достигала 40 кг. На короткой дистанции такой лучник мог вполне пробить кольчугу.

Запас стрел носили на поясе (обычно это около 40 штук). В зависимости от задач, поставленных перед таким подразделением, разнились и наконечники для стрел. Длинный и узкий предназначался для хорошо защищенной цели, например это мог быть какой-нибудь воин в доспехе. Имелись также штурмовые, зажигательные наконечники – они были гораздо тяжелее обычных.

Перспективы службы на императора

Византийцы не были бы византийцами, если бы не умели извлекать финансовую выгоду из любой ситуации. Даже при рекрутировании наемников в ряды своей армии они умудрялись наживаться. Так, чтобы попасть в ряды варяжской гвардии, необходимо было заплатить взнос. Если у кандидата не было средств, он мог взять заем у казны или попросить помощи у земляков.

С другой стороны, его жалование было в 10 раз выше, чем у обычных воинов. От 40 до 70 граммов золота в месяц. Кроме денежного вознаграждения, гвардеец получал долю от военной добычи. И даже это не было еще пределом щедрости нанимателей. По большим церковным праздникам полагались подарки, а если умирал император, то новая власть позволяла войти во дворец и взять любую приглянувшуюся вещь. Такая забота о наемниках диктовалась необходимостью. Они уже давно доказали свою эффективность на поле брани.

Второй момент – наиболее состоятельные аристократы сами обзаводились собственными армиями, но солдаты императора должны быть не только хорошо экипированными, но и хранить только ему одному верность. Это был не только залог его выживания, но и удержания власти.

Поэтому европейская знать не считала зазорным вступить в армию басилевса. Набравшись опыта, по возвращении домой они могли претендовать на более высокие должности. Финансовая сторона вопроса также была весьма заманчивой. А самое главное – такой вождь обрастал связями, полезными знакомствами среди элиты одного из самых влиятельных государств мира.

Офицерские должности скандинавских наемников

Военная история Средневековья знает множество примеров того, как служба на византийских императоров становилась прекрасным трамплином для честолюбивых европейских полководцев. Кое–кто из них, как Харальд Хартрада, становился впоследствии монархом.

А пока они набирались опыта, проходя суровую школу жизни. Отборных гвардейцев и младший командирский состав называли манглобитами (от слова «манглобита», что означает «дубина»). Они и вправду, помимо мечей с золотой ручкой, носили деревянные дубинки. Манглобиты были ответственны за охрану императора.

Следующими по значимости можно считать спафарокандидатов. Это были командиры среднего звена. Обычно у них в подчинении было около 500 человек. Достаточно, чтобы выполнить любые специальные задачи. Византийская гвардия была весьма мобильна. Некоторые современники подмечали одну интересную особенность: руссы передвигались в основном по земле, а скандинавские отряды - по воде.

Наконец, высшей должностью считается аколуф. Он не только командует элитными отрядами наемников. В случае необходимости ему переподчиняют всю армию Византии. Доверие императора к офицерам с такой должностью было настолько велико, что им оставляли даже ключи от города.

Верность и традиции

Не только материальная выгода была основной мотивацией для таких воинов. Сложились целые династии, лично преданные сиятельной особе. Они были готовы даже пойти на верную смерть ради своего господина. Правда, эта верность играла с ними злую шутку. Когда поднимался очередной дворцовый переворот, то после победы и убийства монарха таких гвардейцев не щадили. Видимо, памятуя об одной меткой поговорке, сказанной про Андроника Комнина, но она удивительно подходит для всех византийских монархов: «Император доверяет лишь собаке у кровати, да варяжской страже за дверью».

Тайная полиция

Англичане однажды очень метко подметили специфику византийской политической культуры, они ее так и назвали - «византийская политика». При этом намекая на нескончаемую череду различных хитроумных интриг и политических убийств. Басилевсы очень быстро смекнули, кому можно доверить эту важную работу – контрразведку. Это уже характеризует наемников в Византии с лучшей стороны. Потому что доверить такие мероприятия обычным громилам – себе дороже. Такие дела требовали деликатного подхода. Гвардейцы великолепно справлялись с этой задачей.

Попутно они занимались ликвидацией политических противников, если монарх заподозрил, что кто–то из его подчиненных стал не в меру влиятельным.

Начало боевого пути варяжской гвардии

13 апреля 989 года состоялось первое боевое крещение присланного корпуса руссов и находившихся при них варягов. Они напали на мятежников внезапно. Летописи упоминают о том, что сторонники Варды Фоки были настолько беспечны, что ни о чем, кроме вина, не помышляли в это прекрасное утро. Тавроскифский отборный отряд, как его называют византийские источники, самым жестоким образом помешал этой затее. Те, кто не погиб в стычке, бросили все самой ценное и пытались скрыться. Кого–то нагнали, а некоторых с позором отпустили. Больше этот отряд мятежников угрозы не представлял.

Это событие можно по праву считать рождением византийской гвардии.

Заключение

Прошли века. С политической карты мира давно исчезла Византия. Но многое остается нетленным. Например, память о варягах на службе у императора. Их запомнили не только как лихих рубак, но и как воинов, превыше всего ценящих верность своим боевым товарищам и басилевсу. Для воинов слово «доблесть» не было пустым звуком. Они творили страшные вещи на пути к обогащению и славе, но только потому, что от них этого требовали исторические реалии. В своем деле варяжские гвардейцы были лучшими, сочетая в себе авантюризм, стратегическое мышление и полное презрение к своим врагам и смерти.

Комментарии
Корень War с Индоевропейского означает вода.Люди воды -варяги.Даль-варяжить:предугадывать,охранять.Кто действительно исследовал этот вопрос утверждают что варягами называли и славян и скандинавов.Варяги при дворе Владимира?что то не помню.У Мономаха -да.
Если Варяжская гвардия основана в 1066г,то ни каких викингов в ту пору не было.Их время закончилось.