Президентский кортеж. Новый автомобиль представительского класса для поездок президента Российской Федерации
Разработкой автомобиля для президента Российской Федерации на протяжении нескольких лет занимался концерн Mercedes-Benz, выпускавший по специальному проекту Mercedes S600 Pullman. На нем и ездил глава страны. Но в 2012 году стартовал проект "Кортеж", целью которого было создание бронированного президентского лимузина и машин сопровождения отечественного производства.
Над проектом работает известный институт НАМИ, давший своему детищу наименование "Единая модульная платформа", а громкое название проекта "Кортеж" было придумано журналистами для отражения сути происходящего. В проект входят сразу несколько автомобилей: правительственный лимузин, минивэн, седан представительского класса и внедорожник. Все модели будут создаваться на одной платформе с разными модулями. Первые экземпляры автомобилей были созданы к прошедшей инаугурации президента РФ. Серийное производство автомобилей НАМИ стартует только в 2019 году, несмотря на то что президентский лимузин не только прошел все необходимые испытания и краш-тесты, но и был продемонстрирован всему миру во время инаугурации.
История создания автомобиля
Разработкой проекта "Кортеж" специалисты института НАМИ начали заниматься в 2013 году. Целью проекта было создание и серийное производство автомобилей премиального класса, предназначенных для главы государства и чиновников под государственной охраной. Начало производства было запланировано на 2017-2018 годы. Согласно некоторым данным общий бюджет проекта составляет 12,5 миллиарда рублей. Более 3,5 миллиарда рублей было выделено из государственного бюджета в 2016 году на разработку автомобилей НАМИ.
В середине 2017 года институт был вынужден остановить работу над проектом ввиду нехватки денежных средств. Все имеющиеся у организации ресурсы были направлены на создание лимузина президента, минивэна и седана сопровождения. Впрочем, информация о нехватке денежных средств была опровергнута главой Министерства промышленности и торговли. Прототип автомобиля представительского класса для поездок президента Российской Федерации был протестирован действующим президентом России летом 2017 года.
Разработчики проинформировали общественность о старте сборки первых 14 автомобилей в ноябре прошлого года. В конце 2017 года Федеральная служба охраны получила первую партию машин проекта, среди которых были лимузины ЕМП-412311 и седаны ЕМП-4123. Серийное производство автомобилей Aurus стартует только в 2019 году, стоимость моделей будет варьироваться от 6 до 8 миллионов рублей.
До 2000 года главы государства ездили на советских лимузинах ЗИЛ-41047, но после вступления в должность Владимира Путина транспортным средством президента стал разработанный по специальному заказу Mercedes.
О проекте президентского автомобиля
На разработку президентского автомобиля отечественного производства "Кортеж" из государственного бюджета было выделено порядка 12 миллиардов рублей. В создании автомобилей, помимо института НАМИ, принимают участие иностранные компании, к примеру Porsche и Bosch.
В теории автомобили, в том числе и лимузин для президентского кортежа, должны были создаваться российскими специалистами из отечественных комплектующих, однако на практике оказалось иначе. Силовой агрегат представляет собой гибридную установку последовательного типа. Конструкция ходовой части во многом напоминает архитектуру Porsche Panamera, что неудивительно, поскольку разработкой одного из силовых агрегатов занимались инженеры из Штутгарта. Новая машина президентского кортежа будет оснащаться двигателем V12 объемом 6,6 литра и мощностью 800 лошадиных сил. Динамика разгона шеститонного бронированного автомобиля составляет 7 секунд, максимальная скорость ограничена на отметке 250 км/час. В свободной продаже будет представительский седан с шестилитровым мотором V8 мощностью 650 лошадиных сил с дополнительными 100 лошадиными силами от электродвигателя. Двигатели V12 и V8 отличаются не только объемом и мощностью, но и некоторыми конструктивными особенностями.
Концерн Bosch занимался аппаратурой и электрооборудованием автомобиля президентского кортежа, что является несомненным преимуществом модели.
Экстерьером занимались специалисты "Русского автомобильного дизайна", но, несмотря на это, лимузин очень сильно походит на Polls-Roys Phantom с позаимствованными у Chrysler 300 элементами внешнего вида. Дизайн новой машины для президента России был на протяжении длительного времени засекречен, и даже на появившихся в Сети видео краш-теста замаскирован.
Модельная линейка президентского кортежа
Главным автомобилем проекта являлся бронированный лимузин для главы страны, длина которого должна была превышать длину седана на метр. Разработкой машины некоторое время занимались сотрудники проекта "Маруся", в том числе и Н. Фоменко.
