Скоростно-силовые качества: понятие, характеристики и методика развития

Скоростно-силовые качества повышают общий потенциал различных групп мышц, усиливаемый использованием определенного комплекса упражнений. Развитие рассматриваемых параметров особо важно для профессиональных спортсменов на любой стадии тренировок. Во избежание стрессовых ситуаций для организма, рекомендуется выполнять тренировки круглогодично, с учетом индивидуальных особенностей атлета и функционального состояния организма. Рассмотрим особенности продвижения указанного способа для детей и взрослых.

Рекомендации

Многие специалисты рекомендуют придерживаться определенных при тренировке скоростно-силовых качеств. Для получения большего эффекта и повышения возможностей развития конкретной группы мышц, желательно использовать локальные упражнения, рассчитанные на преодоление сопротивления прилагаемым усилиям в диапазоне 80-90 процентов.

В рассматриваемом направлении следует учитывать несколько особенностей:

  • Необходимо развивать не только скоростно-силовые качества отдельных участков тела, но и иметь соответствующую подготовку для выполнения выбранных занятий.
  • Повысить уровень тренировок доступно за счет специальных и базовых упражнений, выполняемых с постепенным увеличением нагрузки на сопротивление.
  • К недостаткам достижения поставленной цели указанным путем относят снижение потенциала при выполнении только базовых тренировок. Это и неудивительно, профессиональные спортсмены повторяют их регулярно с одинаковой периодичностью, что сказывается на адаптации организма к имеющимся нагрузкам.
  • В своих исследованиях специалисты отмечают, что для усиления ожидаемого эффекта, необходимо разрабатывать новые комплексы и пути повышения оказываемого воздействия, во избежание образования преждевременного скоростного барьера.

Подготовительный период

На начальном этапе развитие скоростно-силовых качеств требует восстановления оптимальных показателей, которые были достигнуты ранее. После достижения поставленной цели приступают к повышенным нагрузкам, обеспечивающим дальнейшее развитие указанных параметров.

В связи с этим процесс развития силы и скорости требует правильного подхода, круглогодичных тренировок для атлетов, достигших повышенной планки развития, требующей удержания и восстановления ресурсов организма. Часто в литературных и специальных источниках представлен лишь план прогрессивного развития, что не совсем правильно.

Особенности

Рассмотрим, насколько эффективны предлагаемые методы скоростно-силовых качеств в плане их стабилизации и усиления. По-иному можно рассмотреть предлагаемые рекомендации, особенно для квалифицированных спортсменов, которые имеют высокий уровень физической подготовки. Здесь обращают внимание на ряд моментов:

  • Используемые средства и тренажеры.
  • Режим работы мышц.
  • Преодолеваемое усилие на тренировках.
  • Максимальное число повторений определенного упражнения.
  • Вид и продолжительность отдыха после нагрузок.

Стоит отметить, что методы скоростно-силовых качеств не только решают задачи по созданию стандартных способов проработки мышц, но и дают возможность определить индивидуальный объем тренировок.

Интенсивность занятий

На любой стадии усовершенствования скоростно-силовых качеств необходимо придерживаться рекомендуемой последовательности и интенсивности выполнения упражнений. Следовательно, во избежание стрессовых для организма ситуаций, нужно чередовать максимальные нагрузки с «разгрузочными» днями (вариативный комплекс). Как указывалось выше, развитие скоростно-силовых качеств ориентировано на повышение и прорабатывание различных групп мышц.

Ниже приведен ориентировочный перечень величин сопротивления:

  • При динамическом режиме тренировок ориентируются на преодоление сопротивлений от 1 до 10 МП.
  • В тяжелой атлетике, где важное значение имеет сила, параметр составляет 4-7 МП.
  • Для прочих видов спорта, связанных с активностью (метания, прыжки, бег), ориентир – 1-4 МП.

Методы развития скоростно-силовых качеств

Среди основных способов в указанной сфере отмечают два главных момента: метод кратковременных и повторных усилий либо глобальное воздействие с упором на выполнение основного упражнения.

В случае применения тренировок нацеленного направления, величина сопротивления тренажеров должна равняться встречной силе, с учетом усилия воздействий, которое позволяет обеспечить специфическую структуру основных движений и упражнений. Основные используемые методы:

  1. С сопряженным воздействием.
  2. Вариативные способы.
  3. Кратковременные упражнения с частыми повторами.

Упражнения на скоростно-силовые качества

При выполнении специальных тренировок конкретного воздействия с использованием динамического стимулирования необходима четко скорректированная величина сопротивления. При этом учитывается уступающий и преодолевающий параметр функционирования мышц. Интенсивность проведения упражнений часто проходит на пределах с кратковременными максимальными усилиями и частыми повторами.

Для развития силы и скорости применяются различные виды занятий, направленные на противодействие сопротивлению, ориентируемого на определенную группу или часть мышц. Приведенные ниже рекомендации позволяют более явно представить особенности методик с учетом характерных свойств атлета и этапов годичных и разовых тренировок.

