Диагностическое исследование по математике, по биологии, по истории: цели и задачи
Диагностическое исследование по математике связано с тремя аспектами: семиотическим, логическим, техническим. Рассмотрим каждый из них поподробнее, чтобы понять их значимость.
Цель диагностического исследования в выявлении каких-то определенных признаков.
Семиотический аспект
Семиотический аспект предполагает определение исследователем основного содержания понятий, которые выражают ее итоговую нацеленность. В этом случае оцениваемые признаки и варианты диагностической информации объединяются в знаковую целостную систему. При этом четко описывается диагностируемый признак, указывается инструмент для конкретного его выявления, измерения, анализа.
Специфика педагогических исследований
Диагностическое исследование особенно актуально в педагогике, как в ее теоретической части, так и в практике. Ян Каменский в своем произведении «Великая дидактика» писал о том, что основным недостатком воспитательной деятельности является отсутствие четких целей.
При подборе целей обучения и развития основное значение имеет психолого-педагогическая характеристика, допускающая однозначную диагностику и возможности для принятия единственного верного решения. Чтобы усовершенствовать современную систему учебной и воспитательной работы в российских школах, необходимо проведение диагностических исследований.
Значимость диагностик в педагогике
Они являются важным элементом при разработке цели и задач воспитания. Диагностическое исследование становится возможным лишь в том случае, если удовлетворяются следующие требования:
- точно описываются признаки;
- факты можно измерить прямым либо косвенным путем;
- результаты сравнимы с определенной шкалой
Эти требования соотносятся с общими условиями оптимизации, которые сформулированы в системном анализе. Оптимизация педагогической структуры предполагает инновации в каждом элементе.
Многие учителя считают, что они отлично представляют себе цели формирования подрастающего поколения, сами могут проводить диагностическое исследование.
Подобная самоуверенность приводит к консерватизму в воспитании, базирующемуся на привычке.
Цели во многих учебных дисциплинах прописаны описательно, что не позволяет педагогам выявлять творческие способности школьников.
Технический аспект
Диагностическое исследование предполагает применение специальных методов обследования. В каждой методике, используемой для диагностики, должно присутствовать описание в соответствии со стандартными требованиями:
- иметь предмет диагностики;
- содержать информацию о сфере и способах использования;
- указывать контингент испытуемых
Диагностическое исследование по математике должно содержать подробную информацию о процедуре проведения, надежности получаемых результатов. Тестовые нормы, применяемые в диагностике, должны подтверждаться описанием выбора алгоритма и вида диагностических операций в проводимом обследовании. Для оценки достоверности получаемой информации указывается вариант участия в диагностике испытуемых: добровольность либо обязательность.
Четко и понятно должна быть описана и процедура подсчета баллов за тест, а также интерпретация результатов. Это даст возможность получать схожие результаты при обработке разными пользователями одинаковых протоколов.
Логический аспект
В задачи диагностических исследований входит и построение заключения об исследуемом объекте. Появляется педагогическое диагностическое мышление только в результате познания, продумывания объектно-субъектных отношений, контакт детей и взрослых, которые оказывают влияние на формирование и развитие личности, переход из детства в юношеский период. Логический аспект важен не только для педагогических исследований, но и для тестирований, осуществляемых школьниками в рамках исследовательской работы.
Диагностика в проектной деятельности
Как можно провести диагностическое исследование по истории. 9 класс по ФГОС нового поколения предполагает защиту выпускниками самостоятельного (коллективного) проекта. Они также могут быть связаны с диагностированием. Например, если ребенок исследует традиции своего народа, целесообразным будет проведение опроса, по результатам которого автор сможет сделать вывод об актуальности выбранной темы, интереса к ней населения.
Какую цель преследует такое диагностическое исследование по истории? 9 класс в отечественных школах имеет учебный план, в котором помимо времени на изучение отдельных учебных дисциплин, отводит время на профориентационную деятельность. Благодаря таким методикам, психолог помогает ребятам подобрать направление для последующей профессиональной деятельности.
Особенности проведения исследований
Диагностическое исследование по биологии, химии, физике состоит из нескольких отдельных этапов.
Научное исследование отличается систематическим и целенаправленным характером. Именно поэтому основной задачей является четкое выявление сферы диагностики. Это дает возможность исследователю составлять три важнейших элемента для последующей работы: «объективной области», «объекта», «предмета» исследования.
Объектной областью исследования выступает сфера науки и практики, в рамках которой находится непосредственный объект исследования. В учебных дисциплинах, она может быть связана с конкретной учебной дисциплиной, к примеру, биологией, математикой, физикой.
Предметом диагностики может выступать конкретная область объекта, внутри которой осуществляется поиск.
В качестве предмета исследования могут выступать какие-то явления, их части, взаимоотношения между целым и отдельными сторонами. Предмет проекта предполагает выбор диагностической методики.
Между предметом, объектом, областью исследования существуют подвижные (условные) границы.
Например, если объектом в диагностике выступает творческая связь французской и русской литератур XIX в., то предметом изучения может стать анализ межкультурных заимствований. Еще более узкой сферой исследования в рамках конкретного предмета является тема работы. Ее выбор является сложным и ответственным этапом.
Диагностика помогает конкретизировать тематику работы, что способствует получению отличного результата. Тема является тем ракурсом, в рамках которого рассматривается определенная проблематика.
Тестирование позволяет выявлять актуальность выбранной темы, ее «вписываемость» в общую перспективу профессионального роста школьника.
Заключение
Благодаря диагностическим исследованиям, можно получить объективную картину, касающуюся определенного вопроса. При применении определенных методик можно выявить психологические особенности подростков, подобрать оптимальные методы и приемы последующего обучения и воспитания. Помимо исследований, проводимых школьными педагогами и психологами, диагностикой пользуются и современные школьники. Если в качестве темы для проекта выбран материал «Специфика лишайников и мхов городской лесопарковой зоны», для ее реализации потребуются полевые условия либо труднодоступные приборы. Тему можно считать визитной карточкой исследовательской деятельности. Диагностирование помогает ребенку выбрать направление своей деятельности, подобрать методики экспериментальной деятельности.
Результаты статистических исследований помогают обосновывать актуальность проводимого исследования.
Актуальность, к примеру, может заключаться в необходимости получения обновленных сведений, проверки их новыми методами.
При ее обосновании можно предоставить результаты диагностики, полученные по конкретному вопросу. Классные руководители, школьные психологи активно пользуются в своей профессиональной деятельности разнообразными диагностиками. Они помогают им получать своевременную информацию, на базе которой выстраиваются воспитательные и образовательные программы.