Производством внедорожника будет заниматься завод "УАЗ" в Ульяновске, минивэна - "КамАЗ", представительского седана - "ЛиАЗ".
Концерн "Калашников" на форуме "Армия-2017" в августе 2017 года продемонстрировал прототип мотоцикла, предназначенного для сопровождения первых лиц государства. Производство тяжелого мотоцикла "Иж" было запланировано на 2018 год. Он должен был оснащаться двигателем мощностью 150 лошадиных сил и карданным приводом. Максимальная скорость составляет 250 км/час. И мотоцикл, и автомобиль отечественного производства для президентского кортежа были одобрены главой государства после проведенного тест-драйва.
Краш-тест
Тестирование бронированного лимузина проводилось в 2016 году в Германии. Практически по всем позициям, начиная от испытаний на устойчивость, автомобиль получил максимальную оценку.
Специалисты придерживаются мнения, что если серийное производство автомобилей начнется в том виде, в котором они были представлены во время инаугурации, то доля продаж бронированных лимузинов возрастет на 20 %, что весьма неплохо, особенно с учетом того, что с момента распада СССР подобных транспортных средств не выпускалось.
Интерьер
Отделка салона автомобиля для президентского кортежа выполнена в элегантном, аскетичном и строгом стиле, что соответствует статусу подобных транспортных средств. По фотографиям заметно, что автомобиль получил сиденья и клавиши управления на приборной панели от Mercedes в 140-м кузове, рычаг переключения передач автоматической трансмиссии от Toyota, рулевое колесо от Ford Mondeo 2008 года и некоторые другие элементы от иностранных автомобилей. Специалисты отмечают, что подобное заимствование не самый лучший ход дизайнеров института НАМИ.
Гамма силовых агрегатов
Линейка двигателей представлена несколькими вариантами:
- Четырехцилиндровый двигатель мощностью 250 лошадиных сил.
- Восьмицилиндровый мотор мощностью 650 лошадиных сил, являющийся совместной разработкой с Porsche Engineering.
- Двенадцатицилиндровый двигатель мощностью 850 лошадиных сил.
- Специально для внедорожника - шестицилиндровый дизельный мотор.
В паре со всеми двигателями идет девятиступенчатая автоматическая трансмиссия.
Комплектации и цены
Институтом предлагается пять модификаций в разных ценовых категориях:
- "Бизнес". Аналогична Mercedes-Benz ML, цена - 2-3 миллиона рублей.
- "Премиум". По пакету опций близок к Mercedes-Benz 500 и GL. Стоимость - от 3 до 5 миллионов рублей.
- "Люкс". Ближайшими аналогами являются Porsche и Mercedes AMG по цене 5-10 миллионов рублей.
- "Лакшери". По комплектации ближе всего Rolls-Royce Ghost и Bentley Flying Spur. Стоимость версии - от 15 до 20 миллионов рублей.
- "Эксклюзив". Аналогична Bentley Continental GT, стоимость комплектации - от 20 миллионов рублей.
Технические характеристики и возможности
Специалисты в области автомобилестроения отмечали, что автомобили, созданные по проекту президентского кортежа, будут пользоваться большим спросом среди государственных чиновников и бизнесменов. Во многом это обусловлено тем, что со времен СССР в России впервые появится собственный бронированный автомобиль.
Правительство в 2013 году наложило запрет на государственные закупки автомобилей иностранного производства, но это не распространялось на зарубежные модели российской сборки. Однако службы безопасности страны в обязательном порядке будут проверять все узлы, агрегаты и запчасти автомобилей на предмет "закладок" и различных уязвимостей.
Автомобили президентского кортежа оснащаются мультимедийными комплексами, системами спецсвязи, средствами защиты от перехвата коммуникаций и прослушивания, системами эвакуации и прочими опциями. Машина остается на ходу даже после полного обстрела шин благодаря специально разработанной системе дисков, которые позволяют ей передвигаться и без резины. Конструкция автомобиля также предусматривает специальный топливный бак с возможностью самогерметизации и систему пожаротушения, что позволяет избежать большого количества неприятностей. В салоне имеются отсеки для хранения оружия, кислородные баллоны и прочие элементы безопасности.
Несмотря на то что стиль исполнения нового лимузина президентского кортежа во многом схож со сталинским лимузином ЗИС-115, по конструкции и прочим "внутренностям" автомобили кардинально отличаются.