Примеры

Ниже приведены несколько упражнений для развития скоростно-силовых качеств:

  1. Бег с высоким подниманием бедра или с захлестыванием голени.
  2. Семенящий «спринт».
  3. Бег с подниманием ног назад или вперед.
  4. «Челночный» бег или аналогичное действие с внезапным ускорением.
  5. Любые виды прыжков, включая упражнения с утяжелением или изменением амплитуды (в стороны, вперед, назад и тому подобное).
  6. Приседания с резкими подъемами и подпрыгиваниями.
  7. Для развития пресса – стойки и висы, направленные на сгибание туловища.
  8. Различные упоры лежа с последующим подтягиванием и разгибанием мышц плечевого пояса и рук.

Разделение по группам

К категории «взрывных» упражнений относятся тренировки с упором на ациклическую структуру движений, включая прыжки и метания. К параллельным методам относится также комплекс с циклическими вариациями (плавание или бег на короткие дистанции, велосипедные гонки на треке и подобные занятия).

Условно все способы можно разделить на три группы:

  1. Упражнения с преодолением сопротивлений, усилие которых превышает соревновательные параметры. В силу этого, наблюдается уменьшение скорости движений и увеличивается силовая нагрузка.
  2. Занятия на сопротивление, которое меньше соревновательных характеристик с упором на большую скорость движений.
  3. Тренировки с преодолением усилия, максимально приближенного к соревновательной и максимальной скорости движений.

Интересные факты

При разработке методики развития скоростно-силовых качеств учитывается влияние на физическое развитие организма и формирование мышечных навыков как у юных, так и у подготовленных спортсменов. Считалось, что такой симбиоз способствует правильному формированию личности в моральном и атлетическом плане. Этот метод актуален для времен СССР, когда все деяния по воспитанию были направлены на повышение коммунистического сознания.

Еще не так давно внимание обращалось на развитие силовых и скоростных качеств, в плане важного составляющего компонента развития всесторонней физподготовки в сочетании с воспитательной работой.

Что нового?

Как показывает практика, советские методы ряда преподавателей и тренеров не всегда позволяли достичь оптимальных результатов для спортсменов. Иногда в приоритете ставилась погоня за рекордными показателями на конечный спортивный результат, без учета индивидуальных особенностей начинающего атлета. К вопросам воспитания и развития относились поверхностно, что способствовало получению негативных итоговых результатов. Часто приоритеты получения рекордов или «плюсиков» на лидирующих позициях главенствовали над формами и методами тренировок. Это касается не только профессиональных атлетов, но и детей, которым подобные способы могли навредить.

Воспитание скоростно-силовых качеств в СССР ориентировалось на достижение результата, без учета особенностей спортсменов. Причем это было актуально без учета возрастных и половых признаков. Современные подходы, наряду с физическими нагрузками, предусматривают применение упражнений без нарушений физиологического и психического состояния атлета.

Характеристики

Среди методов развития скоростно-силовых качеств у детей и профессионалов различают несколько модификаций, а именно:

  • Метод максимального усилия. Он представляет собой выполнение занятий, связанных с предельной нагрузкой на прорабатываемые группы мышц.
  • Способ непредельных усилий несет в себе разработку частей тела с ограниченным отягощением, однако число повторений при этом увеличивается многократно.
  • Динамическое усилие подразумевает создание критического напряжения с непредельным отягощением и частым повтором подходов.
  • Ударный метод связан с применением специальных нагрузок. Пример: спрыгивание и запрыгивание обратно в заданном ритме с предмета, расположенного на определенной высоте.
  • Изометрика. Здесь определяющую роль играет учет взятых нагрузок, число подходов, скорость выполнения упражнений и перерыв между ними. Основным показателем является коэффициент указанных нагрузок, который для профессиональных спортсменов составляет 80-90 процентов.
  • Изокинитический метод. Особенность этого способа в том, что для тренировки используются специальные приборы и агрегаты, которые автоматически меняют внешнее сопротивление, лимитируя скорость и нагрузку, независимо от желания атлета. При этом максимально задействуется амплитуда движений и напряжение участвующих групп мышц.
  • Статодинамика. В этом режиме сочетается динамика и изометрика. Результаты, как и сами манипуляции, отличаются количеством подходов, нагрузкой и процентом усилия.

В завершение

Процесс воспитания и развития скоростно-силовых характеристик предусматривает решение двух основных задач. Во-первых, комплекс задействует потенциал специфических мышечных групп. Во-вторых, правильно составленный комплекс упражнений позволяет увеличить процент эффективности работы спортсмена. Каждый из этапов требует индивидуального подхода, не предусматривающего использование шаблонных схем.

Как правило, на тренировках сочетают несколько методов развития, включая глобальное воздействие и основные элементы, способствующие сохранению специфической структуре основного развития. Подводя итог, можно отметить, что для развития скоростно-силовых параметров человека следует учитывать не только сопряженное воздействие, но и расчет частоты повторов с периодичностью между отдыхом и активными занятиями. Особенно этот фактор важен при занятиях с детьми и начинающими атлетами.

Комментарии