Эксперты по безопасности, сравнивая машины российского и американского президентов, говорят, что автомобиль американского президента выдерживает нападение, а российского - войну. Лимузин способен пережить взрыв небольшой мощности на определенном расстоянии без последствий. Специалисты, занимавшиеся разработкой, сообщают, что автомобиль является сочетанием силы, мощи, технологий, безопасности и величия. Огласка подробных описаний, впрочем, считается нарушением государственной тайны и запрещена.
Федеральная служба охраны получила автомобиль задолго до премьеры специально для подробного изучения и освоения, в том числе и для тренировок водителя, поскольку все модели отличаются неплохой динамикой и устойчивым поведением на трассе. Сотрудники института НАМИ проводят тест-драйвы специально для подготовки водителей к вероятным чрезвычайным ситуациям на дороге.
Поставщики деталей для президентских автомобилей
Компании-поставщики комплектующих для автомобилей "Единой модульной платформы" отбирались разработчиками президентского кортежа на протяжении длительного времени. Список подрядчиков был опубликован некоторыми источниками и включает следующие позиции:
- Группа компаний "АВТОКОМ", расположенная в Самаре, занимается производством электрических стеклоподъемников. Под маркой данной производственной группы выпускается широкая линейка запчастей для российских автомобилестроительных заводов.
- Стабилизаторы передней и задней подвески изготавливаются Челябинской компанией "ТРЕК". Организация специализируется на производстве деталей подвесок для различных автомобилестроительных фирм, к примеру "ГАЗ", "ПСМА Рус", "АвтоВАЗ" и некоторых других предприятий.
- Производством бронированных стекол для основного автомобиля президентского кортежа - лимузина ЕМП-41231SB - занималась владимирская компания "Магистраль ЛТД". Фирма считается одним из самых крупных изготовителей стекол для бронированных транспортных средств в России. Московская компания "Мосавтостекло" будет заниматься производством стекол для небронированных версий автомобилей.
- Нижнекамский шинный завод поставляет автомобильные шины для моделей президентского кортежа. Резина, выпускаемая заводом, устанавливается как на обычные, так и на бронированные версии машин. Для специального транспорта выпускаются непробиваемые покрышки и диски повышенного уровня прочности. Изготовлением колесных дисков занимается Челябинский кузнечно-прессовой завод.
- Отделочные панели для салона лимузина заказывались у компании "АИ-2", расположенной в Самаре. Тот же производитель поставляет комплектующие для автомобилей ГАЗ, УАЗ и "АвтоВАЗ".
- Белебеевский завод "Автокомплект" производит рулевые тяги, ступицы, поворотные кулаки, рычаги подвески и другие комплектующие ходовой части.
- Холдинг "Русская кожа" изготовляет кожу для отделки салона лимузина президентского кортежа. Собственное кожевенное производство холдинга было открыто в Подмосковье и считается одним из крупнейших в Европе.
- Тольяттинская компания "ИПРОСС" поставляет системы вентиляции и отопления салона. Разработка и подготовка комплектующих стартовала в 2016 году.
Список поставщиков не ограничивается перечисленными фирмами. Каждая компания соблюдает конфиденциальность, поскольку действует запрет на разглашение информации о производстве комплектующих автомобилей президентского кортежа. Институт НАМИ предположительно сотрудничает со 130 компаниями, специализирующимися на производстве автомобильных деталей и запчастей.
Резюме
На мощностях института ФГУП НАМИ были собраны все 16 автомобилей, которые были переданы в Гараж особого назначения ФСО. Первый этап производства остальных автомобилей будет осуществляться здесь же.
До конца года чиновникам должны быть переданы 70 автомобилей. Компания Sollers и ФГУП НАМИ планируют в дальнейшем построить собственное предприятие, на мощностях которого будут создаваться остальные модели проекта "Кортеж". Каждый год должно выпускаться порядка 300 машин.
В свободную продажу автомобили будут выпущены под брендом Aurus, наименование которого представляет собой объединение двух слов - Aurum и Russia.
Модели, выпускаемые под новоиспеченной маркой, получат каждая собственное имя в честь башен Кремля. Внедорожник выйдет самым последним из линейки и будет называться "Комендант", лимузин и седан разделят наименование "Сенат", а минивэн получит имя "Арсенал". Минимальная стоимость автомобилей составит 6 миллионов рублей. Реализация машин будет осуществляться не только на внутреннем рынке России, но и в Китае и ОАЭ.